МФО и банки теперь могут выдавать деньги онлайн. Да, некоторые игроки рынка уже заявляли, что выдают кредиты таким образом, но это было правдой только наполовину. Через интернет банки лишь собирали заявки, а для выдачи денег им нужна была подпись владельца. Они приглашали клиентов в офис или использовали курьерскую службу для доставки документов. Срок выдачи займа или кредита занимал до трех дней, а в некоторых случаях мог затянуться на неделю. Поэтому получить кредит традиционным способом было зачастую гораздо проще.
С апреля 2018 года на рынке произошли серьезные изменения: впервые были выданы займы с помощью технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП). Это важнейшее событие для всего сектора. Можно сказать, что цифровая революция, о которой так много говорят чиновники на региональных и федеральных уровнях, произошла буквально в прошлом месяце.
Клиенты смогли взять микрокредит за 15 минут вместо нескольких дней. Кроме того, доступ к финансовым инструментам получили те, у кого раньше этого доступа никогда не было. Некоторые регионы Казахстана были полностью отрезаны от финансовых институтов страны из-за их отдаленности и малочисленности: банкам просто было невыгодно их обслуживать. В регионах Казахстана не хватает финансовой инфраструктуры: банки продолжают сокращать отделения в регионах; курьерские службы, которые доставляют документы на подпись, и вовсе не работают в небольших городах и селах.
Некоторые люди в относительно крупных городах вроде бы могли получить услуги дистанционно, то есть с помощью курьерской службы, но все это было отягощено множеством нюансов. Курьеры не работают вечером, у них есть выходные и праздники. Мы в Solva сталкивались и с другими проблемами: курьеры могли перепутать адреса, людей, подписывали документы не в тех местах, теряли их и т. д. Услуга, которая была призвана облегчить сервис, иногда усложняла его в разы. Одно из главных правил бизнеса: если можно исключить человеческий фактор из рабочего процесса, его надо исключить. Еще одно: если можно сократить цепочку посредников – это нужно сделать.
Несмотря на то, что технологии ЭЦП в Казахстане уже несколько лет, она слабо использовалась в кредитном бизнесе: банки и МФО не спешили внедрять ее (многие считали, что это дорого, у других – не хватало технологических возможностей). К тому же не было крупных коммерческих площадок, на которых можно было бы проводить все операции. Теперь эта инфраструктура появилась.
Технология ЭЦП и выдача кредитов и займов в онлайн-режиме повышают не только финансовую доступность, но и финансовую и технологическую грамотность населения. Клиенты в процессе получения и использования ЭЦП знакомятся с технологиями и осваивают новые навыки, которые помогут при взаимодействии с другими продуктами или услугами.
В Казахстане уже более пяти миллионов граждан владеют электронной цифровой подписью. В ближайшем будущем их количество может увеличиться более чем в два раза. Для всех этих людей удобнее получать деньги дистанционно. Рано или поздно они откажутся от походов в отделения и офисы банков, которых становится с каждым годом все меньше.
Для полноправного перехода из офлайна в онлайн сейчас очень удобное время. Казахстан объявил о третьей модернизации страны, основой которой является цифровизация. К 2025 году страна должна занять 30-ое место в международном рэнкинге цифровой конкурентоспособности. Бизнес пока ограниченно участвует в этом процессе, но даже самым консервативным компаниям придется встраиваться в новые реалии. Конкуренцию в финансовом секторе выдержат те, кто сможет предоставлять качественный и удобный сервис. Те, у кого уже есть опыт работы на стыке финансового и технологического рынков. Те, кто не успеет перестроиться, неизбежно проиграют в этой борьбе. Более того, они проигрывают прямо сейчас.
А. Дзоекаева,
управляющий директор Solva