Одаренность с пеленок , или как воспитать вундеркинда

27 Мар 2018 16:34
Количество просмотров: 2725

«Надоело быть маленькими — миленькими» — уже знакомая мелодия из популярной передачи, где детки дошкольного возраста удивляют взрослых, сидящих перед телевизором, своими талантами. Да что там талантами! От одной только манеры вести конструктивный диалог с ведущим шоу возникает множество вопросов типа: «а как», «когда успел» и «кто тебя этому научил»? После восхищенных охов и ахов, невольно глядишь на свое чадо и задаешь вопрос: «А мы-то чем хуже?»

Термин «раннее развитие ребенка» появился относительно недавно. В Америке большую популярность обрела система Гленна Домана, в Италии — Марии Монтессори, в Японии — Масару Ибука. И все эти достойнейшие люди сходились в одном — существующая система образования в корне неверна.

Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно. И вот младенцам рассказывают мировую историю, обучают иностранным языкам и показывают, как правильно складывать дроби.

Скептики же криво ухмыляются и доказывают абсурдность и даже вред этих действий. Тем не менее детишки в пятилетнем возрасте демонстрируют перед камерой знание Шекспира и играют на скрипке произведения Шопена…

Игровая среда влияет на мозг

Факт, научно доказанный на крысах: у тех животных, которым поставили яркие красивые домики, повесили кольца и соорудили лабиринты, объем мозга увеличился на 25 процентов! То же самое, как считает наука, происходит и с человеком. Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто тратите деньги, но и вкладываете их в воспитание гения. Помните, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (а вдруг ребенок поломает?). Задача родителя — обеспечить малышу свободный доступ к этим игрушкам. Чтобы он мог с самого раннего детства выбирать, чем заняться. В идеале у ребенка должны быть:

— краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей;

— конструкторы (для малышей лучшей серией признан «ЛЕГО-малышам», в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки);

— мячи;

— ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков);

— музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы);

— мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать и не стоит давать их детям до года);

— спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты).

Нет детей, которые не любят играть. Однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, самостоятельно находя себе занятие. И самое главное — развивая мозг.

Самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Монтессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т. д.) и игровая.

 В чем секрет?

 Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте — мозг человека растет и развивается только в самом раннем возрасте. Если быть точнее, до трех, иногда пяти лет. И если в этот период ребенку не заложить необходимые знания, то потом это же самое придется вдалбливать долго и упорно. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток — чем пятилеток, трехлеток — чем двухлеток и так далее. Сейчас для будущих мам имеется огромный выбор литературы о том, что именно слушать и читать, чтобы ребенок родился умным. В общем, можно запустить в действие пошаговый план, чтобы в семье появился гений.

 Классическая музыка

 Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность. То есть человек, прослушавший Моцарта перед контрольной, решит большее количество задач. А тот, кто не слушал классика, получит результат похуже. И это уже факт. А как им распорядиться — дело каждого.

Существует интересное наблюдение. Если у матери нет слуха, то лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе его не будет и у ребенка.
Не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с повторяющимся мотивом. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть громкой.

 Спорт в домашних условиях

 В условиях непогоды, когда дети сидят дома и не могут бегать на улице, все равно необходимо давать ребенку возможность двигаться. Вот зачем нужны различные спортивные комплексы и подвижные игры. Это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх стимулирует у детей не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что, покупая лестницу, вы стимулируете развитие лидера.

 Иностранные языки

 Вот тут можно и подождать немного. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам — 5-7 лет. То есть не раньше, чем малыш уверенно заговорит на родном языке. Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить нескольким языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Стремясь к билингвизму, родители просто перегружают мозг малыша.

Но если вам все-таки хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого раннего детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы он от зубов отскакивал. На этот стих потом и ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий к 14-16-летнему возрасту.

 Яркие карточки

 Несложные карточки со знакомыми предметами и их написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото — сплошное удовольствие для малыша.

 Телевизор и компьютер

 «Вредны для детского здоровья!» — хором скажут все бабушки и дедушки. Но научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или планшета для детского здоровья и психики нет. Ведь и 12-часовое чтение книг вредно для глаз. Так что не стоит паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто нужно разумно распределить ежедневное время использования гаджета и обязательно делать перерывы. Стоит позаботиться о хорошем освещении и стуле-кресле во избежание сколиоза.

Что почитать?

 Все дети гениальны с рождения. Но их дальнейший успех зависит от возможности развиваться. Список полезной литературы всегда поможет родителям в воспитании своего чада:

— Гленн Доман «Гармоничное развитие ребенка»;

— Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»;

— Мария Монтессори «Руководство для родителей»;

— Никитины «Развивающие игры», «Резервы здоровья наших детей»;

— Масару Ибука «После трех уже поздно»;

— Евгений Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».

НА ЗАМЕТКУ

10 правил, как вырастить гения

Чтение

Ребенку нужно как можно больше читать, даже если он еще совсем маленький. Может казаться, что малыш не воспринимает или не понимает то, что слышит, но это не так. На самом деле его мозг активно обрабатывает полученную информацию. Более того, словарный запас, которым ребенок владеет в возрасте двух лет, соответствует количеству слов, услышанных им с первых дней жизни. С каждым прочитанным предложением словарный запас ребенка увеличивается, а языковые способности улучшаются.

Вовлечение в разговор

Если кажется, что с ребенком не стоит разговаривать, поскольку он не сможет ответить, то это заблуждение. Само общение и правильная передача информации способствуют эмоциональному и языковому развитию. Непременно следует вовлекать малыша в разговор. Например, использовать вопросы вместо утверждений. Это привлечет его внимание, ведь дети очень тонко чувствуют интонацию.

