О новых механизмах защиты прав граждан при рассмотрении споров
1 июля 2021 года будет введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Это новый документ в казахстанской правовой системе.
«В настоящее время в публично-правовых спорах граждане находятся в неравных условиях, их возможности несоизмеримы с ресурсами государственного аппарата», — отметил Глава государства К. Токаев в Послании народу Казахстана и обозначил необходимость внедрения административной юстиции.
Для решения этих задач Министерство юстиции и Верховный суд Республики Казахстан разработали проект Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК).
Документ закрепляет совокупность гарантий, позволяющих гражданам активно участвовать в процессе принятия управленческих решений. Он также устанавливает эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров вышестоящим органом и органами судебной власти.
Административный орган и административный акт будут играть ключевую роль в установлении административной процедуры, соответствующей международным стандартам.
Так, согласно АППК, административная процедура – это деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры.
Результатом административной процедуры будет административный акт, то есть решение, принимаемое административным органом или действие (бездействие) административного органа, не связанное с принятием административного акта.
Административная процедура может быть начата по обращению заявителя (заявление или жалоба) либо по инициативе административного органа.
Устанавливаются требования, предъявляемые к заявлению.
При допущении формальных ошибок в заявлении предусматривается обязанность административного органа в оказании содействия по их устранению.
Закрепляется обязанность административного органа предоставить право лицу быть заслушанным перед принятием неблагоприятного административного акта.
Административный акт, действие административного органа (не связанное с вынесением административного акта) или отказ от его принятия должны быть обжалованы заявителем в вышестоящем административном органе. Жалоба на административный акт административного органа, не имеющего вышестоящего органа, подается в суд.
АППК детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, в частности, заслушивание всех заинтересованных лиц. Административный орган получает полномочия по сбору доказательств, истребованию необходимых материалов у компетентных органов, приглашению свидетелей и др.
Обязательность процедуры обжалования в вышестоящем органе перед обращением в суд — действенная мера по улучшению ведомственного контроля.
Решение по результатам рассмотрения жалобы принимается в форме письменного административного акта.
При неудовлетворении жалобы гражданин вправе ее обжаловать в административном суде.
Модель административного судопроизводства, предусмотренная АППК, предполагает создание новых специализированных административных судов в крупных городах и областных центрах (всего 21 суд) для рассмотрения публично-правовых споров.
Это международная практика. В странах, где административная юстиция состоялась, такие споры рассматриваются в обособленных административных судах.
При этом действующие административные суды, рассматривающие дела по Кодексу об административных правонарушениях, будут подлежать переименованию: их новое название «Специализированные районные и приравненные к ним суды по административным правонарушениям».
Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства станет усиление активности суда в процессе сбора доказательств. Суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно.
Вводится также институт судебного контроля исполнения судебных актов. В частности, предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий (до 100 МРП) как вида процессуального принуждения для обеспечения своевременного исполнения их требований.
Кодекс предполагает внесение поправок в 75 законодательных актов, десять из которых кодексы.
В заключение необходимо отметить, что возможны негативные последствия от принятия АППК в виде значительного увеличения объема досудебного обжалования и исков в суд.
Это неизбежные процессы, с которыми сталкиваются все страны, впервые принявшие аналогичные законодательные акты.
В качестве примера можно привести опыт Латвии, где после принятия Административно-процессуального закона в 2004 году тоже был большой поток жалоб и исков, но по истечении определенного периода времени (около 5 лет), по информации эксперта GIZ — представителя Латвии, объем подачи исков в административные суды сократился на 30-40 %, поскольку административные органы обеспечивают качественное рассмотрение обращений лиц, тем самым повышая доверие общества к публичной власти.
Негина Клышпаева,
руководитель отдела департамента юстиции Туркестанской области
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!