От дорог до энергоснабжения

25 Дек 2024 10:41
Количество просмотров: 130

На расширенном заседании Правительства РК в феврале 2024 года Президент Казахстана К. Токаев отметил, что развитие инфраструктуры — один из важнейших приоритетов государственной политики. Он подчеркнул необходимость ускорения темпов модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, а также эффективного использования государственных и частных инвестиций.

Акцент — на деталях

В числе ключевых задач были обозначены улучшение логистики и транспортных коммуникаций, развитие возобновляемых источников энергии, создание комфортных условий для жизни граждан в отдаленных и сельских районах. Кроме того, К. Токаев сделал акцент на повышении качества инфраструктурных проектов, соблюдении сроков их реализации и тщательном контроле расходования средств.

В этой связи Правительство разработало и утвердило Национальный инфраструктурный план до 2029 года. Стратегические задачи документа — это определение приоритетных проектов, установление целевых показателей и ключевых направлений инфраструктуры.

План инфраструктурного развития Казахстана включает 204 проекта по четырем ключевым направлениям:

* энергетическая инфраструктура (46 проектов) — обеспечение надежного энергоснабжения через модернизацию и строительство новых объектов, повышение уровня газификации населения;

* транспортная инфраструктура (59 проектов) — развитие транспортных коридоров, реконструкция дорог и модернизация железнодорожной сети;

* инфраструктура водоснабжения и водоотведения (89 проектов) — строительство и модернизация объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

* цифровая инфраструктура (10 проектов) — внедрение цифровых решений для мониторинга и управления инфраструктурой.

Энергетическая инфраструктура: устойчивость и переход на «зеленые» технологии

2024-й стал важным этапом в развитии энергетической отрасли Казахстана. В этом году было подписано несколько значимых соглашений и законов, которые оказали заметное влияние на теплоэнергетику, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и электроэнергетику страны.

В рамках бюджетной программы Министерства энергетики РК «Развитие теплоэлектроэнергетики» в 2024 году из республиканского бюджета выделено 52,7 млрд. тенге на реализацию 14 проектов, из которых шесть касаются теплоснабжения, а восемь — электроснабжения. На данный момент два из них уже введены в эксплуатацию: подстанции 110/10 кВ в районе ПДП «Акжайык» и ГТС-54 в Уральске, что существенно повысило надежность энергоснабжения региона.

Для стимулирования модернизации энергетической инфраструктуры Казахстан увеличил годовой лимит возвратных инвестиций с 32 млрд. до 428 млрд. тенге. Это позволило существенно увеличить пул проектов по модернизации, реконструкции и расширению оборудования для действующих энергопроизводящих организаций. В настоящее время в рамках инвестиционных соглашений действуют 19 общей мощностью 2,48 ГВт, из которых 13 (суммарная мощность 1,4 ГВт) были заключены после увеличения лимита возвратных инвестиций. Это позволит значительно повысить мощность энергосистемы страны и улучшить ее стабильность.

В 2024-м системным оператором был запланирован ряд капитальных ремонтов на крупных энергетических объектах. На электростанциях было предусмотрено выполнение капитальных ремонтов десяти энергоблоков, 55 котлов и 45 турбин. На сегодня уже завершены работы на девяти энергоблоках, 53 котлах и 39 турбинах. Работы на одном энергоблоке, двух котлах и шести турбинах находятся на различных стадиях завершения.

8 июля 2024 года Глава государства подписал новый отраслевой Закон «О теплоэнергетике», который направлен на решение комплексных проблем, накопившихся в сфере теплоснабжения. Закон призван повысить эффективность работы системы отопления и теплоэнергетических объектов, улучшить качество услуг для населения и обеспечить надежность теплоснабжения. В рамках закона предусмотрены также меры по модернизации инфраструктуры и привлечению инвестиций в отрасль.

Сотрудничество с международными партнерами укрепило позиции Казахстана на пути к экологически устойчивой энергетике. 7 марта было подписано соглашение между Правительством РК и Правительством Королевства Саудовской Аравии о строительстве ветровой электростанции мощностью 1 ГВт.

Этот проект будет реализован в области Жетысу, а инвестором выступит международная компания Acwa Power.

12 ноября 2024 года было подписано еще одно важное соглашение — между Правительством РК и ТОО «Qazaq Wind Power» о реализации проекта ветровой электростанции в Жамбылской области. Основным инвестором выступит компания Masdar, а мощность ВЭС составит 1 ГВт. Это соглашение стало частью стратегической программы Казахстана по развитию ВИЭ и сокращению углеродных выбросов. В ноябре еще было подписано соглашение между Правительством РК и Правительством Китая о реализации ряда проектов в области возобновляемых источников энергии. В рамках соглашения планируется строительство ветровых и солнечных электростанций суммарной мощностью 1,8 ГВт, что станет важным шагом для диверсификации источников энергии в стране. Строительство объектов ВИЭ станет ключевым этапом в укреплении роли «зеленых» технологий в энергетическом балансе республики, что поспособствует устойчивому развитию страны и снижению углеродного следа.

Кроме того, Казахстан активно развивает проекты с участием Катара. 20 марта было подписано межправительственное соглашение с государством Катар о реализации совместных проектов, включая строительство парогазовой установки мощностью 1,1 ГВт в Кызылординской области и гидроэлектростанции мощностью 350 МВт в Абайской. 17 апреля было подписано еще одно межправительственное соглашение с Россией, которое предусматривает реализацию проектов по строительству трех теплоэлектроцентралей суммарной мощностью 1 ГВт в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Эти ТЭЦ будут обеспечивать надежное энергоснабжение в различных регионах Казахстана, улучшая энергетическую безопасность страны.

Транспортная инфраструктура: развитие ключевых объектов

2024-й стал важным этапом в реализации масштабных проектов по ремонту, реконструкции и строительству транспортной инфраструктуры РК. В рамках госпрограммы начата работа по ремонту и строительству 12 тыс. км автодорог, из которых семь тысяч будут завершены до конца года.

Среди ключевых достижений 2024-го выделяется завершение реконструкции четырех важных автодорожных коридоров, которые обеспечивают связь между основными регионами страны и международными транспортными маршрутами:

* завершена реконструкция автодороги Караганда — Алматы (879) км, которая является важнейшим связующим звеном между центральным и южным регионами;

* закончена реконструкция трассы Талдыкорган — Усть-Каменогорск (768 км), обеспечивающей транспортное сообщение между Восточным и Южным Казахстаном;

* завершены работы на участке Актобе — Кандыагаш (96 км), что способствует улучшению транспортного сообщения в Западном Казахстане;

* внесен вклад в развитие международного транспортного коридора с завершением реконструкции трассы Атырау — Астрахань (212 км), которая связывает Казахстан с Россией.

В целом в 2024-м значительный прогресс был достигнут и в других областях дорожного строительства. Ремонтные и реконструкционные работы охватили более 7,5 тыс. км дорог, включая капитальный и средний ремонт, а также работы на дорогах местного значения.

В сфере железнодорожного транспорта продолжается ремонт магистральной железнодорожной сети, в 2024 году проведен ремонт на 1 401 км (из них капремонт — 570 км, покомпонентный — 187 км и планово-предупредительный — 644 км).

Кроме того, в текущем году обновлены 143 пассажирских вагона, 185 локомотивов и 1,5 тыс. грузовых вагонов. За десять месяцев 2024-го в Казахстан было поставлено 113 новых пассажирских вагонов, а до конца года ожидается поставка еще 30. Это позволит значительно улучшить комфорт и безопасность на железных дорогах, а также повысить пропускную способность пассажирских перевозок.

По итогам 11 месяцев 2024-го железнодорожным транспортом перевезено 19,2 млн. пассажиров и 390,5 млн. тонн грузов. Рост пассажирских перевозок составил 5,5% по сравнению с 2023-м, что свидетельствует о повышении доверия к железнодорожным услугам.

Для развития туристического сегмента в 2024 году был запущен новый маршрут Алматы — Туркестан — Ташкент — Алматы, который способствует привлечению туристов и популяризации культурного обмена между Казахстаном и Узбекистаном. Все экскурсии сопровождаются профессиональными гидами, а для комфорта пассажиров предусмотрены современные автобусы. Этот проект стал важным шагом в развитии внутреннего и международного туризма, а также в стимулировании культурных и экономических связей между странами.

Для повышения пропускной способности и улучшения условий для перевозки грузов продолжается строительство четырех крупных железнодорожных проектов общей протяженностью 1,3 тыс. км.

Среди них:

* Достык — Мойынты (работы завершены на 75%);

* обводная линия Алматы;

* Дарбаза — Мактаарал;

* Бахты — Аягоз.

Эти проекты направлены на развитие внутреннего железнодорожного сообщения и улучшение транзитного потенциала страны, что имеет стратегическое значение для транспортировки товаров и улучшения логистической инфраструктуры.

В 2024-м Казахстан значительно укрепил морскую инфраструктуру. В порту Актау строится контейнерный хаб с пропускной способностью 300 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в год. Начаты работы по строительству нового зернового терминала в порту Курык и многофункционального терминала «Саржа», что, в свою очередь, обеспечит расширение транзитного потенциала и повысит пропускную способность портов Казахстана до 30 млн. тонн в год. Все эти проекты помогут значительно улучшить мультимодальную логистику и обеспечат скоординированную работу всех участников коридора.

Открытие нового зернового терминала мощностью 1 млн. тонн в год стало важным событием для развития транзита и логистики в РК. В рамках проекта было построено 18 силосов, в которых можно хранить до 28 тыс. тонн зерновых культур одновременно. Производительность конвейеров терминала составляет 300 тонн в час. Он обеспечит увеличение объемов экспорта зерновых культур, в том числе по направлению Казахстан — Иран и в страны Кавказского региона. Ожидается, что проект станет важным элементом в логистической инфраструктуре и будет способствовать расширению внешней торговли РК.

В 2024-м Казахстан сделал важные шаги в развитии воздушного транспорта. Введены в эксплуатацию новые пассажирские терминалы в аэропортах Алматы и Кызылорды. Пропускная способность терминала в Алматы увеличена в шесть раз (с 2,5 до 14 млн. пассажиров в год), а в Кызылорде — в семь раз (с 300 тыс. до 2 млн.).

Кроме того, до конца года ожидается запуск нового терминала в аэропорту Шымкента, что позволит увеличить пропускную способность в 7,5 раза.

Следует отметить, что эти инфраструктурные проекты реализованы за счет частных инвестиций на общую сумму более 150 млрд. тенге. В этом году капитальным и текущим ремонтом были охвачены восемь аэропортов страны. В частности, ремонт взлетно-посадочных полос в Астане, Актобе, Шымкенте, Караганде, Жезказгане, Актау и Павлодаре, а также реконструкция рулежной дорожки и перрона в аэропорту Балхаша. Все работы направлены на обеспечение безопасности и регулярности полетов. Кроме того, это позволит создать более комфортные условия для пассажиров и поспособствовать росту туристического и делового потенциала страны.

2024-й стал также годом завершения ряда крупных инфраструктурных проектов:

* строительство тоннеля на перевале Шакпак баба, который обеспечил безопасное круглогодичное движение, значительно улучшив транспортное сообщение между южными регионами Казахстана;

* мост через Бухтарминское водохранилище, который стал стратегически важным для Восточного Казахстана, обеспечив надежную связь между населенными пунктами региона;

* путепровод на станции «Шамалган», который устранил место пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта, повысив безопасность движения.

Рост и развитие ТМТМ

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) продолжает демонстрировать устойчивый рост, что подтверждается увеличением пропускной способности до 6 млн. тонн в год, включая 100 тыс. ДФЭ контейнерных перевозок. За 11 месяцев 2024-го объем перевозок грузов увеличился на 63%, достигнув 4,1 млн. тонн, а контейнерные выросли в 2,6 раза, составив 50,5 тыс. ДФЭ. Эти показатели свидетельствуют о значительном росте маршрута.

В 2024 году был запущен координационный центр Транскаспийского транспортного коридора, который направлен на развитие инфраструктуры и расширение функционала маршрута. Новая платформа будет работать над повышением конкурентоспособности ТМТМ, позволяя сократить сроки доставки между Европой и Азией до 15 дней. В проект активно вовлечены ключевые страны, такие как Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция, Китай и многие другие, что подчеркивает его важность для глобальной торговли.

Особое внимание уделяется модернизации инфраструктуры, направленной на увеличение пропускной способности и улучшение качества обслуживания.

Интеллектуальные транспортные системы

В Казахстане на сегодня зарегистрировано более 450 тыс. грузовых автомашин, которые ежедневно перевозят грузы по всей стране. Эти транспортные средства оказывают значительное воздействие на состояние дорожного покрытия, особенно с учетом их весовых и габаритных характеристик. Для обеспечения нормального функционирования транспортной системы и предотвращения излишней нагрузки на автодороги необходим эффективный контроль веса и размеров тяжеловесных автомобилей.

Для решения этих задач планируется установить 220 автоматизированных станций измерения (АСИ) до 2025 года. Станции будут работать круглосуточно и обеспечат непрерывный мониторинг веса и габаритов АТС, что позволит более эффективно контролировать транспортные потоки и предотвращать перегрузки, а также обеспечивать нормальную эксплуатацию республиканских дорог.

На сегодня в стране уже установлено 45 АСИ. Они позволяют контролировать движение тяжелых автотранспортных средств и фиксировать нарушения весогабаритных норм в реальном времени, что существенно повышает эффективность работы и снижает человеческий фактор.

Для дальнейшего улучшения системы контроля в Казахстане планируется внедрить принцип «сергек», который будет использоваться для автоматического взвешивания АТС в движении.

Уже внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Ведется интеграция с процессинговым центром Единого реестра административных производств, что позволит полностью автоматизировать административные процессы и сделать их более прозрачными и быстрыми.

 

 

По материалам primeminister.kz

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *