«Мы всегда помогаем бизнесу, но человек, его права и здоровье важнее», — слова Главы государства Н. Назарбаева, озвученные им в Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» непременно должны стать постулатом для Комитета по контролю качества и безопасности товаров и услуг, который, согласно поручению Президента, появится в стране уже в следующем году.
«Сегодня отсутствует целостная политика по защите населения от некачественных и опасных для здоровья и жизни товаров и услуг, — Глава государства объективно оценил нынешнюю ситуацию, поручив Правительству принять меры и упорядочить эту деятельность. — В целом бизнес должен думать не только о прибыли, но и совместно с государством обеспечивать безопасность и комфорт для наших граждан».
Остается надеяться, что с созданием Комитета ситуация с защитой прав потребителей изменится в лучшую сторону, пока же задача по-прежнему лежит на отделе по защите прав потребителей областного департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК. Разъясняют, консультируют, помогают составить претензионное письмо или исковое заявление в суд, обращаются к нарушителю потребительских прав с призывом соблюдать закон.
— По-прежнему много обращений связано с явным нарушением самого элементарного права потребителя на замену товара, — пояснил «ЮК» главный специалист отдела А. Гайсанов. — Причем сталкиваются с этим покупатели как на рынках, так и в крупных магазинах, где, казалось бы, порядка должно быть больше. Потребителю отказывают в самом первом его праве на замену товара, который не понравился или является некачественным. И только претензионные письма приводят нарушителей в чувство. Но прежде покупателю нужно несколько раз обратиться к продавцу, напороться на его отказ, прийти к нам и после уже реализовать свое законное право. Не знаю, чем можно объяснить это хождение по мукам: незнанием закона или же игнорированием его.
Впрочем, иной раз за защитой своих прав потребителю приходится обращаться в суд. Очередной судебный процесс проходит сейчас в Аль-Фарабийском районном суде. Истец — 25-летний Ш. Интыкбаев, купивший в июле этого года дорогой смартфон премиум-класса в магазине сотовой связи «Mobil Plus». Через месяц использования обнаружил посторонние шумы в динамике. Пришел в магазин, где купил товар, оттуда его отправили в сервис-центр на диагностику. Смартфон дорогой, поэтому вполне понятно желание его владельца присутствовать при диагностике аппарата. Более того, подчеркивает А. Гайсанов, это законное право потребителя. Но Ш. Интыкбаеву сотрудник сервис-центра «Пятый элемент» в этом праве отказал. Претензионное письмо владельцу магазина с просьбой о замене товара действия не возымело. И потребитель был вынужден сначала прийти за консультацией в отдел по защите прав потребителей, а после обратиться с иском в суд. Хотя, по сути, Закон «О защите прав потребителей» подобную ситуацию регламентирует четко статьями 14 и 15.
Алиса Масалева