Отличие же ее от предшествующих в том, что на этот раз она еще стала диалоговой площадкой для обсуждения проблем управления и инноваций, выработки методических рекомендаций по модернизации образования в рамках реализации задач, определенных в Послании Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и программе «Рухани жаңғыру», а также в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы.
Задача определена, и она многогранна
Взрастить высокообразованного человека, способного быстро осваивать новые навыки и умения, адаптироваться к новым требованиям. Именно в этом теперь в современном, быстро меняющемся мире заключается главная цель системы образования. Что для этого необходимо и как этого добиться, подробно и понятно изложено Главой государства в спецпроекте «Тәрбие және бiлiм» программной статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Как отмечалось на конференции, следование программе позволит в будущем получить конкурентоспособных, прагматичных, сильных, творческих личностей единой нации, фундаментом успеха которых станет культ знаний. А добиться такого результата можно только путем консолидации усилий организаций образования, семьи и других общественных институтов.
«На сегодняшнем совещании, учитывая ошибки прошлых лет, мы разрабатываем новые пути развития в сфере образования. Глава нашего государства говорит: «Мы сейчас идем по пути триединства «образование-наука-инновация», который ведет к постиндустриальному миру, — сказал аким области Ж. Туймебаев. — Новый век, новое время ставят перед нами новые вызовы и задачи. Без совершенствования системы образования мы далеко не уйдем. Мир меняется, и мы должны меняться. Сегодняшний день — день полноценного изменения взглядов на содержание образования, на личности учителя и ученика».
Школа, отметил Ж. Туймебаев, должна взять на себя первостепенную обязанность по формированию новых жизненных установок личности. Ведь развивающемуся обществу нужны нравственные предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социально-культурного пространства государства. Поэтому подход общества к школе должен быть полностью изменен. Пора перестать видеть в ней только образовательное учреждение и начать воспринимать как центр решения многих социальных проблем.
На старой телеге в новый век не въехать
Почти год управление образования области проработало без первого руководителя. Работу это не останавливало, но временное исполнение обязанностей все же несет в себе определенные неудобства и недосказанность. Новый руководитель был назначен буквально за неделю до августовской конференции. Но этой недели И. Сагындыкову хватило, чтобы проанализировать ситуацию в сфере образования Южного Казахстана и выступить на педчтениях с перечнем самых болевых точек.
Вопросов, которые предстоит решить, множество. В их числе — проблемы с учебниками для школ с узбекским и таджикским языками обучения, нехватка педагогов для русскоязычных классов и школ, увеличившееся количество попыток суицида. Так, если в прошлом году случаев, когда подростки пытались свести счеты с жизнью, было зарегистрировано 43, то в этом — уже 72. Отмечены и недостаточно высокие показатели ЕНТ в некоторых районах. Есть даже такие выпускники, кто вообще не набрал ни одного балла. Но печальнее всего то, что подводят и обладатели знака «Алтын белгі», среди которых около 30 процентов не смогли преодолеть пороговый уровень. Зато среди школьников растет количество правонарушений. Все это, как отметил И. Сагындыков, требует детального анализа и принятия необходимых мер. А обновление и укрепление материальной базы школ требует еще и немалых средств. Ведь, подчеркнул руководитель управления образования, с компьютеризацией школ дела пока обстоят не лучшим образом. Если в среднем по республике на один компьютер приходится по десять учащихся, то в Южном Казахстане — 15 и более. А уже имеющаяся техника далеко не везде соответствует современным требованиям. При таком раскладе говорить о переходе в век цифровых технологий явно рановато. Ветераны образования с первого ряда кивали в такт словам выступающего и перешептывались: «Да, на старой телеге в новый век не въехать…»
Выслушав докладчика, глава региона Ж. Туймебаев отметил, что все это действительно требует скорейшего решения.
«Управление образования и акимы всех уровней не должны скрывать имеющихся проблем, а наоборот, выявлять и работать над их решением, — сказал Жансеит Кансеитович. — Напоминаю: работа акимов городов и районов в системе образования будет оцениваться по уровню готовности школ к новому учебному году, качеству знаний учащихся и материально-технической оснащенности учебных заведений».
Денег и школ много не бывает
Пока еще не снят с повестки дня вопрос переполненности учреждений образования, хотя работа по строительству новых зданий, как и по комплектации школ всем необходимым, ведется постоянно. И денег на это государство не жалеет. В этом году на финансирование сферы образования из областного бюджета выделено 257,6 млрд. тенге, по сравнению с прошлым годом эта сумма увеличилась на 19 млрд.
Казалось бы, средства огромные. Но не стоит забывать, что наша область самая густонаселенная. В новом учебном году за парты сядет около 640 тысяч учащихся. По сравнению с прошлым годом их численность увеличилась на 28 тысяч. В первый класс пойдут 73691. Обучать все это детское население Южного Казахстана будут более 69 тысяч учителей. А поскольку количество учеников растет из года в год, то становится понятно, почему, несмотря на ежегодное строительство школ, никак не удается решить проблему трехсменки.
В этом году возводится 79 объектов образования на сумму 31,2 млрд. тенге. В 29 из них новоселья отметят до конца года. В 2016 году в капитальном ремонте нуждались 43 трехсменные школы. 20 из них будут полностью обновлены и сданы в эксплуатацию уже в этом году. Завершение строительства еще в 23 запланировано на 2018-2019 годы. Количество организаций дошкольного воспитания и обучения по сравнению с прошлым годом увеличилось на 95 (в том числе 93 — частные детские сады), тем самым численность детей в возрасте от трех до шести лет, стоящих в очереди в детский сад, сократилась с 43 тысяч до 28.
Пришло время новых специальностей
В программной статье Президента Казахстана Н. Назарбаева большое внимание уделяется культу знаний и трансформации всей системы образования. Ведь технологические и экономические перемены в ближайшем будущем изменят привычный уклад жизни. Целые отрасли потеряют востребованность, расширится перечень исчезающих профессий, их место займут новые, необходимые современному рынку.
В нашем регионе быстрыми темпами развиваются туристический бизнес, тепличное хозяйство, интенсивные сады, перерабатывающая промышленность. Все эти отрасли остро нуждаются в специалистах и квалифицированных рабочих. Молодежь по собственному убеждению или по настоянию родителей все еще стремится получить профессии юристов и экономистов, ранее считавшихся престижными, но маловостребованные сегодня. Чтобы переломить ситуацию, разъяснительную работу с учениками и их родителями необходимо начинать еще в школах.
«Стране, в частности нашей области, нужны высококвалифицированные строители, программисты, инженеры, работники сферы обслуживания, сельского хозяйства и туризма, — сказал аким ЮКО. — Уверен, что уже в обозримом будущем начнут развиваться ресторанный и гостиничный бизнес, будут открыты курортные зоны. Это, в свою очередь, предоставляет большие возможности для открытия собственного дела. Поэтому при выборе будущей профессии выпускникам и их родителям стоит помнить об этом.
Приведу пример: в области функционирует 91 колледж. Ежегодно они выпускают более 20 тысяч специалистов среднего звена. Согласно статистическим данным 86 процентов выпускников колледжей и вузов трудоустраиваются после окончания учебного заведения. Возникает вопрос: откуда берется безработная молодежь? Ответ напрашивается сам собой: либо эти учебные заведения дают слабые знания и готовят некомпетентных специалистов, либо их сведения о трудоустройстве не соответствуют истине».
Чтобы южноказахстанская молодежь не попала в число тех, кто окажется не у дел, по мнению Ж. Туймебаева, колледжи и вузы должны чутко следить за потребностями предприятий области, делать прогноз на ближайшие три-пять лет и своевременно переориентироваться, открывая новые специальности и отказываясь от тех, что уже не имеют ценности.
Ключи от квартир — за преданность учительскому труду
Проблем, которые необходимо решить в образовании области, еще множество. Немало и тех, кто прилагает огромные усилия, задействует весь свой профессионализм, чтобы эти проблемы решились как можно скорее. Эти педагоги достойны высокой награды, которой и были отмечены на августовской педагогической конференции.
Десять работников образования получили нагрудные знаки Министерства образования, в том числе пять — «Ы. Алтынсарин», еще пять — «Почетный работник образования». Восемь учителей награждены грамотами и благодарственными письмами министра образования и науки РК, 13 педагогов — грамотами и благодарственными письмами акима ЮКО. Особую награду — ключи от квартир от руководства области — получили учитель начальных классов школы №39 г. Шымкента А. Дуйсебекова, учитель информатики школы №66 Казыгуртского района Ж. Мусаева и учитель казахского языка гимназии №9 г. Туркестана В. Батыркулова.
И. Притула
Фото С. Мырзалиева