Наступивший 2020 год преподнес педагогической общественности сразу два подарка: вступление в силу закона «О статусе педагога» и утверждение программы развития образования на 2020-2025 годы.
О том, что изменится в жизни учителей, мы попросили рассказать руководителя управления развития человеческого
потенциала Туркестанской области Р. Жолаева.
— Ракимбек Куатбекович, насколько важным событием для педагогов области стало принятие закона «О статусе педагога»?
— Думаю, что это очень значимо. Принятие этого закона подчеркивает важность роли педагогов в жизни общества и сразу значительно повышает статус этой профессии. В независимом Казахстане такой закон принят впервые, да и во времена Союза его не существовало. Поэтому это в какой-то мере историческое событие, которого, уверен, все учителя ждали с нетерпением. Закон поддерживает всех педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в организациях образования, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в том числе преподавателей Академии правосудия Верховного суда РК, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры, социальной защиты, военных учебных заведений. Ведь, как написано в законе «статус педагога распространяется на всех лиц, имеющих педагогическое профессиональное образование по соответствующему профилю, организующих воспитание, обучение, оказывающих методическую помощь, организующих образовательную деятельность, соответствующих квалификационной категории, указанной в профессиональном стандарте». Закон «О статусе педагога» состоит из 19 статей. Он определяет статус педагога и его права, социальные гарантии и ограничения, обязанности и ответственность. В него включена соответствующая часть Конституции РК, закона «Об образовании» и других нормативных правовых актов.
В законе четко указываются нормы педагогической этики и принятие присяги, профессиональный педагогический стандарт, условия осуществления профессиональной деятельности педагога, запреты на привлечение к работе, не входящей в его профессиональную деятельность, поощрения за профессиональные достижения, необходимость уважения чести и достоинства педагогов со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей, а также иных физических и юридических лиц. Кроме того, ученым, работающим в сфере образования, предусмотрена доплата за степень доктора философии (PHD) по профилю в 17 раз, за доктора наук — в 34 раза, кандидата наук — в 17 раз, магистра — в размере десяти МРП. Четко определены материальные, социальные гарантии и права педагога в профессиональной деятельности. Например, педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, предусмотрено оказание различных услуг местными представительными органами за счет бюджета и других видов социальной поддержки.
Думаю, что в законе отражены все наболевшие вопросы, которые затрагивают деятельность и быт учителей. И наша педагогическая общественность скоро почувствует все преимущества, которые в нем для нее предусмотрены.
— Что можете сказать о новой программе развития образования?
— Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы принята в конце декабря 2019 года. В ее основе — ряд стратегических и программных документов, в числе которых План нации, программа «Рухани жаңғыру», предвыборная платформа Главы государства. Она предусматривает модернизацию педагогического образования, изменение педагогического опыта будущих учителей и стопроцентное обновление учебных программ. Эта программа ставит перед учителями серьезные задачи. И главная из них — обеспечить образованием, развивающим личность, востребованными в обществе навыками и духовно-нравственными ценностями.
В основные задачи программы входят также повышение значимости профессии педагога и модернизация педагогического образования, сокращение разрыва между сельскими и городскими школами, создание условий для безопасной и комфортной жизни детей, формирование здорового образа жизни ребенка, эффективной целостной системы оценки сферы образования, качественная подготовка специалистов для экономики будущего, сокращение дефицита ученических мест, улучшение материально-технической базы учебных заведений, дальнейшее внедрение цифровизации. Ее индикаторами станут охват дошкольным воспитанием и обучением детей с двух до шести лет (в предыдущей программе учитывались дети с трех до шести лет), результаты математической, естественно-научной и учебной грамотности 15-летних учащихся в международных исследованиях PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), индекс благосостояния ребенка, качество профессионально-технического образования. Предусмот-рена также доля индексов вузовского и послевузовского образования, научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности.
В программе уделено большое внимание безопасности детей, то есть внедрению охраны, видеонаблюдения, ограждений, а также решению проблем с уличными туалетами, безопасной перевозкой, рационом питания.
– Что еще в планах областного управления развития человеческого потенциала на наступивший год?
— Планируем продолжать работу по внедрению обновленного содержания образования, поднимать качество образования и готовиться к поэтапному переходу в 2021 году на 12-летнюю модель обучения. С этой целью мы уже подписали меморандумы о сотрудничестве с Академией педагогических наук РК, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и ЮКГУ имени Мухтара Ауэзова. Уже начата работа по созданию в школах четкой программы для детей с низкой успеваемостью, единой системы поддержки слабоуспевающих и социально уязвимых обучающихся.
Ищем возможности увеличения процента охвата сельских детей, школьников из малообеспеченных семей и ребят с особыми образовательными потребностями дополнительным образованием. Хотим увеличить количество внеклассных научных мероприятий, чтобы школы, занимающиеся научной работой, в международных исследованиях показывали более высокий уровень в мониторинге PISA.
В планах и укрепление методического, кадрового, МТО организаций дополнительного образования, создание механизма поддержки, оказания методической помощи организациям образования после прохождения аттестации, пересмотр ее форм и содержания, чтобы процесс аттестации не выбивал учителей из колеи. Планируем организовать для учителей-предметников курсы подготовки по профориентации школьников. Ведь эта работа с детьми должна начинаться как можно раньше, желательно с дошкольного возраста, а наши учителя не обучены навыкам профессиональной диагностики и ориентации.
Так что в этом году педагогам придется потрудиться с полной отдачей. Надеюсь, что так оно и будет, ведь за свой труд педагоги теперь получают солидные дивиденды. Например, благодаря внедрению новой системы карьерного роста учителей, когда педагог может стать сначала педагогом-модератором, затем педагогом-экспертом и, наконец, педагогом-мастером, заработная плата у многих из них выросла на 30-50 процентов от базового должностного оклада. Тем, кто преподает на английском языке, идет доплата в размере 30 процентов от базового должностного оклада. А в ближайшие четыре года учителям планируется увеличить заработную плату в два раза.
Помимо основной работы, нам предстоит подготовка мероприятий, посвященных великим юбилярам. В наступившем году мы должны достойно отметить 1150-летие известнейшего философа, математика, теоретика музыки, ученого, одного из крупнейших представителей средневековой восточной философии аль-Фараби и 175-летие великого поэта, мыслителя Абая Кунанбаева.
— Спасибо за интервью!
Ирина Притула
никакие законы не помогут пока общество само не научится уважать учителя как было раньше