Труженице тыла А. Тукенбаевой исполнилось 100 лет.
Поздравить женщину с вековым юбилеем приехали родственники из Астаны, Алматы, Павлодара и других городов страны.
Со словами благодарности и наилучшими пожеланиями пришли заместитель акима Кентау А. Байболова, секретарь городского маслихата К. Елеусизов, и.о. председателя Совета ветеранов войны и труда М. Юлдашев, представитель Хантагинского поселкового акимата А. Аментаева. Кроме подарков, юбиляр получила благодарственные письма акима города и поселка.
Спустя годы и десятилетия Азтай апа вспоминает начало Великой Отечественной войны: «Мне было 17 лет. Известие о внезапном нападении фашистской Германии застало жителей нашего поселка врасплох, население передавало друг другу эту страшную весть».
Она помнит, как ее земляки уходили на фронт, а потом приходили похоронки. На этой войне А. Тукенбаева потеряла двух старших братьев.
Строгий режим военного времени был введен и в находившемся за тысячи километров от линии фронта поселке Хантаги.
На базе разведанных запасов руды Хантагинского месторождения в 1929 году началось строительство рудника и обогатительной фабрики. К началу войны они уже работали.
В долинах рек Хантаги и Биресек были расположены два колхоза: «Кызыл-Курган» и «Алмалык», а неподалеку находился совхоз «Каучуконос», занимавшийся выращиванием и сбором каучуконосных растений. Именно сюда на трудовой фронт направили несовершеннолетнюю Азтай. Трудилась она от зари до зари, как и все труженицы тыла, недоедая, недосыпая. Собранные растения доставляли на Ташсарайскую фабрику, а переработав, отправляли на Ярославский шинный завод.
Кроме этого, в Хантаги в кратчайшие сроки был создан филиал Ярославского лакокрасочного завода. В предгорьях работники добывали церуссит — белую ценную свинцовую руду. Ее на верблюдах везли на железнодорожную станцию Туркестан, а дальше по железной дороге — на завод до Ярославля.
Труд подростков, девушек и женщин использовался и при строительстве стратегически важной узкоколейной железнодорожной ветки Хантаги — рудник Миргалимсай протяженностью восемь километров. Говоря производственным языком, в тот момент работников с одного объекта перекинули на другой. Среди них была и Азтай апа.
Шахта и обогатительная фабрика рабочих поселков Миргалимсай и Хантаги располагались в рельефной местности, что усложняло строительство, несмотря на это, железнодорожную ветку построили ударными темпами за 40 дней в августе 1941-го. Запуск узкоколейки позволил в разы ускорить доставку добытой руды с рудника «Миргалимсай» на обогатительную фабрику в Хантаги и обратно.
До начала Великой Отечественной руду туда-обратно возили на верблюдах.
Строительством ветки, непосредственным надзором и контролем занимался мастер железнодорожного цеха (ЖДЦ) комбината «Ачполиметалл» Ж. Ермекбаев. Его сын Тасполат пошел по стопам отца и трудился в ЖДЦ до банкротства предприятия.
Азтай апа помнит, как переселяли в Хантаги депортированных с Кавказа азербайджанцев и чеченцев. Местное население старалось им незаметно помочь: кто — лепешкой, кто — пиалой айрана.
Когда закончилась война, А. Тукен-баева вышла замуж за работника Каратауской геологоразведочной экспедиции Аманкула и родила семерых детей. Трудилась вместе с мужем на одном предприятии. Она не только бабушка, но и прапрабабушка: у нее десятки внуков, правнуков и праправнуков.
Азтай апа, как принято у казахов, живет у младшего сына Аманбая, служившего на Семипалатинском полигоне и ставшего инвалидом второй группы.
«Мне пришлось испытать тяготы военного времени, голод, холод и потерю близких. Но я не падала духом, верила в лучшее», — говорит столетняя бабушка.
«Юбилейный той прошел на высоком уровне, без спиртного. Было много музыки, песен, танцев, море пожеланий, радостных встреч родственников, давно не видевших друг друга. Большое спасибо музыкантам из Туркестана, сумевшим найти музыкальный и танцевальный ключик к ветеранам», — говорит близкая родственница бабушки Ф. Бекжигитова.
Магауйя Хожамуратов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!