Замечательная, скажу я вам, клиника открылась в Шымкенте на площади аль-Фараби — «Медикер».
Нет, правда, класс!
Чистота, дизайн, улыбки направо и налево. Все вежливые: здравствуйте, пожалуйста, когда вам удобно, будьте здоровы, приходите еще — это я там платные анализы сдавала.
Ходишь из кабинета в кабинет и буквально ощущаешь: все тебя любят и ты тут желанней желанного. Даже уборщица со шваброй: здравствуйте, извините. Ну, думаю, будущее наступило. Умеем и мы, когда захотим.
Вышла, обалдевшая от такого сервиса, сама себе завидую, будто в Париж съездила.
Удивительное рядом, но нам оно запрещено
Теперь представьте мой восторг, когда оказалось, что наш дом приписали обслуживаться именно сюда.
Ну, думаю, свезло так свезло!
А тут подошло время за рецептами на бесплатные лекарства идти – я их, как активный пользователь услуг бесплатного лекарствообеспечения, после операции получаю уже несколько лет. Иду в предвкушении.
Понедельник, 17 февраля.
Оказалось, зря предвкушала.
Все эти буржуазные прибамбасы со спасибами и будьтездоровами остались на втором этаже – там платники. А на первом, где участковые врачи для бесплатников, все как везде: очереди, раздражение, куда лезешь, тебя тут не стояло! Ну да ладно, нам не привыкать.
В кабинете врач с медсестрой, не поднимая глаз от бумаг и компьютера, в унисон: бесплатных лекарств нет, никаких, приходите в марте, может, будут. Совсем никаких? Совсем.
Объясняю практику прошлых лет. Из пяти препаратов, которые мне гарантированы объемом бесплатной медпомощи, в наличии обычно бывает два-три. В следующем месяце – опять два-три, но других, а тех, что в прошлом, уже нет. Идешь в аптеку, докупаешь. Но так, чтобы ни одного! Это нам обидно.
И за себя обидно. И за виртуозов-хирургов кардиоцентра, которые восемь часов кряду на открытом сердце латали мне сосуды, вытаскивали с того света, а потом запускали не запускающееся сердце. Ну не могу я так бездарно дать пропасть результату их филигранного труда! Возвращаюсь в редакцию, включаю журналиста. На слово не очень верится.
Вторник, 18 февраля
Директор филиала «Медикера» Бакытжан Позилов объяснил все обстоятельно:
— 10 декабря 2019-го к нам присоединили для обслуживания 16 тысяч населения ближайших микрорайонов. Соответственно заявку на лекарства подали не в ноябре, как положено, а на месяц позже. По графику СК «Фармация» (она снабжает бесплатными лекарствами весь Казахстан — Авт.) должна поставить нам их до 1 марта.
Убедительно? Еще как! Но любопытство — мое второе имя. Да и профессиональная привычка тоже. Звоню в СК «Фармация».
Удивительно вежливая барышня из call-центра, проглядев запасы в компьютерной базе вплоть до количества упаковок, — хвала цифровизации! — закладывает партнеров по договору с потрохами: оказывается, из пяти нужных препаратов три в «Медикере» наличествуют. Вот те на! Значит, лекарства на складе есть, но нам их попросту не дают!
Повторно звоню г-ну Позилову.
— СК «Фармация» говорит, что препараты есть. Но рецепты на них нам не выписывают.
— Кому конкретно? — Бакытжан Джолдасбекович начинает раздражаться.
— Конкретно мне.
Пауза.
— Подойдите к участковому завтра. Что есть, дадут.
Среда, 19 февраля
Что вы думаете? Завтра и подошла. Тот же врач, та же медсестра.
— Вам же позавчера еще объяснили: до марта лекарств ваших нет, — и глаза у обеих ясные, честные.
— Неправда ваша, девушки. СК «Фармация» сообщает, что у вас на складе и бисопролол есть (называю количество упаковок), и тромбопол, и аторис (опять же с количеством упаковок). Да и начальство ваше заверило, что выпишете мне рецепты наконец, — вытаскиваю сотку:
— Кому будем звонить — в «Фармацию» или Позилову?
Девушки, ошарашенные такой наглостью, начинают долго совещаться. После чего решают все же не доводить до греха и нехотя выписывают рецепты. Выписали. Но не отпускать же пациента так просто. Надо добить его окончательно:
— Только получать лекарства (внимание: контрольный в голову! — Авт.) вы будете в «Нурсате», там у нас головной офис.
И это при том, что все городские поликлиники давно выдают их прямо у себя.
Но потом сжалились. Медсестра, едущая в головной офис, пообещала прихватить и мои препараты.
Четверг, 20 февраля
Назавтра я их таки получила. Правда, уже не три из пяти, а два.
Да, господа, сервис так сервис. Я уж молчу про такие мелочи, как полюбопытствовать у пациента, как здоровье, на что жалуетесь? Все же не в лавку к жестянщику пришла, а на прием к врачу. Да и не с мозолями на пятке, а с двумя инфарктами и шунтированием. Про померять давление или послушать вообще не заикаюсь – баловство все это. Не до того им.
Грустно стало. Да и не одна я такая. В очереди послушала, диабетики тоже лекарств не получили. В интернет заглянула, даже онкологические без нужных препаратов.
Потянуло обратиться наверх, к первоисточнику.
Открытое письмо руководителю департамента общественного здоровья г. Шымкента господину Байдувалиеву
Уважаемый Асхан Мархабаевич!
Очень прошу Вас через нашу газету ответить всем убогим и немощным, получающим бесплатные препараты, ПОЧЕМУ у нас такой бардак с лекарствообеспечением?
ПОЧЕМУ люди не могут получить то, что им положено законом и гарантировано Минздравом?
ПОЧЕМУ нам не дают даже того, что есть?
ПОЧЕМУ то, что нам гарантировано, мы должны выстаивать, высиживать, выпрашивать, выжидать?
ПОЧЕМУ нужных лекарств нет в нужное время?
Мы уже привыкли: в декабре нет, потому что съели весь годовой запас, в январе нет, потому что финансирование не открыли, в феврале нет, потому что тендеры еще идут, и т. д. Но в этом году все недужные ожидали изменений после того, как Первый Президент Нурсултан Назарбаев распорядился проводить тендеры не в декабре-январе, а в сентябре, чтобы лекарства люди получали бесперебойно.
19 сентября 2019-го председатель СК «Фармация» Берик Шарип, читаю в интернете, сообщил: начались электронные закупки. А 22 января там же отчитался: закуп препаратов на этот год произведен на 232 миллиарда тенге. Ну и где они?
Предвижу контраргумент: это все «Фармация» не вовремя поставляет. Плюс издержки, которые имеют обыкновение сопутствовать такого рода преобразованиям.
Да, но только контроль-то по-любому на Вас как на первом руководителе медициной города. И право бить во все колокола, если случается сбой в поставках. Однако звона как-то не слыхать.
Оценка добра и зла, как известно, не зависит от их причин и источника. И такое ощущение, что никому до нас нет дела.
ПОЧЕМУ с трибун, в том числе и на страницах нашей газеты, мы слышим о все возрастающей заботе о пациентах, о прелестях ОСМС, а на деле медики лезут к нам в карман, вынуждая платить еще раз за то, что давно оплачено нашими тридцатилетними налогами и отчислениями в фонд ОСМС?
Вот и идем, как всегда, в аптеку. А в аптеке не купишь. Давай рецепт — напостановляли Ваши коллеги там, наверху. Рецепта нет — не дают. Круг замкнулся: рецепта не дают, потому что бесплатных лекарств нет. Лекарств не купишь, потому что рецепта нет. Самое время надевать белые тапочки и ползти в сторону Карла Маркса. Если доползешь… Возможны варианты.
Не обо мне речь. Слава Богу и любимому редактору, ни ноги с голодухи протянуть не дают, ни руку. Да и аптеки, к нашему спасению, не сплошь трепетно законопослушны и без рецепта продадут нужное, если хорошо попросишь. Речь о тысячах бабушек-дедушек с пенсией в 60 тысяч, для которых поход в аптеку на 10 тысяч — невосполнимая брешь в бюджете. Им-то как?
Народ у нас удобный: ни жаловаться не привык, ни плакаться. А уж с транспарантами пройти перед Вашим департаментом – это вообще ни-ни. Но пользоваться этим как-то некрасиво.
А еще нас, народ, бодро призывают: требуйте соблюдения ваших прав! Ну вот я — народ. Мы — народ. Требуем! И орем наверх, как у Жванецкого: «Люди здесь, люди! Осторожно!..»
А толку-то?
Екатерина Чирва
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!