«Я всегда считал и считаю, что вопросы развития культуры и утверждения высокой духовности в нашем обществе так же важны, как и экономический рост или повышение благосостояния народа».
Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев
Такого ощущения, как однажды вечером, я не испытывал давно.
В сгущающихся сумерках, когда машин на дорогах становится в разы меньше, Шымкент кажется уютным и теплым, несмотря на осеннюю температуру, приближающуюся к нулю. Широкий, хорошо освещенный проспект Республики. Прогулка по ровным, с недавно уложенной плиткой тротуарам придавала ощущение легкости и праздника. Кто-то из предпринимателей,чья контора находится на проспекте, вынес коробки с мусором на велосипедную дорожку. Проезжающим мимо немногочисленным велосипедистам приходилось съезжать с проложенной специально для них дороги на проезжую часть, что в условиях Шымкента небезопасно. Но даже этот факт не снизил градус настроения. Я возвращался домой с двух театральных премьер.
Опера: работа на вырост
Сразу оговорюсь: я не поклонник оперного искусства. Поэтому мои рассуждения можно воспринимать исключительно как обывательские.
В тот обеденный субботний час в фойе театра собралось достаточно много зрителей. В том числе преподавателей и студентов ЮКГУ им. М. Ауэзова и шымкентского музыкального колледжа.
Среди театралов выделялась высоченная огромная фигура человека, который расхаживал по фойе и волновался. Это был режиссер-постановщик театра М. Панджавидзе.
Вокруг рояля собралась группа студентов, один из них профессионально извлекал из инструмента приятную, но незнакомую мелодию.
Единственным до сего момента спектаклем теперь уже в шымкентском городском оперном театре был «Евгений Онегин». На тот момент новый директор заслуженная артистка РК, кавалер орденов «Құрмет» и «Отан», лауреат Государственной премии РК, первая певица из Казахстана в «Гранд Опера» Парижа М. Мухамедкызы только приступила к своим обязанностям.
То, что я услышал со сцены, было абсолютной какофонией. Оркестр гремел, заглушая исполнение солистов. Тогда подумалось, что лучше бы не было в Шымкенте никакой оперы, чем такая. Быть может, свою роль сыграл тот фактор, что тогда все ресурсы и старания были направлены на подготовку оперы «Домалак ана».
Но постановка «Камар сулу» в корне изменила мое мнение.
Все арии были исполнены ровно. Чувствовалась гармония и в хоровом пении. В плане диапазона хотелось более высокого накала страстей, но полагаю, что работа с вокалом уже идет.
Обратил на себя внимание и артистизм исполнителей. Так как опера написана на казахском языке, не все было понятно в либретто. Но игра актеров восполняла не совсем хорошее знание госязыка.
«Начало положено. Скелет обязательно обрастет. Сегодня вы услышите серьезную музыку. Пока до настоящего оперного театра мы не дотягиваем. Это наша работа на вырост. Надо, чтобы люди привыкали и знали, что в театре надо так и никак иначе. Было безумно тяжело. Срок — месяц. Сложно было и с подбором исполнителей. Но выбора не было», — рассказал режиссер оперы.
Михаил Александрович приехал в Шымкент по личной просьбе директора театра.
Несмотря на то, что в романе «Камар сулу» показаны социальные мысли XX века, режиссер отошел от этого стереотипа. У Панджавидзе даже самый отрицательный герой Нурум, волостной управитель и жених Камар, наделен добротой и человеческой порядочностью.
Восхитила работа двух дирижеров: заслуженного деятеля Казахстана, кавалера ордена «Құрмет» А. Мухитдинова и М. Умурзакова. Все четко, слаженно, гармонично с пением актеров и ни разу «мимо кассы». Поклон и музыкантам оркестра за это.
Очень понравилась работа Б. Кузембаева, художника-постановщика. Симбиоз натуральных декораций на переднем плане и проекция на заднем, причем талантливо прорисованном, очень хорошо вписался в действо. А вот в драматическом театре это не только смотрится неестественно, но и отвлекает.
Великолепные костюмы, причем соответствующие времени, в котором происходит действие, — заслуга С. Даулеталиевой.
В статичные сцены отлично вписались танцы, которые поставила главный балетмейстер театра Р. Хайрушева.
Шымкент был, но не могу с точностью ответить, остается ли, городом искусств.
Кто-то сказал, что М. Мухамедкызы «с большим вкусом подбирает оперный и концертный репертуар, показывает пример большого трудолюбия и творческого поиска». То же самое относится и к ключевым кадрам, которые подбирает директор театра.
Поэтому Шымкенту в очередной раз повезло. М. Мухамедкызы нашла своего режиссера, который справляется с поставленной задачей. И делает это профессионально.
Драма «Ночь Сократа»
«Сегодня современных писателей, пишущих на казахском языке, мало знает русско-язычный читатель даже в самом Казахстане. Произведения отечественных авторов должны быть предметом гордости казахстанцев».
Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев
Это произведение, написанное нашими современниками, классиками не только советской, казахской и кыргызской, но и мировой литературы, переведено на дюжину языков мира.
В канун Дня Первого Президента РК режиссер-постановщик К. Касымов поставил это произведение на сцене шымкентского русского театра драмы.
«Ночь Сократа» авторы М. Шаханов и Ч. Айтматов назвали современной драмой.
Но то, что мы видели на сцене, дает понимание, что так было, есть и будет. Это — история человечества, основанная на чрезмерном честолюбии, глупости, предательстве и еще многих пороках.
Справедливости ради надо сказать, что впервые «Ночь Сократа» в Шымкенте была представлена в начале 90-х годов прошлого века тогда еще труппой Южно-Казахстанского казахского драматического театра им. Ж. Шанина. Спектакль назывался «Суд на шкуре богача». А главную роль сыграл заслуженный артист Казахской ССР, кавалер ордена «Парасат» С. Утемисулы.
Вариант пьесы на русском языке отличается от оригинала в первую очередь временем. Режиссер сократил действие, и оно стало одноактным.
Но каждая сцена цепляет за душу до мурашек на коже. Хорошие монологи, в том числе стихи. В этом плане молодость труппы сыграла режиссеру на руку. О том, что происходит в нашем обществе, как оно деградирует, говорят со сцены молодые артисты Р. Кенжаев, Ж. Камалов, М. Шереметьев.
Заслугой и авторов, и режиссера является то, что «Ночь Сократа» вслух говорит об очень острых проблемах, но настолько филигранно и тонко, что зритель молчит и размышляет о сказанном героями пьесы.
Порадовало возвращение в родные пенаты актера Р. Шарипова.
Отличные самобытные декорации и работа со светом, постоянно меняющиеся планы, игра одних и тех же актеров в разных ролях и эпохах.
Народная музыка, исполняемая на кобызе, и классика. Стихи о боли народа в переводе на русский и всем известные песни на казахском языке. Черное и белое, борьба добра и зла, любовь и предательство, жестокость и милосердие, подкуп и честность.
Для меня «Ночь Сократа» стала еще одним очень достойным спектаклем в репертуаре шымкентского русского драматического театра.
Реальность: чем больше бюджет, тем длиннее рука
На такие спектакли, как «Камар сулу» и «Ночь Сократа», надо ходить. И не только по доброй воле.
К сожалению, сегодня культурно-массовые походы в театры школьников и студентов могут быть отнесены к коррупционным правонарушениям. Вот и боятся директора подставляться на ровном месте.
А надо бы это негласное правило отменить. Школьная копилка находится в руках родительского комитета. И графа «Посещение театра» в ней должна обязательно быть.
Особенно это относится к оперному искусству. Наш театр самый молодой не только в стране, как оперный, но и как городской.
Если у русского драматического театра давным-давно сформировался свой зритель, то у оперного он только появляется. И если из 100 школьников, студентов или солдат срочной службы хотя бы один-два-три человека увлекутся этим искусством, будущее у театра будет.
А школа, в свою очередь, хотя бы в этом направлении вернет воспитательную функцию.
То, что делают актеры театров на сцене, — это не только зрелище. Это воспитание, которое заставляет мыслить и понимать «что такое хорошо и что такое плохо».
Театр — это особый вид искусства. Здесь все по-честному.
Недавно сходили с племянницей на «Сказку о Золотом петушке». И ребенок, которого, дай ей волю, не оторвать от гаджета, теперь при каждом удобном случае спрашивает, когда мы снова пойдем в театр на сказку.
Значит, запало, запомнилось и захотелось прийти вновь. В этом и есть сила театрального искусства.
Нам, зрителям, кажется, что у работников театра и служителей Мельпомены все хорошо. С одной стороны, да. Мы видим результаты их труда. А с другой, если пообщаться с руководителями, то проблем выше крыши.
Ежегодно бюджет, выделяемый городом учреждениям культуры, в том числе управлению, увеличивается не только в числах, но и в нулях. Но при этом просящие руки театров вытягиваются все дальше и дальше.
Не буду говорить о бюджетах некоторых постановок, сумма которых превосходит годовые бюджеты театров.
Скажу только, что вместо того, чтобы урезать бюджетные заявки городских театров, сокращать штаты, надо вникнуть в театральные проблемы. Сегодня у некоторых театров устарел автопарк. На старых ПАЗиках далеко не уедешь.
Надо дать возможность и помощь, и в первую очередь финансовую, чтобы не только шымкентцы могли видеть постановки наших трупп, но и все казахстанцы.
С большим трудом наши театры выезжают на фестивали, которых на просторах СНГ проходит большое количество. И на них тоже должны ездить наши актеры. Это не только престиж для одной из культурных столиц стран Содружества, но и обмен опытом. Причем в Российскую Федерацию надо отправлять не только шымкентский русский драмтеатр. Но и казахский академический театр им. Ж. Шанина. В приграничных с нами районах проживают тысячи этнических казахов-россиян. Да и татары с башкирами с удовольствием посмотрят достойные постановки. А они есть.
Почему при наличии денег в культурном бюджете мы не можем помочь единственному в стране узбекскому театру выехать на гастроли или фестиваль в Узбекистан? А узбекские театры пригласить к нам? Все это возможно. Было бы желание.
Но, пожалуй, самая большая проблема — это не деньги, а люди. «Представьте, что мы пришли на завод, где изготавливаются «Жигули», и просим собрать «Мерседес». Если ставить перед театрами непосильные задачи, то они будут стоять на месте и затем регрессировать. Для полноценной работы театра необходимо большое количество специалистов, а не просто людей», — поделился своим мнением М. Панджавидзе после показа «Камар сулу». А профессионалам нужно достойно платить. И решить эту задачу должно Министерство культуры и спорта.
Сегодня, чтобы защитить специалиста и профессионала, в том числе финансово, необходимо принять Закон «О статусе…». Такой Закон приняли в отношении учителей. Сейчас рассматривается вопрос о статусе журналистов. Повышают зарплату полицейским и медикам. Даже минимальная заработная плата растет.
А зарплата тех, кто трудится в театрах, стоит на месте. Правда, в конце 2019 года Глава государства К. Токаев подписал закон, по которому артисты балета будут получать ежемесячную денежную выплату в качестве социальной поддержки. Но это касается только артистов балета с 20-летним стажем. Они будут получать помощь от государства до пенсии. А остальные?
Может быть, пора уже задуматься и над статусом работников культуры? Этот вопрос адресуется как министру, так и нашим депутатам.
В целом же, несмотря на многочисленные вопросы, у Шымкента есть все возможности и потенциал оставаться в статусе культурной столицы Содружества не только де-юре, но и де-факто. Доказательством этому стали опера «Камар сулу» и драма «Ночь Сократа».
Осталось только проявить политическую волю, и иногда она проявляется.
А шымкентцы в хороших делах готовы помочь всегда.
Автор от себя лично благодарит М. Мухамедкызы и И. Вербицкого и их коллективы за отлично проведенный день в культурном Шымкенте, который может быть таковым, даже если это достигается огромными усилиями и через преодоление бредовых препятствий.
Владимир Привалов
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!