Что показал тематический мониторинг антикоррупционного ведомства в учреждениях образования
Лидеры в черном списке
Сотрудники департамента по противодействию коррупции (ДППК) Туркестанской области исследовали причины правонарушений, связанных с денежными поборами с учителей и родителей в школах.
Антикоровцы проанализировали уголовно-правовую статистику и практику рассмотрения обращений, которые зафиксировали высокий уровень коррупции в системе образования. С 2018 по 2021 год расследовалось семь дел о поборах с учителей. К уголовной ответственности были привлечены 13 директоров школ. В 2020 году на круглосуточный телефон 1424 call-центра Агентства РК по противодействию коррупции от жителей Туркестанской области поступила 21 жалоба, в 2021-ом — 19. Всего по республике за этот период было 88 заявлений. Мы, к сожалению, в лидерах.
Доля жалоб на нарушение прав в учебных заведениях составляет 35% от всех 1234 обращений в социальной сфере, поступивших в ДППК в 2021 году.
В департамент по контролю в сфере образования Туркестанской области в 2018-2020 годы поступило 38 обращений о школьных поборах. СМИ и социальные сети бурно комментируют каждый подобный случай. Людям надоело молчать…
Разговор начистоту
В феврале этого года был организован круглый стол на тему «Коррупция — зло для будущего поколения» с участием руководителей департамента по противодействию коррупции и директоров школ Мактааральского района. На нем педагоги единодушно одной из главных причин денежных сборов назвали бесконечные проверки контролирующих органов и крупные суммы штрафов, налагаемые на школьных директоров. Чтобы оплатить штрафы, тем приходится не только объявлять денежные сборы с учителей, но и попадать в долговую и кредитную кабалу.
Директора школ подтвердили, что суммы наложенных штрафов в разы превышают их заработную плату. А для устранения нарушений (санитарно-эпидемиологических, противопожарной безопасности) и соответствия требованиям, предъявляемым проверяющими органами, денежные средства из бюджета не выделяются (конкретно на ремонт, закуп инвентаря, оборудования и т. п.). Более того, некоторые старые школьные постройки и вовсе не соответствуют требованиям безопасности.
Где директору взять деньги
Самые частые недочеты, выявляемые органами контроля качества и безопасности товаров и услуг (СЭС), — «нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов» — ст. 425 КоАП.
Причем статья кодекса предусматривает альтернативу по субъектам правонарушения (должностное лицо или некоммерческая организация) без каких-либо критерий их определения. При этом как на должностное, так и на юридическое лицо налагается одинаковый размер штрафа (230 МРП – 704 490 тенге в 2022 году). При этом не все директора смогут собрать и оплатить 50% штрафа (352 тыс. тенге) в течение семи дней в рамках сокращенного производства. Согласно представленным областным СЭС данным, в 2020 году в деятельности организаций образования к административной ответственности по ст. 425 КоАП привлечены 166 лиц, в том числе 57 юридических (школы). На школы наложены штрафы на 17,8 млн. тенге. На 109 директоров школ — 34,4 млн. тенге, то есть в среднем 315,7 тыс. тенге на одного директора.
В 2021 году органы контроля качества и безопасности товаров и услуг оштрафовали 116 школ на сумму 43,6 млн. тенге и 383 директора на 128,4 млн. тенге (в среднем 335,4 тыс. тенге на одного директора).
Анализ свидетельствует: областной департамент контроля качества товаров и услуг обременяет штрафами в основном директоров школ, зарплата которых (в среднем от 224 тыс. до 264 тыс. тенге) не покрывает даже половины наложенных взысканий (напомним, в 2022 году это 704 490 тенге).
Аналогичная практика наблюдается не только в сельских школах, но и в Шымкенте. Городская СЭС за последние два года привлекла по статье 425 КоАП и наложила штрафов 40 директорам школ на общую сумму 13,4 млн. тенге. И ни одного юридического лица! Почему? В том, что учебное здание не соответствует требованиям безопасности, виноват только директор и никто другой?
Что в других регионах
Например, в Западно-Казахстанской области такая порочная практика отсутствует. Там в 2020 году были привлечены по ст. 425 КоАП 107 юридических лиц (общий штраф – 4,4 млн. тенге) и всего один (!) директор школы, которого оштрафовали на 30 629 тенге. А в 2021 году привлекли 287 юридических лиц (общий штраф – 12,6 млн. тенге) и 7 директоров (штраф – 2,2 млн. тенге, в среднем, 318 тыс. тенге на одного директора).
По информации СЭС ЗКО, директора школ стали активно подавать иски в суд на результаты проверок и выигрывать процессы.
В Костанайской области в числе наказанных после проверок превалируют юридические лица. В ДППК прокомментировали: аналогичную альтернативу по субъектам правонарушения (должностное лицо или некоммерческая организация) имеют статьи 410 и 359 КоАП, закрепленные за уполномоченным органом в области пожарной безопасности — МЧС.
Тем не менее штрафы за нарушение этих норм намного ниже – всего 15 МРП (45 900 тенге в 2022 г.), а статистика привлечения к административной ответственности по Туркестанской области более или менее сбалансированная.
Финансовое положение директоров школ Туркестанской области усугубляется тем, что штрафы СЭС могут налагать ежегодно. Более 50 директоров школ области в течение двух лет подряд оплачивали штрафы. Среди них есть и те, кого штрафовали более трех раз. А запрашиваемые ими денежные средства из бюджета на устранение недостатков не выделяются.
В 2018-2019 годах директора школы-интерната № 6 Сайрамского района, средней школы № 10 г. Туркестана и других были оштрафованы. Средств из бюджета на исправление изъянов им не дали. В итоге, чтобы уложиться в срок, данный на исправление ситуации, директорам пришлось собирать деньги с учителей и родителей.
Антикор предлагает
А вот школе № 376 г. Арыси в 2018 году было выделено всего 215 500 тенге на текущий ремонт, приобретение инвентаря и создание нормальных санитарно-технических условий, «Карабастау» Казыгуртского района – 48 000 тенге, в 2019 г. школе «Актас» района Байдибек выделили только 14 000 тенге, «Шакпак» Казыгуртского района – 189 000 тенге. Этих сумм явно недостаточно. По заверению директоров, они готовы нести наказание лично за нарушения, которые могут быть устранены самостоятельно с использованием имеющихся ресурсов школы.
Однако, согласно «Проверочному листу в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении объектов образования» (приложение 15 к совместному приказу МНЭ РК от 20 июля 2017 года № 285 и МЗ РК от 27 июля 2017 года № 463 ) СЭС проверяет нормы, соблюдение которых требует бюджетных вливаний:
— наличие неповрежденных ограждений на территории;
— наличие твердого покрытия въездов, входов, дорожек;
— соответствие мебели и оборудования, включая оборудование на игровых и спортивных площадках, росту и возрасту обучающихся и воспитанников;
— наличие отдельного помещения для хранения неисправных, ртутьсодержащих ламп, договора с организацией по утилизации;
— наличие москитной сетки;
— наличие заградительных устройств на радиаторах системы отопления, на окнах и осветительных приборах;
— наличие шкафчиков или вешалок для одежды, скамеек в раздевалках спортивного зала и многое другое.
Всего данный проверочный лист содержит 99 пунктов требований. И нарушение любого влечет штраф в размере 230 МРП.
Основным фактором, негативно влияющим на санитарно-эпидемио-логическое состояние и качество услуг в школах, является ветхость и изношенность учебных зданий, построенных еще до 90-х годов прошлого столетия. Таких 368.
По мнению антикоррупционной службы, целесообразно было бы классифицировать здания школ по годам постройки и, соответственно, определить только часть требований СЭС с учетом невозможности их соблюдения по объективным причинам (например, на здания школ, построенные до 1991 года, может распространяться лишь 30 основных пунктов проверочного листа и т. д.).
Пересмотру подлежит также периодичность проверок контролирующих органов. Так как, учитывая, что совместным приказом МЗ РК (от 27 июня 2017 года №463) и МНЭ РК (от 20 июля 2017 года №285) предусмотрена ежегодная проверка школ (поскольку являются субъектами (объектами) грубой эпидемической значимости), факты поборов денег с учителей и родителей будут иметь системный характер.
Разница в административной практике региональных СЭС объясняется тем, что не все проверяющие принимают доводы директоров о направлении писем и заявок в управление, отделы образования о выделении бюджетных средств. А также отсутствием нормативного акта (инструкции, правила и т. д.), который мог бы обеспечить единую практику. Не исключено, что дискреционные полномочия по выбору субъекта правонарушения могут позволить проверяющим использовать свои полномочия в корыстных целях (например, значительная разница в размерах штрафов за нарушение норм санитарно-эпидемиологической (минимум 230 МРП) и пожарной безопасности (минимум 15 МРП).
К каким выводам пришла антикоррупционная служба области по итогам проведенного мониторинга?
Для минимизации фактов побора денег с учителей и родителей в учебных заведениях Министерству образования и науки РК нужно:
— Министерствам здравоохранения и национальной экономики РК рассмотреть вопрос о классификации зданий школ по годам постройки с соответствующим определением требований СЭС (из проверочного листа) с учетом невозможности соблюдения некоторых из них по объективным причинам;
— Министерствам здравоохранения и национальной экономики РК проработать вопрос ежегодной проверки школ по аналогии с мораторием на проверки субъектов предпринимательства (проверять только по обращениям и жалобам, сообщениям в СМИ), при этом разработать систему управления рисками; либо установить периодичность лабораторно-инструментального обследования объектов образования на июнь-август (перед новым учебным годом, что позволит исключить факты поборов среди родителей учащихся);
— совместно с МЗ РК обсудить внесение изменений в ст. 425 КоАП в части снижения размеров штрафов для должностных лиц или некоммерческих организаций до 15 МРП по аналогии со штрафами, предусмотренными за нарушение норм противопожарной безопасности (ст.410 КоАП);
— МЗ РК и МЧС РК рассмотреть вопрос об исключении из статей 425, 410 и иных подведомственных статей КоАП положений, наделяющих проверяющих дискреционными полномочиями по выбору субъекта правонарушения (такая альтернатива может позволить проверяющим использовать свои полномочия в корыстных целях).
Антикоррупционная служба Туркестанской области считает, что прежде чем предложения по изменению норм КоАП будут реализованы совместно с МЗ РК, нужно выработать единый подход с конкретными критериями и условиями привлечения к административной ответственности должностных лиц (директоров школ) или некоммерческих организаций (школ) по ст.425 КоАП, максимально исключив дискреционные полномочия проверяющих. А также провести среди директоров учреждений образования разъяснительную работу по повышению юридической грамотности и судебной защиты своих прав по примеру коллег из ЗКО.
С коррупционерами не по пути
За два месяца с начала года поощрения за сообщения о коррупционных фактах в департамент Агентства РК по противодействию коррупции по Туркестанской области получили два человека. Размер вознаграждения составил 315 410 тенге.
За этот же срок в департаменте Агентства РК по Шымкенту поощрили троих. Сумма вознаграждения — более 600 тысяч тенге.
Как сообщили в пресс-службе ведомства, поощрение осуществляется при достоверности информации, а также при наличии вступившего в законную силу приговора суда, постановления о наложении административного взыскания, постановления органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела, утвержденного прокурором, или постановления суда о прекращении уголовного дела на основании ст. 35, 36 УПК РК.
Татьяна Корецкая
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!