От простого к сложному

5 Июн 2024 13:10
Количество просмотров: 469

Мы продолжаем цикл бесед с председателем правления — ректором НАО «Международный университет туризма и гостеприимства» А. Шокпаровым.

Университет — это не только образование, но и наука.

— Давайте поговорим о преимуществах вуза. Назовите их.

— Одно из наших преимуществ — мы не участвуем в общереспубликанском конкурсе. Все гранты у нас целевые. То есть мы ведем точечную, таргетированную подготовку специалистов в отрасли.

— Не так давно на базе университета был открыт аналитический центр. Зачем вам аналитика, вы же учебное заведение?

— У нас в стране, к большому сожалению, аналитическая работа, работа со статистическими данными не на должном уровне. Причем в разных отраслях. Я не говорю именно про туризм. С этими данными нужно работать. На это и направлены наши научные исследования. Вот фундаментальная наука, она должна, естественно, зиждиться на базе своего центра — научно-исследовательского института. А вузовская наука все-таки прикладная. И те научные исследования, которые проводятся в вузе, должны иметь четкое, прямое и быстрое воздействие на что-либо.

Сейчас моими коллегами, в частности школой туризма, готовится проект — «Туристический инвестиционный атлас Туркестанской области». О чем речь? Туристических атласов много. Мы примерно знаем какие-то там дестинации туристические, какие-то маршруты известные, какие-то неизвестные. Но все четко понимают, что сейчас у бизнеса вызывают большой интерес либо наукоемкие, либо отраслевые сферы. И мы хотим предоставить возможность нашим инвесторам самим поучаствовать в выборе направления инвестиций.

Вуз сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами.

— Как это будет выглядеть?

— Мы создаем цифровую платформу. Условно, вы потенциальный инвестор. Не важно, отечественный или зарубежный. Вы открываете для себя эту платформу и смотрите: Туркестанская область. Есть такие-то дестинации. Система вам дает возможность посмотреть территориальное расположение, климатические условия, что там есть, чем можно заинтересовать, какой объект можно там поставить, какой предварительно будет, допустим, доход, что это даст, логистику, недостающие элементы и так далее и тому подобное.

И главное, что эта платформа будет двусторонняя. У нас огромное количество людей, которые хотят создавать проекты. И мы просто их в этом месте объединяем.

Вы можете подать заявку и своего проекта.

В Казахстане уже успешно работают четыре или пять цифровых платформ краудфандинга. Этот инструмент мы тоже прикручиваем для того, чтобы, допустим, на паях несколько инвесторов могли создать ваш проект.

Справка «ЮК»

Краудфандинг (от англ. crowdfunding) — это способ коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей.

Автор крауд-проекта может собрать средства на реализацию идеи и заранее оценить ее востребованность, а участник — сделать вклад в начинание автора и получить за это вознаграждение.

— Давайте смоделируем ситуацию.

— Простейший пример — район Ордабасы. Здесь ежегодно проходит кокпар, где, кроме участников, собирается порядка пяти тысяч зрителей. Причем эта национальная игра проходит в пик туристического сезона. Но там же нет оборудованной смотровой площадки. Нет оборудованного поля. У нас там нет визит-центра, нормальных, соответствующих стандартам точек питания.

И почему бы это, как проект, не предложить инвестору, который мог бы это все сделать, наладить инфраструктуру. Тем более что сейчас огромный интерес к культуре номадов.

Очень большой интерес вызывает Центральная Азия в целом. Мы же едем за несколько тысяч километров, чтобы посмотреть на корриду в Испании.

При правильном оформлении этот продукт может принести огромное количество ресурсов. Это решит вопросы инфраструктуры.

Сразу станет вопрос об инфраструктуре дорожной. Появятся новые рабочие места. И люди готовы в это сейчас вкладывать.

Или возьмем один из ближайших к Туркестану населенных пунктов — село Карнак. 20-30 минут езды от областного центра. Какое сегодня туристическое представление о нем? Ну Карнак и Карнак. Все спокойно мимо него проезжают. Но мы же все знаем, что в XIV веке по приказу эмира Тимура в Карнаке был отлит тайказан. Это шикарнейшая история.

И связана она с мавзолеем Х.А. Ясави, являющимся объектом всемирного культурного наследия. В том числе с историей его строительства, с уникальностью сплава тайказана. Какими знаниями обладали люди для того, чтобы сделать такой сплав? Тогда не было доменных печей и всего остального.

Я когда нашим студентам говорю, могут ли они представить соизмеримость масштаба, они немного не понимают.

Обучение ведется на трех языках.

Когда мавзолей уже стоял, на карте мира еще Америки не было. Ее откроют только через сто лет. А мавзолей уже был.

Так почему бы не сделать Карнак еще одной точкой дестинации для туристического посещения?

К сожалению, пока мы не понимаем всю глубину, весь потенциал тех исторических объектов, которые расположены рядом с нами.

Сейчас акимат Туркестанской области нацелен на то, чтобы в правильном русле был представлен наш археологический и исторический комплекс Культобе. Он тоже уникальный. Он может стать центром притяжения во многих аспектах. Но для этого нужны платформы. Нужно, чтобы это все было объединено.

Я не из категории кабинетных ректоров. Недавно вместе со студентами ездил в ущелье Ачисай. Там у первого курса проходила учебная практика. Полторы тысячи человек сейчас по факту проживают там. А в лучшие времена Ачисай был городом с 20-тысячным населением. И там есть постройки 1928, 1939 годов.

Я не поленился, все-все-все просмотрел. Везде, где можно, зашел. Возник вопрос: а почему бы не привлечь инвестора, который может поставить там хотя бы какой-то сезонный, а может, и круглогодичный комплекс? Он был бы и базой для студенческой практики, и местом посещения.

Я, к сожалению, в зимний период там не был, но я видел на фото. Великолепная экосистема и климат такой. Снег каким-то особенным образом кристаллизуется. Необычно просто.

Есть вещи, которые рядом с нами, мы их не замечаем, но на самом деле это большой такой посыл для привлечения инвестиций. И в этом смысле я считаю, что Туркестанская область совершенно уникальный регион.

Поэтому мы делаем научные изыскания, проводим работу с данными. Мы хотим, чтобы это все положительным образом повлияло на развитие и отрасли, и общества.

— Согласен, что наш туристический потенциал не используется даже наполовину для привлечения туристов. А какие еще идеи есть для развития отрасли?

— Как-то я прочел новость, по-моему, на англоязычном ресурсе, о том, что в Китае для гражданских наложен запрет на спортивную стрельбу. Ну прошла новость, и все. Размышляю дальше. Казахстан за прошедший год посетило более 200 тысяч граждан Китайской Республики. А почему мы не можем организовать так, чтобы спортивная стрельба и специализированное стрельбище было организовано у нас? Это же круто и для инвесторов.

— В 90-х у нас такая ситуация была с казино, которые как грибы после дождя выросли в одном из приграничных с Узбекистаном районе. У наших южных соседей игорный бизнес был запрещен, и все богатые узбекистанцы ехали к нам.

— И в случае со спортивной стрельбой приедут. Потому что это недоступно в твоей стране.

— Какие задачи ставите перед собой как вуз?

— Я не хочу сейчас говорить о каких-то показателях, индикаторах, это все сопряжено с программными документами. Мы перед собой как вуз ставим задачи основные. Это, естественно, качественная подготовка кадров, именно качественная. И второе, есть такая логика — регион начинает развиваться тогда, когда в регионе существует бизнес-образование. То есть я сейчас говорю о программах MBA и DBA.

Справка «ЮК»

MBA (магистр делового администрирования) — квалификационная степень магистра в менеджменте (управлении).

Подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена.

Первые прототипы современных программ MBA появились в США в конце XIX века, когда фирмам потребовались специалисты, владеющие научным подходом к управлению.

* * *

В отличие от аспирантуры или программ PhD программы DBA не готовят исследователей. Их специализация — подготовка управленцев с исследовательской компетенцией. Они способны думать сразу на нескольких уровнях: собственная практика, их организации, весь сектор индустрии и глобальные тренды.

В этом году университет планирует осуществить первый набор по программам послевузовского образования менеджмента туризма в магистратуру. Это будет и профильная магистратура, и научно-педагогическая. Министерство нам уже подтвердило первые 25 целевых грантов на подготовку кадров по программам послевузовского образования. В следующем году мы планируем перейти на уровень докторантуры.

— Давайте поговорим о межгосударственном и международном сотрудничестве. У вас подписан ряд меморандумов. Вы сотрудничаете с ЮНЕСКО и Всемирной туристической организацией. Некоторое время назад был подписан меморандум с Международным институтом Центральноазиатских исследований, где, если не ошибаюсь, одной из статей является форма международной кооперации по развитию Великого Шелкового пути. Участие университета в развитии этого бренда в чем заключается?

— Участие вуза заключается прежде всего в имиджевом сопровождении. Второе, эксперты, те, кто у нас работает, отраслевики. Они участвуют в работе всевозможных рабочих групп, в каких-то заседаниях, конференциях.

Научные статьи студентов и преподавателей публикуются в вузовском бюллетене.

Что касается Шелкового пути, мы тоже все прекрасно понимаем, что сейчас это сопряжено с тем, что по пути следования этого торгового пути инфраструктурно не все страны готовы сейчас воедино слиться. Поэтому цельно сейчас проследовать по этому маршруту очень сложно. Конечно, есть межгосударственного уровня задачи, которые сейчас обсуждаются. Как быть, допустим, транзитным туристам? Я имею в виду существенную разницу в законодательствах стран. В том числе приведение требований к туристу к общему знаменателю. Сейчас этого нет. Но на своем уровне мы делаем экспертное сопровождение.

Что касается международных договоров, знаете, может быть, я сейчас какую-то аполитичную вещь скажу, но первое, что я сделал, когда прибыл сюда, сказал: «Проведите инвентаризацию документов». Мы очень любим всевозможные договоры, какие-то меморандумы. Но они потом не работают успешно.

Сейчас формат международного сотрудничества мы тоже немного изменили. Ведь вечного ничего не бывает. Наш вуз вел определенное время переговоры с одним из университетов по программам дипломной подготовки. Мы поменяли свой формат: ушли от семестра к триместру. А нам коллеги говорят: ребята, мы с вами договаривались,что дипломка будет два плюс два. То есть, два года у вас, два года у нас. А вы теперь на трехлетку перешли.

Что делать дальше, если они не принимают наши условия? Нам нужен другой партнер. У нас есть недооцененный нами, я считаю, такой стратегический партнер, как Узбекистан.

— Почему недооцененный?

— Знаете, стереотипы какие-то у людей. На самом деле туристическая отрасль Узбекистана сейчас в авангарде. Она развивается интенсивно, быстро. И там испытывают похожие проблемы: нехватку квалифицированных кадров, постоянную текучку этих кадров и так далее. Но они изначально преуспели в формировании учебных программ на английском языке. И это дает им возможность вести партнерство более интенсивно. Поэтому мы приняли решение, что четыре из 11 образовательных программ будут переходить на английский. У нас есть уже опыт полиязычных групп, где ведется обучение на трех языках: казахском, русском и английском.

Но переход этот будет поэтапный. Я осознаю, что у большинства наших преподавателей отсутствуют языковые навыки. И не могу хорошего специалиста заставить за год выучить английский язык. Это требует времени. У нас сформировался список первых 20 преподавателей. Они подали свои заявки для участия в конкурсе на прохождение стажировки в проекте «500 ученых» в рамках программы «Болашак».

Мы все четко понимаем. Я не говорю о каких-то утопических вещах. Я не сказочник. Я более 20 лет в системе высшего образования.

У меня есть четкое понимание, что возможно, что невозможно. Но мы стараемся, конечно, выйти за пределы. Причем идеи всех нововведений обсуждаются с коллегами.

(Продолжение беседы следует…)

 

 

Владимир Привалов

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *