В Туркестане на гребном канале олимпийского стандарта начались, вернее продолжились, строительные работы. Это стало возможным благодаря выделению средств из областного и республиканского бюджетов. Причем львиная доля выделена областью.
Продолжение строительства стало важным шагом в развитии спортивной инфраструктуры региона. Этот проект должен привлечь внимание не только местных жителей, но и спортсменов со всего мира, желающих получить высокий уровень подготовки.
До весны следующего года должно быть завершено возведение эллингов — ангаров на берегу, где хранятся и ремонтируются корпуса спортивных судов.
Проект включает в себя строительство зрительских трибун и административных зданий (технические службы, медпункт, тренажерный зал для силовых тренировок), которые обеспечат функциональность и удобство на время крупных соревнований. Финансов должно хватить на озеленение, асфальтирование, обустройство входной группы, укладку тротуарной плитки и оборудование автостоянок. Берега канала будут украшены зелеными зонами, что сделает его привлекательным для зрителей и туристов. Озеленение начнется в феврале следующего года. Посадка деревьев должна завершиться до начала вегетационного сезона. После чего, в апреле, приступят к высадке газонов.
Как сказал председатель Ассоциации гребли и парусного спорта Туркестанской области и города Шымкента заслуженный тренер РК Д. Жарменов, особое внимание должно быть уделено современной электронной стартовой системе с хронометражем, отвечающей стандартам международных федераций ICF и FISA для проведения официальных республиканских и международных соревнований. Поэтому перед подрядчиком — компанией «Каратас майнинг» — стоит задача оснастить канал, ширина и длина которого соответствуют международным нормам, современными технологиями для обеспечения безопасности и правильной организации соревнований.
Однако есть нюанс. В процессе работы проект был неоднократно оптимизирован. Идеи по оптимизации, как пояснили корреспонденту «ЮК», высказало управление строительства Туркестанской области.
«Хотелось бы, чтобы оптимизация никак не повлияла на сдачу в эксплуатацию этого объекта, чтобы в будущем мы могли проводить здесь международные соревнования», — прокомментировал ситуацию Д. Жарменов.
В идеале оптимизация — это процесс улучшения чего-либо, что сделает его более эффективным или функциональным, а не просто попытка сэкономить.
Бездумная оптимизация может убить гребной канал. Есть риск разрушить не только спортивную, но и социальную значимость объекта для местного сообщества.
Так, например, белый песок, которым оптимизаторы предлагают покрыть вместо брусчатки часть берегов канала, в конечном итоге ветер разнесет по дворам близлежащих жилых комплексов, дешевые деревянные скамейки вместо каменных прослужат максимум пять лет. Это же касается и сидений для зрительских трибун.
Организаторы соревнований — международная и азиатская федерации по гребле на байдарках и каноэ и академической гребле, давшие предварительное согласие на проведение в Туркестане международных соревнований в 2026 году, очень щепетильно относятся к мелочам, которые так же должны соответствовать олимпийским стандартам.
Во время инспекции весной этого года аким области Д. Сатыбалды поручил подрядчику качественно выполнить работу.
— Гребной канал, не имеющий аналогов в стране, станет центром развития гребных и водных видов спорта, а также будет способствовать развитию туризма, созданию благоприятного микроклимата в регионе, — заметил глава региона.
Если туркестанский гребной канал не оптимизируют до неузнаваемости, то откроются новые перспективы для местных спортсменов, которые получат возможность тренироваться на объекте мирового уровня. Что будет способствовать повышению интереса к спорту и активному образу жизни у туркестанской молодежи. А в масштабе страны — укреплению статуса Туркестана как центра мировых спортивных событий.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!