С июля 2021 года в республике начнет действовать новый Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). О том, что это даст рядовым казахстанцам, «ЮК» попросил рассказать председателя Сайрамского районного суда К. Дуйсебекова.
— Курмангали Дуйсебекович, как будет работать АППК?
— В большинстве зарубежных стран, где административная юстиция действует давно, она предоставляет возможность законно и справедливо разрешить спор между гражданином и госорганом. В этом нуждаются наши граждане, представители бизнеса. Без этого сложно говорить об инвестиционной привлекательности страны. В развитых странах административные суды являются авторитетными, а решения судей влияют на качество работы госоргана. И чиновник понимает, что суд будет «ревизировать» его решение через призму защиты прав гражданина. Таков посыл административной юстиции. Госорган всегда сильнее любого истца. Не только юристы, но и простые люди чувствуют это неравенство. Сделать процесс рассмотрения дел справедливым призван новый Административный процедурно-процессуальный кодекс.
На мой взгляд, АППК вобрал в себя позитивные механизмы административной юстиции зарубежных стран. Он состоит из двух частей: административные процедуры и административное судопроизводство. В кодексе закладываются новые для национального законодательства принципы: охрана права на доверие, соразмерность, приоритет прав, запрет на злоупотребление формальными требованиями, активная роль суда, разумный срок судебного разбирательства и другие.
Вводятся и новые правовые категории: административный орган, административный акт, административное действие (бездействие). Административные акты будут дифференцироваться на благоприятные — предоставляющие новые права, прекращающие обязанности, улучшающие положение. И обременяющие — прекращающие права, возлагающие обязанности, ухудшающие положение.
Определяется статус лица во взаимоотношениях с административными органами, его право на участие в процедуре, изложение своей позиции, представление дополнительных материалов до принятия акта. АППК закрепляет единую детальную процедуру инициирования, рассмотрения и принятия административного акта. Сейчас единого подхода нет. Регулирование разрозненное, отраслевое.
— Расскажите подробнее о предстоящих административных процедурах.
— Кодексом вводится процедурная гарантия быть выслушанным. Это обеспечивает возможность лица, в отношении которого осуществляется административная процедура, выразить свою позицию до принятия окончательного решения. Заслушать — это обязанность чиновника. Устанавливаются стадии осуществления административной процедуры: стадия возбуждения (подача обращения), рассмотрения дела (исследование, заслушивание и т. д.), принятия решения (издание административного акта, ответ на обращение). Такая система стадий позволит унифицировать всю управленческую деятельность, ограничивая ведомственные различия, и оптимизировать работу госорганов, освободив от разработки множества правовых актов, регулирующих их деятельность.
Вводится и особый порядок отмены правовых решений, благоприятных для граждан. Человек должен быть уверен, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет его вины. То есть люди не должны страдать из-за невнимательности или безалаберности чиновников, которые вынесли в свое время акт в их пользу. Вина чиновника не должна автоматически вести к отмене вынесенного им решения.
Кодексом внедряется и обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных категорий споров (например, налоговые, таможенные), где предусмотрен особый порядок обжалования решений указанных органов. Для удобства граждан вводится упрощенный механизм подачи жалобы в вышестоящий орган власти через нижестоящий. При этом административный орган обладает возможностью в течение трех дней с момента поступления жалобы на акт исправить свою ошибку, вынести благоприятный акт, не направляя дело в вышестоящий орган. Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном режиме — 20 рабочих дней, тогда как процесс рассмотрения споров в суде может занимать до трех месяцев.
— А как изменится сам процесс?
— Административный процедурно-процессуальный кодекс – новая четвертая форма судопроизводства со своими новшествами и особенностями. Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства будет принцип активной роли суда. Судья станет «активным» и «говорящим». Он будет помогать истцу отстаивать его интересы.
Принцип активной роли суда включает в себя как минимум три аспекта. Это право суда не ограничиваться представленными сторонами доказательствами и исследовать все обстоятельства, которые он сочтет необходимыми для установления истины; суд будет собирать по собственной инициативе доказательства, если представленные являются недостаточными; и, наконец, административный орган обязан доказать свою правоту, а стороны — предоставить истребуемые судом документы и сведения.
Дело будет считаться возбужденным с момента предъявления иска и рассматриваться в судах первой и апелляционной инстанций в разумные сроки — до 3 месяцев. В кассации — до 6 месяцев. Сокращено участие прокурора в судебном процессе. Важным новшеством в АППК являются меры процессуального принуждения. С их помощью суд будет обеспечивать, в том числе и исполнение принятых судом решений. В АППК приветствуются примирительные процедуры.
— В кодексе предлагается закрепить принцип «разумного срока судебного разбирательства». Не повлечет ли такой диапазон сроков их затягивания судами? Не получится ли так, что гражданин будет ждать решения суда годами?
— Введение в кодекс понятия «разумный срок» обусловливает необходимость пересмотра сложившихся подходов к значению сроков судебного разбирательства для обеспечения права на судебную защиту, гарантированного нашей Конституцией. По сути, это отдача приоритета качеству, нежели срокам. Что сейчас в судах происходит? Судьи боятся нарушить срок. За нарушение срока в принципе ответственность такая же, как за некачественное решение. Поэтому предлагаемый проектом кодекса разумный срок — это цивилизованный способ решить задачу. Административная юстиция — это в большинстве своем наиболее сложные дела (налоговые, таможенные, земельные споры). Они требуют очень серьезной подготовки всех участников процесса. Судьи — это взрослые, состоявшиеся, с высокой дисциплиной и ответственностью люди. Они должны выстраивать иерархию очередности и важности стоящих перед ними задач. Если речь идет о десяти сотках земли, не предоставленных гражданину, то для этого достаточно одного месяца, возможно, даже меньше. Можно решить в одно-два заседания.
Налоговый же с десятками томов и многомиллиардным предметом спора, конечно, требует большего времени. Разумные сроки — это отличительная черта административной юстиции для многих других стран, где она введена. По кодексу разумный срок включает такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников процесса, процессуальная достаточность и эффективность действий суда по оперативному рассмотрению дела. Он применим в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций, однако не применяется при производстве отдельных категорий дел.
— А второй принцип — активная роль суда, в соответствии с которым судья также высказывает предварительное правовое мнение по делу. Как это повлияет на позицию гражданина в отстаивании своих интересов?
— Хочу обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, это право судьи; во-вторых, судья высказывает такое мнение по тем или иным правовым вопросам, связанным с фактическими и юридическими сторонами рассматриваемого дела. То есть не в целом по делу, не прогноз, не решение, не предварительное решение, а по тем или иным аспектам дела, по правовым вопросам, которые возникают при его рассмотрении. В-третьих, это положение вводится для того, чтобы исключить неожиданное судебное решение, повысить качество судебной дискуссии, спора.
Сейчас происходит так, что истец с ответчиком судятся, а судья молчит в течение всего судебного процесса. В конце же выносит решение, которое непонятно и неожиданно для сторон, и они фактически не имели возможности учитывать промежуточные выводы судьи для корректировки своей линии защиты. Когда судья в судебном процессе высказывает свое предварительное мнение, это позволяет сторонам лучше подготовиться, привести какие-то дополнительные сведения. То есть качество процесса и окончательное решение улучшаются, поскольку сторонам уже примерно понятно, в каком направлении мыслит судья.
— Спасибо за подробные пояснения, надеемся, Вы ответили на многие вопросы наших читателей.
Ирина Притула
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!