В Казахстане сохранились считанные образцы советских мозаичных работ на зданиях. Многие нещадно уничтожены,оставшиеся нуждаются в реставрации и тоже находятся под угрозой исчезновения. Такую проблему уже восемь лет поднимает К. Турапбаева, вдова известного художника-монументалиста У. Кошкинбаева, но пока безрезультатно.
Ее муж Узакбай Сейфулдаевич — автор крупнейших мозаик в нескольких городах нашей страны. Один из самых талантливых художников ушел из жизни в Шымкенте два года назад. До последних дней его волновала данная проблема.
— Сердце кровью обливается, когда видишь, как уничтожается такая красота, — говорит Кульсия Салиевна. – А ведь это уже своего рода памятники истории. Взять хотя бы фасад восьмой гимназии, на котором имелась мозаичная композиция «Труд». Здание снесли и на этом же месте строят новое. Неужели мозаику нельзя было перенести? Или, например, первая городская поликлиника. В медицинском учреждении провели капитальный ремонт. Сделали облицовку здания, а мозаику в виде надписи «Берегите памятники культуры» попросту убрали. Сколько бы мы ни сигнализировали в управление здравоохранения, но наш голос не был услышан. Исчезла еще одна прекрасная мозаичная композиция «Жұлдызнама» в бывшем кинотеатре «Казыгурт», который был переделан в тойхану.
Сейчас К. Турапбаева переживает за мозаику на фасаде девятого лицея. Как бы и здесь не посчитали ее лишней. Работу нужно лишь отреставрировать, и она по-прежнему будет украшением школы. Имеется красивое мозаичное панно на тему «Времена года», изготовленное в 1981 году, на стене психоневрологического диспансера. Оно состоит из четырех частей, каждая из которых – настоящий шедевр. Но многие фрагменты отвалились, их нужно восстановить. Эту работу в свое время очень высоко оценили народные художники Казахстана С. Мамбеев, А. Галымбаева, Е. Мергенов.
Кульсия Салиевна рассказывает, что три года назад к ним обратился Дэннис Кин, ведущий популярной авторской программы «Открывая Казахстан». Как оказалось, экскурсии не единственное дело американского журналиста. Приехав много лет назад в Казахстан, Дэннис полюбил эту страну, ее культуру, язык и народ. Сейчас он погружен в работу над многочисленными проектами, нацеленными на популяризацию Казахстана за границей.
В частности, он активно собирает сведения о советских мозаиках на зданиях, тщательно документирует их, изучает историю создания, дружит с авторами работ. У него собралась внушительная коллекция работ казахстанских и советских художников и монументалистов. Многие пользователи именно от него узнали о кончине У. Кошкинбаева, который внес значительный вклад в казахское искусство и культуру.
У Дэнниса есть проект, направленный на сохранение таких работ. Это сайт MonumentalAlmaty.com. Он пишет книгу о монументальном искусстве Казахстана (мозаика, панно, муралы, витражи), которое, к сожалению, утрачивается. Поскольку многие административные здания были приватизированы после распада СССР, многие произведения монументального искусства сейчас повреждены и разрушены.
— Дэннис очень удивился, что сведений о моем супруге, авторе многих уникальных работ, очень мало, — рассказывает К. Турапбаева. — Настолько он был скромным человеком, не стремился к славе и деньгам. Для него творчество было главным. Американский журналист сфотографировал работы моего супруга, записал с ним интервью. Сейчас он работает над книгой, в которую войдут сведения об Узакбае Кошкинбаеве. Нам обещали при поддержке управления культуры организовать выставку, посвященную его творчеству. Но в связи с пандемией эту идею пришлось отложить. Вторая попытка тоже не увенчалась успехом. Выставку собирались провести в выставочном центре «Көрме», но здание сильно пострадало во время январских событий. Надеемся, что в ближайшее время все же удастся организовать выставку. Дома хранится очень много картин, эскизов Узакбая Сейфулдаевича, которые были бы интересны общественности. Мой супруг родился в Тюлькубасском районе, окончил художественное училище имени Бенькова в Ташкенте, театрально-художественный институт имени Островского, с 1984 года был членом Союза художников КазССР. В 1990-1991 годах возглавлял областной филиал Союза художников. Автор более 500 творческих работ в технике станковая живопись: «Мелодия степи», «Кочевники», «Дорога к Бургулюку», «Мать и сын», «Молодая пора», «Туркестанский базар», «Старый город», «Невеста», «Исток», «Победитель», «Сумерки» и многих других. В фонде областного музея изобразительного искусства хранятся его творения: «В ауле», «Кажымукан», «Аулада», «Спаш ата», «Атамекен», «Тюлькубас» и другие.
По словам Кульсии Салиевны, вместе с детьми она старается собрать как можно больше данных о сегодняшнем состоянии мозаичных работ своего супруга.
Недавно удалось сфотографировать здания в Жетысае, Шардаре, Таразе и Кызылорде. Кстати, в последних двух городах мозаики еще в хорошем состоянии.
— В свое время Узакбай Сейфулдаевич направлял открытое письмо на имя тогдашнего акима Южно-Казахстанской области Бейбута Атамкулова, — говорит К. Турапбаева. — Над мозаиками мой супруг работал с 1980-го по 1993 год. Он говорил, что мы должны сохранить эти образцы для потомков. Ведь в каждой работе – большая смысловая нагрузка. Если посмотреть, то в каждой композиции вы найдете казахские традиции и обычаи, культуру, историю. Это не просто красивые мозаичные рисунки, они имеют огромное воспитательное значение. Мы выступаем за их историческую ценность, боремся за их спасение и восстановление.
Узакбай Сейфулдаевич вложил в каждую работу частицу своей души. Рисовал эскизы мозаики, переносил их на картон, затем вместе с помощниками выкладывал цветные камешки. С 2014 года поднимаем эту проблему, но воз и ныне там. Была я на приеме у Аскара Мырзахметова, возглавлявшего тогда область. Меня перенаправили к руководству управления культуры, затем еще к кому-то. Так никаких результатов добиться и не удалось. Лишь футболят, объясняют, что других проблем хватает. Обращались недавно и к городским властям, но тоже толку нет.
Я не знаю, к кому обращаться, куда идти. Никого не волнует эта проблема. Свою многолетнюю работу Узакбай делал в казахском стиле, чтобы искусство нашего народа не исчезло, — говорит Кульсия Салиевна.
Город хорошеет с каждым днем, появляются новые современные сооружения. Но они не должны вытеснять то, что было создано много лет назад. Конечно, проводится капитальный ремонт зданий, меняется облицовка, но ведь мозаичные работы можно сохранить либо перенести в зоны отдыха, где они будут радовать глаз. Одним словом, их нужно сохранить для будущих поколений.
Салтанат Абдижаппарова
Фото автора и из архива К. Турапбаевой