Окно в другую реальность: следуй за маленькой черепахой

17 Янв 2023 10:56
Количество просмотров: 1225

Фраза «Следуй за Белым кроликом» у многих ассоциируется со сказкой Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

Попав в мастерскую известного художника-графика, гобелениста, члена Союза художников СССР Расула Естемесова, я почувствовала себя Алисой. Только следовала не за кроликом, а за маленькой черепашкой.

Медлительная, но очень симпатичная рептилия в стране чудес Маэстро мне по духу ближе шустрого кролика. Я не хочу уже никуда бежать. Наоборот, хочу растянуть или вовсе остановить время, чтобы остаться здесь как можно дольше и в полной тишине погрузиться в этот мир, где живут забавные, на первый взгляд, даже странные персонажи.

В созданном Р. Естемесовым мире пространство безгранично. Нет рамок, нет правил и шаблонов. Есть только полет мысли самого художника, который он предлагает совершить вместе с ним.

А вот какие в пути вас ожидают приключения, какие открытия вы совершите, не знает никто. Но однозначно — улыбка не будет сходить с вашего лица, потому что могучий и очень добрый волшебник Расул Естемесов дает возможность оторваться от нашей реальности и совершить путешествие в другую — сказочную. Но тоже реальную. Его персонажи дарят любовь, искренность и бесконечное доверие. Как дети.

Всего одной линией, которая совершает замысловатые повороты и изгибы, причем беспрерывной, Мастер рождает новый сюжет. И, глядя на готовую композицию, невозможно определить, с чего, с какой точки все началось. Всего лишь одна линия, а сколько эмоций и пищи для воображения! И в этом его уникальность.

«Насколько мощно устроено все внутри Расула Естемесова, если он может минимальным движением руки открывать целые миры, — говорит о художнике режиссер Б. Килибаев. — Мне очень нравятся его персонажи и теплота, которая в них есть. Он передает свое, какое-то очень непосредственное, почти детское ощущение мира. Очень искреннее, очень чистое и очень талантливое».

Разговаривая с Мастером, поймала себя на мысли, что не перестаю улыбаться даже тогда, когда говорим на серьезные темы. И это еще одна его удивительная особенность.

Наша беседа шла плавно, перетекая из одной темы в другую. Мы говорили о вдохновении, о картинах, художниках и о культуре в целом.

— В вашей семье творчеством кто-то еще, кроме вас, увлекался? Можно сказать, что любовь к искусству передалась по наследству?

— Не совсем. Мой отец был прекрасным плотником и кузнецом. У него руки были золотые. Наша семья жила в Тюлькубасском районе, и сельчане часто обращались к отцу с просьбой починить колесо, сделать пол или дверь. Деда моего в свое время избирали бием. У него было очень много книг, в основном религиозной направленности, и он лечил людей. Народный целитель. У него был такой дар.

— А как ваш талант раскрылся?

— В детстве я сильно болел и почти два года лечился в санатории в Балыкши. Там же и учился. И все, кто лежал со мной в палате, в свободное время рисовали. Надо было чем-то заниматься в свободное от лечения и уроков время. Срисовывали с книг портреты Абая, Пушкина, Некрасова и других классиков. Так и пристрастился. И уже после окончания школы поступил в Алма-Атинское художественное училище, окончил его и приехал в Шымкент.

— У вас собственный узнаваемый стиль, который не перепутаешь с манерой других художников. Как вы к нему пришли?

— Честно признаюсь, я не знаю. Это вышло само собой. Но пришло с годами и опытом. Я считаю, что у художника должен быть свой стиль. По почерку его должны узнавать.

— Ваши работы наполнены символами, очень часто встречаются рыбы и черепахи. Причем черепаху вы прорисовываете даже в конце своей подписи под работой. Почему именно эти животные?

— Черепаха — символ вечности. В долине верхнего течения реки Орхон в Центральной Азии были обнаружены развалины большого города, словно охраняемые гигантским каменным изваянием черепахи. Это руины знаменитого Каракорума, столицы Монгольской империи, основанной в XIII в. Чингисханом, который медленно, но верно реализовывал свои задачи и воплощал свои мечты в реальность.

А рыбы — это вода, воздух, жизнь, движение и достаток. В моих работах есть и другие животные: птицы, ослики, быки. А также мистические животные. Но вы правы, черепах и рыб больше.

— В одном из интервью вы сказали, что идеи для работ приходят во снах.

— В том числе и во снах. Я не могу сказать, как это точно происходит, потому что каждый раз по-разному. Иногда лежишь, детально продумываешь композицию и вроде бы все понятно, а на бумаге не получается.

Бывает, начинаю работу, а продолжить не могу — не идет. В этом случае я переключаю внимание. А в другой раз так захватит, что я без остановки могу несколько часов подряд работать и не заметить этого. В такие моменты оказываешься в другом мире или измерении. Потом уже, когда посмотришь на готовую работу, думаешь: «Неужели это я сделал?» Как это происходит, сложно объяснить словами.

— Малые архитектурные формы, созданные вами, уже знакомы шымкентцам и гостям города. Правда, мало кто знает, что это ваши работы. Например, черепаха по проспекту Рыскулова. И вы еще сделали ценный подарок городу — скульптуру «Ару».

— Да, она установлена возле областного музея. Мы ее сделали из цемента и мраморной крошки. Я хотел сделать такую работу, возле которой на память будут фотографироваться молодожены и туристы.

— Уверена, что у вас есть еще наработки, которые могут придать нашему городу свой неповторимый стиль.

— Очень много. К сожалению, пока они невостребованные. Но я не теряю надежды. Мне хочется, чтобы Шымкент отличался от всех других городов. И главное, это можно сделать. Причем для этого не надо затрачивать больших средств.

— Ваше становление пришлось на советское время. Государство оказывало поддержку художникам?

— Очень хорошая поддержка была. Мы постоянно выезжали с выставками в разные города. Художников знали, о художниках говорили, художников продвигали. Обменивались опытом. Наши работы на выставках покупали. В то время хорошо понимали, что искусство необходимо, чтобы у людей развивалось чувство прекрасного и происходило движение в культурном развитии.

— Как сегодня живется художникам?

— Очень сложно. Каждый выживает как может. Нет государственной поддержки. Молодым и начинающим художникам сегодня очень сложно пробиться. Почти невозможно. В основном ребята зарабатывают на дизайне. У нас много хороших художников, но музеи не могут приобрести их работы, потому что финансирование не позволяет. Старшее поколение художников уходит в мир иной, их картины просто теряются. А ведь это наша культура и наше достояние.

— Разве не в интересах государства показать миру свои таланты, как это делают в других странах?

— К сожалению, до нас это еще не дошло. Подождем, может, в скором времени все изменится в лучшую сторону.

— Во всяком случае, очень радует, что такие маститые художники, как вы, раскрывают талант в подрастающем поколении и передают свой опыт. Я имею в виду мастер-класс, который вы недавно провели во Дворце школьников. Какие у вас остались впечатления?

— Самые яркие. Я с большим удовольствием пообщался с детьми. Надеюсь, что это время они провели с пользой. Я-то точно у них кое-чему научился.

— Чему?

— Дети не боятся открывать пространство. Для них не существует рамок. Они рисуют то, что хотят, и как они это видят сами. И я с ними здесь на одной волне. Я тоже выхожу за рамки реального видения. Например, непропорциональные фигуры людей или слишком вытянутые носы у слонов, или черепаха больше человека. А почему нет? Ведь в эти формы тоже вкладывается определенный смысл. Дети рисуют по наитию, и в этом вся прелесть.

— В 2012 году вы презентовали детскую книгу сказок на казахском языке, написанную по вашим иллюстрациям. Каким тиражом она вышла?

— В единственном экземпляре, который находится у меня. И этот единственный экземпляр я сделал за свой счет. Однако дело совсем не в деньгах. Книга получилась очень яркая и необычная, а сказка поучительная. Честно признаться, я так до сих пор и не понимаю, почему так случилось. Разве у нас сегодня так много сказок интересных и красивых издается для детей? Вот есть готовая книга, есть и в электронном формате, но ее не печатают.

— А я помню, что эта новость тогда прошла во всех местных СМИ, говорилось о том, что она выйдет тиражом в 2000 экземпляров.

— Я тоже надеялся. Но этого так и не произошло. Однако я все же не теряю надежды и верю, что наши дети смогут прочитать ее и посмотреть иллюстрации.

— Мы тоже на это надеемся и желаем вам бесконечного творческого вдохновения и воплощения в жизнь всех ваших идей на радость шымкентцам и всем казахстанцам.

Завершат рассказ о Расуле Естемесове и интервью с Мастером слова скульптора Огюста Родена: «Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высшая награда для него — радость творчества. К сожалению, в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».

Как ее находит Расул Естемесов.

 

 

Татьяна Бурдель

фото автора и из архива художника

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *