Каждый упущенный день непременно скажется на общем уровне образования учащихся — такова позиция руководителя отдела образования Толебийского района Р. Амановой. В условиях пандемии учебный процесс пришлось полностью перестраивать, сегодня учащиеся получают знания в новом формате.
— Роза Сарсенбековна, расскажите, как организовано обучение в школах района?
— В Толебийском районе 67 школ, в которых учится 27 241 ребенок. На сегодняшний день в штатном режиме работает 21 школа. В основном они находятся в отдаленных горных аулах, и число учеников в них не превышает 300 человек. 44 школы действуют в дежурном режиме. Посещают занятия учащиеся 1-5 классов и выпускных классов. Остальные школьники обучаются на так называемой удаленке.
Чтобы создать условия для обучения детей в новом формате, их обеспечили компьютерами. В прошлом году областное управление развития человеческого потенциала предоставило нам 230 компьютеров, 1688 ноутбуков, 403 планшета. Из районного бюджета были выделены средства на приобретение 207 компьютеров, 187 ноутбуков и 800 планшетов. Планшеты, кстати, были розданы детям из малообеспеченных семей на безвозвратной основе. В тех населенных пунктах, где доступ к интернету ограничен, мы разрешили детям приходить в школу группами не более пяти человек, чтобы получить домашнее задание.
— Как планируется проведение ЕНТ в этом году?
— В конце учебного года аттестаты будут вручены 1200 учащимся, сейчас они активно готовятся к сдаче ЕНТ. Тестирование планируется провести в новом формате, и будет оно проходить в три этапа. У выпускников больше шансов получить гранты на обучение в вузах страны. Большую помощь в подготовке к единому национальному тестированию оказывает новая платформа «Дарын онлайн».
— Что можете сказать об уровне подготовки педагогов?
— Что касается педагогической деятельности, то на преподавателях лежит большая ответственность за обучение и воспитание детей. Ведь учитель должен не только обладать глубокими знаниями по предмету, но и быть примером в жизни для своих учеников.
Что скрывать, молодые учителя позволяют себе приходить в школу с окрашенными во все цвета радуги волосами, стильных костюмах, увешанные золотыми украшениями. Я считаю, что такой внешний вид неприемлем для учителя. Более десяти лет мы практикуем встречи ветеранов народного образования, заслуженных педагогов с начинающими учителями. И такая тесная связь между умудренными жизненным опытом людьми и молодыми педагогами дает свои положительные результаты. Культура поведения и внешний облик учителя – один из самых обсуждаемых вопросов на сегодня. Каждая школа разработала свой дизайн одежды для преподавателей. Теперь по фасону и цветовой гамме можно узнать, в какой школе работает учитель.
— Как Вы относитесь к тому, что мы становимся все больше зависимы от интернета?
— Для одних он источник знаний, для других — просто развлечение. Наша молодежь мало читает, черпает знания в интернете, считая его истиной в последней инстанции. Я, например, люблю читать книги, они самый надежные друзья и источник знаний. Очень хотелось бы, чтобы такое уже забытое понятие, как настольная книга, чаще появлялось в нашем лексиконе и обыденной жизни.
— Роза Сарсенбековна, Президент Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях акцентирует внимание на вопросах внешкольной работы. Возрождение дворовых клубов, кружков по интересам становится жизненной необходимостью в деле воспитания детей. Ваше мнение по этому вопросу?
— Бесспорно, оно сыграет важную роль в формировании личности, становлении молодых людей. Система внешкольного воспитания подростков призвана защищать ребят от негативного влияния улицы, развивать физические и творческие способности, помогать в выборе будущей профессии. Подростки не должны быть предоставлены сами себе. Сегодня мы возрождаем работу кружков по интересам: учим моделированию, вязанию, шитью. Для создания центров внешкольной работы нужны помещения. У нас в районе есть старые школьные здания, которые мы постарались сохранить, сейчас проводим их ревизию, выясняем, насколько они пригодны для организации работы кружков.
Раньше финансирование было централизованным, на сегодняшний день все учреждения образования стали в этом плане самостоятельными. Поменялись не только вывески, но и их статус. Все внешкольные и дошкольные учреждения стали государственными коммунальными предприятиями, а школы – коммунальными государственными учреждениями. Это дает им возможность развиваться самостоятельно в финансовом плане.
Берик Монтаев
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!