Маслихаты Туркестанской области: вчера, сегодня, завтра
О том, какова роль и место органов представительной власти в решении злободневных вопросов развития области, как трансформируются их функции по мере развития местного самоуправления, рассказывает председатель маслихата Туркестанской области Н. Абишов.
30 лет назад
«Маслихаты как органы местного народного представительства, — говорит Н. Абишов, — это, прежде всего, надежный мост между гражданами и исполнительной властью.
Если хотите, диалоговая площадка, на которой коллективно вырабатываются оптимальные решения всех вопросов социально-экономического развития области. Это заложено в самом определении: маслихаты — представительные органы местного самоуправления, состав которых избирается населением. Полномочия маслихатов связаны с решением задач и проблем местного — областного, городского или районного — значения. Как коллективный орган маслихат выражает волю избирателей и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством Республики Казахстан, Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», актами Президента и Правительства.
Повседневная работа маслихатов регулируется регламентами.
После принятия первой Конституции страны 28 января 1993 года был издан ряд законов, регулирующих взаимоотношения исполнительной, законодательной и представительной властей. Одним из них является Закон «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казазхстан», принятый 10 декабря 1993 года. На основании этого закона в 1994 году в стране начался процесс реформирования системы местных государственных органов. В соответствии с Конституцией была принята концепция разделения власти. На ее основе в стране сформированы основы местного самоуправления и правовые основы дальнейшего развития системы государственного управления.
В соответствии с Законом «О выборах в Республике Казахстан», подписанным 9 декабря 1993 года, первые выборы в маслихаты в стране состоялись 7 марта 1994 года. По их результатам были созданы местные представительные органы власти — маслихаты разных уровней, которые сыграли особую роль в становлении современной казахской государственности.
С этого времени маслихаты были наделены полномочиями государственного органа, обеспечивающего свободу и добровольные действия местного населения в рамках закона, начали участвовать в осуществлении экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества, укрепление связей между народом и властью. Конституция Республики Казахстан от 1995 года, утверждая демократические правила, разделение власти на исполнительную, представительную и судебную ветвь, впервые дала право на местное самоуправление гражданам Республики Казахстан.
В первом созыве областной маслихат Южного Казахстана совместно с акиматом области внес большой вклад в практическое выполнение норм новой Конституции страны, Указов Президента, постановлений Верховного Совета и Кабинета министров, областных программ социально-экономического развития. Была обеспечена четкая реализация решений маслихатов всех уровней и акимов, принятых в пределах их компетенций, взаимодействие между органами власти, участие населения в управлении местными делами.
С первых лет независимости областной маслихат принимал активное участие в определении новых направлений развития, диверсификации экономики и выводе ее на новый путь развития. Работа депутатов первых созывов повысила уверенность избирателей в будущем. На сессиях областного маслихата утверждались планы развития, экономические и социальные программы, областной бюджет, изменения и дополнения к нему с учетом выполнения. Депутаты вели активную работу с людьми в своих избирательных округах».
Народ уполномочил
В соответствии со статьей 8 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» маслихат осуществляет свои полномочия на сессиях, через постоянные комиссии и иные органы, председателя сессии, депутатов и председателя маслихата в порядке, установленном законодательством РК.
Основная форма деятельности маслихата — сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к его ведению законодательством.
Сессия маслихата правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов маслихата.
Законом определены функции маслихатов. Они избирают и освобождают от должности председателя сессии, председателя маслихата и заслушивают их отчеты. Формируют постоянные комиссии и иные органы маслихата, избирают и освобождают от должности их председателей, заслушивают отчеты об их работе. Определяют расходы на обеспечение собственной деятельности, утверждают акты ревизионных комиссий. Утверждают структуру аппарата и определяют расходы на его содержание, материально-техническое обеспечение в пределах установленного законодательством Республики Казахстан лимита численности и ассигнований (лимит штатной численности государственных служащих аппарата маслихата устанавливается исходя из численности депутатов соответствующих маслихатов в соотношении один работник к пяти депутатам). Утверждают регламенты маслихатов, рассматривают запросы депутатов и принимают по ним решения.
Полномочия центральных и местных органов власти были определены в 1997 году в Программе стратегического развития «Казахстан-2030». Особое внимание тогда было уделено созданию профессионального государства, которое реализует принцип децентрализации системы управления. Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года конкретизировал порядок регулирования общественных отношений в сфере местного государственного управления, компетенцию и организацию деятельности его органов, правовой статус депутатов маслихатов. В соответствии с требованиями этого закона расширился круг полномочий как представительного органа, так и его депутатов. Народные избранники, руководствуясь требованиями и пожеланиями, предложениями и мнениями избирателей, внесли свой вклад в улучшение благосостояния населения, развитие экономического потенциала области.
Казахстан, преодолевший в первые годы независимости социально-экономические и политические трудности, вступил в ряды государств, признанных во всем мире. В общественно-политической жизни страны произошли коренные изменения. Расширились права и возможности маслихатов. В 2007 году в Конституцию страны были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми маслихатам были предоставлены дополнительные полномочия в связи с выборами состава территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий по рекомендациям политических партий и общественных объединений. Срок полномочий маслихатов продлили от четырех до пяти лет. Их наделили функциями утверждения отчетов руководителей местных исполнительных органов, согласования назначения акимов.
Эти конституционные изменения открыли большие возможности для развития политической системы страны по заданному курсу децентрализации. Получила дальнейшее развитие многопартийная система представительства. Это дало гражданам новые возможности для активного участия в общественной жизни. Выборы 2007 года усилили роль политических партий и в результате воплотили в жизнь новый многопартийный тип маслихатов. С тех пор партия «Amanat», получившая всенародную поддержку в укреплении фундамента государства, стабилизации политической ситуации и обеспечении экономического роста, играет ведущую роль в органах представительной власти страны».
В Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Депутаты должны направлять в Правительство запросы по актуальным вопросам, использовать предоставленные им законные права, требуя принятия конкретных мер».
По пути развития
Все управленческие реформы трех десятилетий независимости направлены на опережающее развитие регионов. За последние 10 лет местные бюджеты выросли почти в 3 раза, составив 4,7 трлн. тенге. Государство ведет планомерную работу по дальнейшему улучшению работы депутатов и укреплению статуса маслихатов всех уровней.
«Все это, — говорит Н. Абишов, — обеспечивает стабильность политического курса государства, которая служит стратегии развития нашей страны. Главный принцип — все государственные институты работают под запросы граждан. Это признак государства, которое всесторонне поддерживает каждого гражданина, гарантирует его свободу и права, предоставляет широкие возможности для реализации своего потенциала.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев четко указал, что «…необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения». Этот принцип следует рассматривать как руководство к действию для создания гражданского общества. На сегодняшний день усиление подотчетности депутатов маслихатов перед своими избирателями открыло большие возможности для формирования тесных связей с народом и повышения прозрачности их работы.
Сегодня в деятельности областного маслихата появился новый импульс, новое направление. Учитывая, что местная власть является основным звеном государственного управления, административная реформа наделила ее органы значительными полномочиями.
Маслихаты получили возможность самостоятельно формировать бюджет на уровне сел, сельских округов, городов.
Самостоятельное управление коммунальной собственностью, контроль за управлением земельными ресурсами, лицензирование, сертификация и другие виды контроля переданы на рассмотрение маслихатов.
Сегодня депутаты маслихатов активно участвуют в общественно-политической и социально-экономической жизни области. Тесное сотрудничество с местными исполнительными органами, взаимное уважение и сотрудничество стали приоритетом областного маслихата.
Работа постоянных комиссий маслихата области приняла новое направление в соответствии с современными требованиями, расширился круг вопросов, обсуждаемых на сессиях. Деятельность областного маслихата и его депутатов приобрела новый демократический характер, укрепила связь со своими избирателями, в соответствии с установленным расписанием проводятся встречи, приемы граждан депутатами. Стало традицией проведение общественных слушаний по вопросам, выносимым на заседания сессий и постоянных комиссий маслихатов. Перед каждой сессией проходят встречи депутатов с избирателями, обобщаются и систематизируются предложения и пожелания граждан. Информация о приемах депутатами избирателей, месте и времени их проведения распространяется в областных СМИ, публикуется на сайте маслихата. Для разъяснения населению роли маслихатов в обществе, деятельности, осуществляемой депутатами, разработаны медиа-планы. В СМИ транслируются интервью, публикуются статьи о реализации предвыборных программ и повседневной работе депутатов. Активно используются возможности социальных сетей.
Высшей ценностью страны, которая стремится занять достойное место в мировом сообществе, утвердиться демократическим, светским, правовым и социальным государством, является человек — его жизнь, права и свободы. Поэтому предложения и рекомендации, требования и пожелания избирателей, изложенные ими на встречах, направляются в соответствующие исполнительные органы. Их реализация находится под пристальным контролем маслихатов. Насколько мы можем судить по встречам с избирателями, публикациям и выступлениям, касающимся работы маслихатов области, отдельных депутатов, их деятельность положительно оценивается общественностью».
Еще одна значимая для развития региона функция маслихата — обеспечение представительства области в Сенате. В соответствии с Конституцией страны и Конституционным законом о выборах в верхнюю палату Парламента избираются по два депутата от каждой области и городов республиканского подчинения. Право избрания кандидатов в депутаты Сената принадлежит депутатам маслихатов. Это не только возлагает большую ответственность на депутатов маслихатов, но и повышает их роль в государственном управлении.
За 30-летнюю историю маслихаты значительно расширили свои возможности и наработали навыки проведения экономических и политических реформ, направленных на демократизацию общества, укрепление связей между народом и исполнительной властью, повышение благосостояния населения. Депутаты областного маслихата контролируют реализацию государственных и региональных программ в развития и активно помогают найти оптимальные решения возникающих проблем. Система местного самоуправления является одной из основ конституционного строя нашей страны.
Игорь Лунин
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!