Почти четверть века на рынке Казахстана работает корпорация ERNUR, и десять лет успешно развивается входящее в нее предприятие ERNUR-press.
Сразу отметим, что корпорация стояла у истоков зарождения этого вида бизнеса со времен обретения независимости нашей страной и является уникальной, так как такого обширного комплекса услуг в сфере печати на сегодня в Казахстане больше ни одно предприятие не оказывает.
В юбилейный год мы встретились с директором компании ERNUR-press Е. Бектургановым. Поговорили о годах становления предприятия. Ержан Адильханович раскрыл некоторые секреты успешного бизнеса и поделился своим мнением относительно будущего печатных СМИ.
— Предприятие ERNUR-press сегодня уже узнаваемый бренд. Вы зарекомендовали себя. А как все начиналось?
— Начиналось все в далеком 1994 году. Наш учредитель Ерлан Нурмаханов тогда открыл предприятие оптово-розничной торговли печатными изданиями. Потом уже рынок стал диктовать свои условия, и назрела необходимость развиваться, соответственно, расширять спектр услуг. И наш руководитель проявил себя как грамотный бизнесмен. Прибыль, которую получал от предприятия, не тратил, а вкладывал в дело. Другой, например, купил бы хорошую квартиру или дом, автомобиль престижный и так далее. Но он — молодец, так не сделал, а распоряжался средствами грамотно. Конечно, брал и кредиты. Но! Кредиты только на развитие бизнеса.
А знаете, что многих казахстанцев портит? Мы берем кредиты не под бизнес, а потребительские. И это первый шаг к бедности. Неправильно, когда человек живет за счет возможных будущих доходов.
— Когда предприятие ERNUR-press стало работать самостоятельно?
— Мы «отпочковались» в 2007 году. До этого времени все направления «варились» в одном котле. И, честно говоря, сложно было определить, какой вид деятельности более эффективен, какой менее, какое направление приносит доход. А как подсчитаешь, когда все деньги поступают на один расчетный счет? Поэтому Ерлан Заипович принял решение об открытии корпорации и создании внутри нее дочерних предприятий. Теперь у каждого свой счет, каждое ведет финансово-хозяйственную деятельность, соответственно, проще проследить доходы. Я знаю, сколько наше предприятие заработало и сколько потратило. Так же и в других филиалах.
— ERNUR-press работает в трех направлениях: организация подписки на периодические издания, издательская и рекламная деятельность. Какое направление приносит основной доход?
— Основной упор, конечно, мы делаем на организацию подписки и издательскую деятельность.
— Сегодня часто стали говорить, что печатные СМИ в скором будущем прекратят существование. За десять лет вы изучили этот рынок досконально. Как считаете, эти печальные для нас, газетчиков, прогнозы действительно могут сбыться? Ведь тогда и ваше предприятие рискует остаться не у дел.
— Не боюсь и думаю, что все эти прогнозы преждевременны. Знаете, мы часто ездим в разные страны, перенимаем передовой опыт коллег, и могу сказать, что газеты живы и будут жить. Вот, например, недавно были в Южной Корее. Передовая страна в сфере высоких технологий, и тем не менее в руках корейцев я видел газеты. Печатная пресса не умерла. Там есть киоски, и люди охотно берут газеты. Социальные сети — вещь хорошая, но информация, как правило, проходит в сжатом виде. Имеет значение скорость подачи материала, тогда как у корреспондентов печатных СМИ есть такой хороший карт-бланш, как время. Есть возможность расширить, дополнить и проанализировать материал и уже со всеми подробностями представить читателю.
— Сколько газет сегодня проходит через ваше предприятие по подписке?
— Более двух тысяч. Хотелось бы более подробно остановиться на подписке. Пользуясь случаем, хочу объяснить, из чего складывается подписная цена.
Итак, подписная цена складывается из двух составляющих: первая — цена издания, вторая — стоимость наших услуг за доставку. То есть покупаем издание и довозим до читателя. За услуги доставки берем деньги. Стоимость услуг напрямую зависит от периодичности издания. И вот мы подошли еще к одному моменту. Некоторые читатели иногда предъявляют нам претензии по поводу высокой стоимости того или иного издания. Я приведу простой пример, который покажет, сколько мы берем за свои услуги. Недавно открылся один детский журнал. Его подписная цена на один месяц составляет 750 тенге, из них 700 тенге — стоимость самого издания и только 50 — услуги доставки. Хочу заметить, что, исходя из пожеланий подписчиков, индексирование цены на наши услуги предприятие проводит один раз в пять лет. И если увеличивается цена подписки, то это повышается стоимость самого издания. Мы тариф за свои услуги не повышаем.
— С какими еще неприятными моментами сталкиваетесь в работе?
— С нерегулярностью печати некоторых изданий. По несколько месяцев иногда подписчики ждут. Опять же, кому претензии предъявляют? Нам, потому что мы дово-зим издание до читателя. А мы-то лишь доставкой занимаемся и к выпуску в печать не имеем отношения. Лично меня еще волнуют фирмы-однодневки. Компания входит на этот рынок, демпингует, причем цены сбивают до такой степени, что, кажется, сами не понимают, что себя банкротят. Входят в доверие к клиентам, берут деньги, банкротятся и уходят с рынка, не выполнив обязательств. В итоге у клиентов складывается негативное впечатление обо всех компаниях. Это неприятный момент. Правда, мы на рынке уже столько лет работаем и так зарекомендовали себя, что к нам доверие не теряется, чему мы, безусловно, рады. У нас хорошая материальная база, профессиональные кадры, богатый опыт. Мы — единственная компания, которая представлена во всех районах области. Кроме АО «Казпочта», конечно. Работаем оперативно, у нас доступные цены, и мы дорожим каждым клиентом.
— Сколько киосков расположено в Шымкенте?
— Сейчас работают тридцать пять киосков, где шымкентцы и гости нашего города могут приобрести свежие газеты и журналы. В том числе и любимую газету «Южный Казахстан». С вашей газетой нас связывает крепкая дружба. «Южный Казахстан» — одно из старейших изданий нашей области. С вами очень приятно работать. У вас дружный, сплоченный и очень творческий коллектив. Вы всегда ищете новые креативные пути и не останавливаетесь на достигнутом. Особенную благодарность редакции хочется сказать за то, что вы принимаете активное участие в организации «Казахской романсиады». Я недавно побывал на гала-концерте — получил истинное наслаждение, отдохнул душой. Спасибо!
Татьяна Бурдель
фото автора и Шамурата Файзиева