Исключить посторонние шумы

 Фоновый шум (например, от работающего телевизора) мешает ребенку отличать звуки, которые ему надо воспринимать, от ненужных. Не стоит смотреть телевизор тогда, когда ребенок находится рядом и уж тем более не нужно ставить его в комнате малыша. Исследования показали, что дети, в спальнях которых есть телевизоры, больше склонны к полноте и менее успешны в школе.

Заниматься творчеством

Любая творческая деятельность развивает воображение и тонкую моторику ребенка. Поэтому следует предоставить ему все необходимое для рисования, вырезания, аппликаций — да чего угодно. Хорошо, чтобы творческие занятия стали регулярными. Главное – не ставить много ограничений, тогда ребенок сможет в полной мере проявить себя.

 Показывать и рассказывать

 Во время прогулок ребенку следует больше рассказывать обо всем вокруг. Родителям стоит привлекать его внимание к интересным объектам, объяснять звуки и запахи – делать каждую прогулку своего рода уроком об окружающем мире. Где бы ребенок ни находился — на природе или в супермаркете — всегда нужно следовать этому правилу. Очень полезно показывать ребенку, как меняется окружающая среда: листья желтеют, цветы расцветают, тесто превращается в хлеб.

Использовать полезные пищевые добавки

Например, рыбий жир. Дело в том, что жирные кислоты помогают клеткам мозга лучше передавать информацию от одного нейрона к другому, увеличивая эффективность работы мозга. Исследования показали, что дети, диета которых включала продукты, содержащие жирные кислоты, более успешно проходили различные тесты и даже имели более высокий уровень IQ.

Не быть слишком настойчивыми

 Само собой, родителям хочется, чтобы ребенок как можно быстрее усвоил максимум информации и овладел как можно большим количеством навыков. Но слишком стараясь сделать из малыша гения, можно ему попросту навредить. Не стоит заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. Лучше позвольте ему выбрать занятие по душе. Прежде всего, стоит обратить внимание на интересы и таланты ребенка. Развивать и поощрять их, вместо того чтобы заставлять изучать все и сразу.

Спешить медленно

Ребенка невозможно заставить развиваться слишком быстро. Говорите медленно и часто повторяйте слова. Особенно в первый год жизни малыша. Нужно быть внимательными и делать все правильно. Мамы, которые повторяют неправильно сказанные ребенком слова, совершают большую ошибку, препятствуя усвоению верных форм и моделей языка.

Не бояться детского сада

Рано или поздно перед всеми родителями встает вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад или не стоит? Наука голосует «за». Чтобы сделать такой вывод, ученые проследили за жизнью двух групп сирот от 3-4 лет до 40. Одни посещали дошкольное учреждение, другие — нет. В итоге в группе, прошедшей подготовительную школу, к 27 годам люди имели в несколько раз больше шансов купить собственный дом, нежели те, кто был предоставлен сам себе. Социализация и умение направить безграничную энергию вашего чада в правильное русло – вот гарант успешного будущего, утверждают ученые.

Развивать терпение

Ученые советуют с детства учить ребенка терпению. В качестве эксперимента в американской школе группе детей предложили одно печенье с условием, что второе они смогут получить, только если немного подождут. В итоге, у тех, кто прождал больше, показатели по школьному тесту были на 210 пунктов выше, чем у тех, кто не смог выждать и минуты.


Игры для раннего развития ребенка

 Интеллектуальное развитие ребенка следует начинать с развития физического. Поэтому очень важно, чтобы игры, в которые вы будете играть со своим малышом, оказывали на него комплексное действие и соответствовали его возрасту.

 Игра «Наперсток»

 Что понадобится: стол, три небольших стаканчика или миски разных цветов, мелкие конфетки и печенье.

Осваиваемые навыки: координация глаз, решение задач, острота зрения и наблюдение.

Усадите ребенка за стол. Положите на стол три разноцветные миски вверх дном. Положите перед одной конфетку или печенье. Накройте лакомство миской. Подвигайте миски по столу, удерживая внимание ребенка на спрятанном угощении. Спросите малыша: «Где угощение?» Пусть ребенок выберет миску и проверит, там ли конфета. Если он угадал, разрешите ему съесть лакомство. Сыграйте еще раз!
Чтобы усложнить игру, возьмите одинаковые по цвету миски. Цель игры — не разочаровать его, а помочь добиться успеха.

«Что внутри?»

 Что понадобится: бумажные пакеты, скотч. Небольшие предметы, которые можно спрятать: игрушки, расческа, бутылочка, мячик, кукла, набор ключей, ботинок и т. д.

Осваиваемые навыки: классификация и идентификация, мыслительные навыки.

Подберите разные предметы, знакомые ребенку. Положите их по одному в пакеты и заклейте скотчем.

Сядьте на пол вместе с ребенком, а пакеты спрячьте позади себя. Достаньте один пакет и дайте ребенку пощупать его снаружи. Пусть угадает, что лежит внутри. Если у него не получается, вы можете высказать свое предположение, но не давайте правильного ответа. Ребенок начнет размышлять о том, что же может быть внутри. Продолжайте щупать и угадывать. Когда вы оба выскажете все предположения, откройте пакет и посмотрите, правильно ли ответил малыш.

Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:

1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.

2. А вот если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать нужно второе. Это для здоровья полезнее. А его, как известно, потом ни за какие деньги не купишь.

По материалам интернет-сайтов страницу подготовила
Ю. Павлова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *