Памятники археологии: изучение и сохранение

9 Сен 2024 12:12
Количество просмотров: 1100

В Туркестанском областном историко-краеведческом музее с участием ученых и специалистов-археологов прошел круглый стол на тему «Историко-культурные памятники Туркестанской области: проблемы изучения и сохранения».

В фондах музея-заповедника почти 25 тысяч экспонатов.

Целью мероприятия было обсуждение вопросов изучения памятников области и ознакомление с результатами исследовательских работ, проводимых в последние годы в рамках научных проектов.

В работе круглого стола приняли участие специалисты Государственного археологического музея-заповедника «Отрар», Национального историко-культурного заповедника «Ордабасы», Научно-исследовательского института археологии Международного казахско-турецкого университета им. Х. А. Ясави, Южно-Казахстанского университета им. М. Ауезова.

Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института археологии М. Гурсой рассказал о результатах исследований погребальных сооружений могильников Мынтобе и Каратобе в Келесском районе. Трехлетние работы в этом году завершены, получены материалы для различного вида исследований, которые будут проведены в Турции.

Кстати, в этом году археологические памятники Келесского района изучали и сотрудники Института археологии Казахстанского государственного технического университета. Экспедиция этого вуза провела раскопки городища Культобе на берегу реки Келес около села Лесбек Батыр.

Речная вода разрушила значительную часть средневекового города. Пока она не уничтожила окончательно памятник, очень важно было изучить неповрежденную часть. Одной из главных, пожалуй, находок археологов стала побеленная стена. По словам археолога М. Кожа, аналогичная находка была обнаружена при исследовании городища Сарайчик.

Проведение выездных выставок в регионах области и страны — одно из направлений работы музеев-заповедников.

СПРАВКА «ЮК»

Сарайчик (Малый Сарай или Малый Дворец) — древний город XIII – XVI вв. на правом берегу реки Урал, возле и на территории современного села Сарайчик (Сарайшык) Махамбетского района Атырауской области, столица и единственно достоверный город Ногайской Орды до разрушения в 1580 году при Касым хане в составе Казахского ханства.

Во времена Золотой Орды Сарайчик стал торговой и экономической столицей, так как был одним из центров Великого Шелкового пути. Оттуда велась активная торговля с Китаем, Индией, Хорезмом, поэтому в городе можно было встретить торговцев и путешественников со всего мира, повсюду звучала китайская, тюркская и арабская речь.

Однако, как выяснили ученые, побеленная стена городища Культобе на Келесе относится к более раннему периоду, нежели аналогичная находка в Сарайчике. Верхние культобинские культурные слои относятся к Х веку. А стена с остатками извести найдена ниже этих слоев. Рядом с городищем также были исследованы доисламские захоронения.

Встречи с коллегами — это не только доклады и новые знания, но и обмен опытом.

К сожалению, как уже было отмечено, река «съела» большую часть подобных построек. Но несомненен тот факт, что город был расположен в очень важном стратегическом месте — на слиянии рек Келес и Сырдарьи. На топографии хорошо видны доисламские захоронения.

Но вернемся к круглому столу. Специалисты заповедника «Ордабасы» в полевом сезоне приняли участие в раскопках под руководством А. Подушкина.

Заведующий отделом охраны историко-культурного наследия в своем докладе рассказал о предварительных итогах исследований могильника Толебайтобе на левом берегу реки Бадам в Ордабасинском районе, где было обнаружено захоронение знатной семьи, датированное IV-III веками до нашей эры.

Побеленные стены поселения Шаншар.

В погребении рядом с костяками были найдены бронзовое ханьское зеркало — шедевр ювелирного искусства государства Кангюй — и выполненные в полихромном стиле две золотые серьги.

Не менее интересные результаты получены при работах на городище Отрар, где вслед за археологическими раскопками ведется консервация вскрытых комплексов, которые уже являются туристическими объектами. Все эти научные работы были проделаны сотрудниками музея-заповедника «Отрар».

В рамках круглого стола сотрудники Отрарского государственного археологического музея-заповедника организовали фотовыставку на тему «Ученые-исследователи Отрара», посвященную 45-летию учреждения.

Среди находок на поселении Шаншар — хумы для хранения зерна и воды.

В этом году Государственный археологический музей-заповедник «Отрар» отмечает 45-летие. В связи с этой датой в Туркестанском областном историко-краеведческом музее открылась тематическая выставка «Отрар на рубеже веков», организованная Государственным археологическим музеем-заповедником «Отрар».

Цель выставки — ознакомить жителей и гостей города Шымкента с этнографическим, духовным и культурным наследием нашего народа, с ценными археологическими артефактами, рассказывающими об истории древнего города Отрар, где родился и вырос великий мыслитель Абу-Наср аль-Фараби.

В церемонии открытия выставки приняли участие ученые Ордабасинского национального историко-культурного заповедника, Казахско-турецкого университета имени Х. А. Ясави, Южно-Казахстанского университета имени М. Ауэзова, специалисты-археологи, а также сотрудники учреждений культуры Шымкента.

«В экспозиции представлено более 150 артефактов, найденных в результате археологических исследований на городище Отрар. Эти экспонаты хранятся в фондах музея-заповедника с 45-летней историей: керамические изделия, нумизматические материалы, предметы из стекла, редкие артефакты, аэрофотоснимки и карты, относящиеся к памятникам», — рассказала старший научный сотрудник заведующая отделом археологии Туркестанского областного историко-краеведческого музея А. Ержигитова.

По словам ученой, содержание выставки направлено на пропаганду истории средневекового города Отрар, включая быт, культуру и искусство, хозяйство, которым занимались жители средневекового Отрара, а также популяризацию Государственного археологического музея-заповедника «Отрар», который ведет активную работу по научно-исследовательской, культурно-просветительской деятельности. Выставка продлится до середины сентября и дальше продолжит свой путь в г. Петропавловск.

За последние годы сотрудники музея провели аналогичные выставки во всех областных центрах и крупных городах Казахстана.

С 1979 года музей истории Отрара является научно-исследовательским, культурно-познавательным и первым в Казахстане учреждением по охране археологических и исторических памятников. А с 1982 года — музеем-заповедником по охране исторических памятников на территории Отрара.

В настоящее время музей является одним из учреждений в стране, занимающихся археологическими исследованиями, раскопками, охраной памятников путем реставрации и консервации, а также исследованием и сохранением этнографического, духовного и культурного наследия нашего народа.

В музее-заповеднике 24 825 экспонатов и культурно-исторические памятники на общей площади 11 000 га. Из них три памятника республиканского значения, 73 памятника местного значения. В их число входит и средневековое городище Шаншар.

В Отрарском районе на левом берегу реки Сырдарьи, куда редко заезжают туристы, расположилось село Коксарай. Одна его часть упирается в берег реки, а другая — в пустыню Кызылкум. Жители села в основном занимаются животноводством и растениеводством.

Примечательно село тем, что вокруг него сохранилось более 30 памятников археологии. А также большое количество старых каналов, использовавшихся людьми в средние века, и русел Сырдарьи. Как говорят местные жители, современный поселок Коксарай выглядит островом среди памятников.

Первые сведения о памятниках региона стали известны более века назад. Их исследования начались Н. В Рудневым в 1903 году.

После обретения независимости сотрудники Государственного археологического музея-заповедника «Отрар» приступили к изучению и научному учету памятников вокруг села. Среди них поселение Шаншар занимало особое место по своему расположению и строению.

Археологический памятник находится в 16 километрах от села Коксарай. На высокой возвышенности общей длиной 4,8 км расположены еще два холма четырехугольной формы.

В 1993 году на поселении работала археологическая экспедиция Отрарского государственного археологического музея-заповедника.

В центральной части был обнаружен квадратный замок. Длина северо-восточной стены замка — 80 м, северной — 85 м, юго-западной — 95 м, южной стены — 82 м.

В четырех углах замка расположены четыре башни, в середине юго-западной стены — двойная башня (одна диаметром 8 м, другая — 6 м).

Замок и его окрестности были окружены рядом валов.

Недалеко от большого замка был обнаружен замок поменьше. Но и он отличался тем, что имел рвы и множество башен.

В 1999-2001 годах поселение было изучено археологом М. Кожа. Первые научные данные дали представление о жизни поселения в I веке.

В 2018 году по предложению и поддержке уроженца села Коксарай О. Жанысбекова был уточнен план поселения и изучены периоды жизни людей на основании находок в верхних культурных слоях.

Эту работу выполнили ученые Международного казахско-турецкого университета имени Х. А. Ясави М. Кожа, М. Гурсой, Б. Сиздиков. В результате исследований большая часть поселения датируется I веком н. э., меньшая — VIII веком нашей эры.

В 2024 году по инициативе и при поддержке О. Жанысбекова ученые Казахского национального университета имени аль-Фараби провели археологические раскопки на поселении Шаншар. В ходе месячной работы были выявлены новые данные о местонахождении и структуре поселения Шаншар, занимающего площадь 140 гектаров.

Стало известно, что Шаншар расположен на правом берегу старого русла реки Сырдарьи. А все большие рвы, вырытые от реки до поселения вручную, доходили до крепостной стены.

Внутри открытых ранее замков были найдены небольшие круглые сооружения. В ходе исследования стало понятно, что это жилые помещения. Но археологи также предположили, что они могут быть и захоронениями знатных людей.

Кроме этого, в ходе раскопок были обнаружены строения и башни для служебного назначения, масса керамических изделий, в том числе хумы для хранения воды и зерна.

Археологические данные показывают, что в свое время Шаншар был большим центром кангюйского или сакского государства в период раннего железного века.

«Наши исследования и выводы дают основание отнести Шаншар к укрепленному поселению. В целом не будет ошибкой сказать, что племена и археологические объекты в сырдарьинском регионе вообще не изучены. По данным анализов керамики, можно говорить, что поселение возникло до нашей эры. Многие вещи, такие как керамика, планировка, сравнимы с хорезмскими находками. Уже одно это не только свидетельствует о широком распространении, но и доказывает, что сырдарьинский регион очень богат археологическими культурами», — делает вывод М. Кожа.

Однако пока еще поселение Шаншар, а точнее Шаншар-Асаршикский археологический комплекс, расположенный на левобережье Сырдарьи, остается до конца неисследованным. Работы и выводы археологов выявили лишь исторический облик объекта.

Но уже сегодня известно, что археологический комплекс Шаншар-Асаршик, окруженный валом и оборудованный башнями, где жили стражники, позволяет предположить, что это место в свое время было важным объектом. Здесь жили богатые крестьяне и народы, достигшие высокой культуры. Это место охранялось специально обученными войсками.

В ходе изучения археологи убедились, что памятники, подобные Шаншар-Асаршику, т. е. схожие или идентичные в плане, встречаются вдоль реки Сырдарьи, в Хорезмской области, в Шу, Таласе, Жетысуском районе и в Центральном Казахстане. Так что ареал их распространения широк.

Кроме тюркских оседлых племен, таких как огузы, в более поздний этнографический период здесь жили кочевые народы. В связи с этим возникают вопросы: какие племена жили на упомянутом объекте, в каком назначении использовали поселение и к какой культуре принадлежали?

Ответы на эти вопросы кроются в будущих исследованиях.

 

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *