День, когда началась операция «Чечевица», инициированная Берией, и тысячи чеченских и ингушских семей были высланы из родных мест в далекий Казахстан. Сколько б ни минуло лет, воспоминания об этом живы в памяти и переживших те страшные репрессии, и их детей и внуков. Старики рассказывают, старательно воскрешая подробности.
Причинами репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооруженного восстания в советском тылу, несмотря на то, что на фронтах Великой Отечественной войны сражалось почти 40 тысяч чеченцев и ингушей. Четверо из них стали Героями Советского Союза, а еще шестерым это звание присвоили задним числом после реабилитации репрессированных народов. При этом, по имеющимся в архивах данным, было заполнено около 40 представлений к наградам, но с февраля 1942 года действовало негласное указание «придерживать» наградные листы. Свои награды герои получили позже,спустя полвека после Победы.
Герой Советского Союза снайпер А. Идрисов уничтожил 349 фашистов, другой Герой — Х. Нурадилов — взял 12 «языков». Имена трех чеченцев и одного ингуша увековечены в Мемориальном комплексе защитников Брестской крепости.
Но исключения в феврале 1944 года не сделали ни для кого. Часть вайнахов сняли с фронта немедленно, другим дали довоевать, но после войны всех неукоснительно отправили на поселение.
В Чечено-Ингушской АССР депортации подлежало около 500 тысяч человек. Операция продолжалась восемь дней, задействованы в ней были 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ, СМЕРШ и около 100 тысяч офицеров и бойцов войск НКВД.
Депортация началась в 2 часа ночи 23 февраля 1944 года. Утром 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом были уже до отказа набиты людьми. Путь лежал в Казахстан и Среднюю Азию. За три недели в дороге умерло больше полутора тысяч человек.
Житель Шымкента Чока Шамсадов отметил 102 года. Несмотря на столь преклонный возраст, помнит многое из тех жутких дней. Работал в Грозном учителем. Узнав о выселении, бросился в родное селение в Галанчарский район. Но увидел лишь пустые дома. Солдаты заметили Чоку и отправили к односельчанам.
— Было страшно видеть, как ни в чем не повинных людей гнали под дулами автоматов, словно они преступники. Старейшины шли впереди, читали молитвы. А молодежь, желая показать несломленный дух народа, танцевала лезгинку. Чем только злила конвоиров. Стреляли по ногам. Хотя пули летели в разные стороны. Мой дед так и умер в этой толпе.
Пригнали на станцию, погрузили в вагоны для скота и повезли в неизвестность. Уж как выдержали этот путь, только Всевышний знает. Ведь сколько умерло по дороге наших земляков! Их тела просто выбрасывали по дороге. Их даже не могли предать земле.
Когда нас выгрузили на станции, старики стали читать молитву, благодаря Аллаха за спасение. Местные жители, увидев, что приехали не разбойники, а единоверцы, тут же разобрали их по домам. Сами жили впроголодь, а делились последней лепешкой.
Так казахская земля стала нам родной. А молодежи не устаю повторять: мы с казахами вместе пережили страшное время, и об этом нужно помнить всегда.
96-летняя Есита Чинтиева и 92-летняя Кабайхан Ингашева – односельчанки, живут в селе Тасарык Толебийского района. Судьбы женщин до боли похожи, разве что родом они из разных районов Чечни.
Рассказывают о выселении из родных мест, дополняя друг друга. Бабушка Кабайхан ведет свой рассказ на казахском – язык новой Родины она освоила в совершенстве.
Перед глазами обеих – матери, сумевшие довезти детей до Казахстана невредимыми. А выжить на новом месте помогли соседи.
— Настолько сроднились все, что уже после, когда мы стали жить отдельно, соседка-казашка без нас за стол не садилась. Звала: «Чеченцы, пошли чай пить!» — рассказывает Е. Чинтиева.
Обе вышли замуж в Казахстане и уже не стали возвращаться обратно в Чечню после снятия запрета. Похоронили мужей и сегодня живут с детьми и внуками. Признаются, что благодарность за спасение и помощь казахскому народу в их сердцах навсегда.
Алиса Масалева
фото автора