Перемен требуют наши сердца

29 мая 2024 14:58
Количество просмотров: 1968

В Шымкентском театре кукол и юного зрителя в ближайшем будущем грядут большие изменения. Забегая вперед, хочу отметить, что совсем скоро зрители смогут увидеть постановки с участием марионеток. Дело в том, что в творческий коллектив пригласили поработать российского режиссера Г. Лайко.

Григорий известен не только режиссерскими работами, которые получают международное признание, но и как актер, автор и мастер по изготовлению кукол. Последние два года Г. Лайко был режиссером Северо-Казахстанского областного театра кукол. Это опытный специалист, который готов привнести новое в работу творческого коллектива.

В эксклюзивном интервью «ЮК» Григорий поделился планами на перспективу.

Высший пилотаж

Режиссер из России Г. Лайко.

Режиссер из Санкт-Петер-бурга работает с марионетками — это высший пилотаж в искусстве кукольников. Актеры управляют героями при помощи нитей. Кроме технического навыка, здесь нужна способность «оживить» куклу, соединившись с ней своею душой.

Управлять куклой очень сложно, так как она должна повторять движения живых людей. Не каждый актер-кукольник может справиться со своим героем. Для этого необходимо пройти обучение у профессионалов.

Верхние концы нитей прикреплены к деревянной крестовине, соединенной с рукоятью головного прута (вагой, или коромыслом).

Раскачивая подвижный брусок ваги с привязанными к нему нитями, кукловод, скрытый специальной ширмой, заставляет персонаж двигаться, жестикулировать.

Г. Лайко рассказал, что привез в Шымкент тренировочную марионетку, которую сделал собственными руками. На ней артисты будут учиться управлять куклами. Мастера художественно-бутафорного отдела театра уже приступили к изготовлению собственных марионеток по чертежам, предоставленным режиссером.

— Я работаю с марионетками, — говорит Григорий, — потому что они наиболее выразительные, но при этом более сложные в управлении. Сам я тоже мастерю куклы. Многих сделал во время пандемии коронавируса. Эти куклы предназначались для трех спектаклей театров Смоленска, Петрозаводска и Санкт-Петербургского театра марионеток имени Деммени. Сотрудничал в качестве технолога с известным петербургским художником Алексеевым. Работаю также с художником-постановщиком Татьяной Мельниковой. С ней мы поставили два спектакля, есть еще несколько разработанных постановок, которые, надеюсь, представлю в Шымкенте. Очень многому научился у марионеточника Александра Максимычева, много лет проработавшего в Германии, которого, к сожалению, уже нет в живых.

Спектакль «Серебряное копытце».

Григорий рассказал, что есть разработанный образовательный спектакль, который расскажет и покажет историю кукольного искусства разных стран. Зрители увидят и перчаточную куклу — русского Петрушку — и теневую — турецкого Карагёза, итальянских марионеток комедии дель арте, классических тростевых кукол.

В планах также использовать планшетных кукол, которыми управляют несколько актеров. Таких в шымкентском театре пока нет.

На фестивале Almaty Puppet Festival подобные персонажи использовались в спектакле Элене Мацхонашвили «Письмо Джеральдин» Батумского государственного театра кукол и юного зрителя, ставшего обладателем Гран-при. Постановка осуществлена на основе письма Чарли Чаплина своей дочери. Две маленькие планшетные куклы поочередно оживляли сразу четыре кукловодительницы. Спектакль сопровождали музыка, английский аудиотекст и черно-белое видео, где в «документальных кадрах» были показаны те же куклы.

В планах руководства театра — пригласить на работу молодых специалистов. 7 июня директор и режиссер намерены поехать в Алматы, где готовят кукольников, на выпускной спектакль. Есть, правда, большой минус — устаревшая материально-техническая база вуза, ведь будущих специалистов учат работе с куклами старого образца.

На рассмотрение художественного совета будут предложены две пьесы. Это постановки современных европейских драматургов, по которым сейчас ведется разработка. Для театра юного зрителя — «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба и для театра кукол — «Хочу быть волком» Беттина Вегенаста. Это будут постановки, с которыми театр сможет участвовать в международных фестивалях. Вторую постановку шымкентцы смогут увидеть уже в сентябре.

Детали будущей марионетки.

Всем знакомо выражение «Волк в овечьей шкуре». В современной сказке «Хочу быть волком» все с точностью до наоборот: овца, а точнее баран, примеряет на себя волчью шкуру. В лесу освободилась вакансия Злого Волка. А вакансии надо закрывать — такова задача. Объявление попадает в руки двух друзей-барашков. И один из них, вопреки отговоркам друга, решает, что стоит попробовать: ведь Волк — он такой большой, такой сильный и страшный, а это приятно, когда тебя боятся, когда ты главный. В итоге он получает волчью шубу и волчьи зубы, а заодно и волчьи обязанности. Теперь можно никого не бояться, можно всем показать, кто в лесу главный. Вот только на каждого Волка должен найтись свой Охотник, и Гном как раз подыскивает на эту, тоже вакантную, должность нового кандидата…

Бэби-театр в действии.

— У театров кукол и юного зрителя постсоветского пространства, в том числе у российского, есть преломление в сторону советского театра. Но я считаю, что не нужно замыкаться, нужно расширяться и развиваться. Ведь есть очень много разных европейских театров, в том числе турецкий, чешский, немецкий и многие другие, со своей спецификой, которая, перемежаясь, и создает формы под определенные задачи. То есть мы идем не от формы, а от задачи, подбираем разные сценические приемы. Это основной принцип моей работы. Я готовлю материал и уже потом думаю, какие приемы применить. Одним словом, мы хотим ближе познакомить Европу с культурой Казахстана, а Казахстан, в свою очередь, с европейской культурой в области театра.

Как правило, у европейских театров немного постановок. Они ставят несколько спектаклей и потом много лет с ними работают, участвуют в различных фестивалях. Я тоже считаю, что богатый репертуар не всегда показатель высокого уровня работы. Ведь когда спектакль ставится раз в три месяца, это сказывается на его качестве. И совсем другое, когда его ставят каждую неделю. Это уже другой уровень работы.

Мое мнение: лучше выбрать несколько спектаклей, год или два работать по ним как следует, а потом уже отложить и браться за другие. У нас, конечно же, здесь все немного по-другому. Но будем искать компромиссы.

Театр — с пеленок

Григорий намерен также развивать в шымкентском театре новое направление — бэби-театр. Если раньше самыми юными зрителями считались дети от четырех лет, то теперь это будут малыши с пяти-шести месяцев. Профессионалы помогут им в комфортной для них игровой обстановке почувствовать атмосферу театра, научиться понимать его язык и открывать для себя окружающий мир средствами театрального искусства.

Сама идея театра для малышей не нова. В Европе подобные проекты существуют уже более тридцати лет. Одним из пионеров бэби-театра считается итальянский режиссер Роберто Фрабетти, основатель театра La Baracca — Testoni Ragazzi, коллектив которого несколько лет проводил программу «Маленький размер — большие граждане» в разных европейских странах. Деление на зал и сцену обычно очень условное. Чаще всего зрители сидят на полу на мягких подушках и могут свободно перемещаться, если при этом не мешают артистам и друг другу. Маленький ребенок не может долго сидеть на одном месте, так что подобный подход помогает ему чувствовать себя на спектакле комфортно.

Обычно в бэби-спектаклях нет четкой сюжетной линии. Даже если спектакль поставлен по литературному произведению, он передает не столько сюжет, сколько настроение. На первый план выходит не фабула, а изобразительно-выразительные средства: музыка, тактильные ощущения, движения, запахи… Дети используют разные способы восприятия мира, активно включаются в происходящее и обретают новый опыт.

Практически все детские спектакли в той или иной степени интерактивны, но бэби-театр — это самый настоящий иммерсивный театр. Зритель здесь полноправный участник происходящего: актеры предлагают пощупать реквизит, выполнить какие-либо несложные действия, пообщаться. Но насильно, конечно, никто в спектакль не вовлекает, и если маленькому зрителю комфортно все полчаса сидеть на коленях у мамы или папы, так тому и быть.

Г. Лайко рассказал, что российским зрителям бэби-театр открыли десять лет назад Юрий и Ольга Устюговы. Они создали театр, который так и называется — Первый театр. Это место, где ребенок может начать свой зрительский путь.

Режиссер данное направление развивал и в Петропавловске, где поставил теневой спектакль «Жук, паук и бабочка», который был признан лучшим на фестивале в Астане:

— Было бы хорошо, если бы у руководства города появилась возможность помочь в вопросе относительно здания, в котором находится наш театр.

Ведь сейчас мы располагаемся в историческом месте, в котором нельзя проводить капитальный ремонт. А ведь здание должно быть таким, чтобы зритель хотел приходить сюда задолго до начала спектакля, чтобы почувствовать неповторимую ауру театра. А для этого можно открыть музей кукол, выставить в фойе куклы, которыми зрители смогут попробовать управлять, организовать фотозону. Идеи можно реализовать самые разные. Театр кукол — это визуальное искусство. Нужно использовать профессиональное оборудование, хороший свет, мощную звуковую аппаратуру. Мы должны активно использовать возможности современных технологий. Нам все это обещают, и мы надеемся, что не за горами тот день, когда переедем в новое здание. Так вот там мы сможем оборудовать замкнутое игровое пространство для бэби-театра.

Я предлагаю оформить его в виде юрты. Ведь она имеет купольную форму. Конус — это пространство, напоминающее утробу матери, а значит, малыш будет здесь чувствовать себя комфортно. В моменты игрового действа актеры будут подходить к зрителям, малыши будут их изучающе трогать, выражать свои эмоции. То есть ставка делается на тактильный контакт, зрительное восприятие, используется система Монтессори. Молодым родителям будут объяснять, что детей не стоит удерживать на местах, если у них есть желание встать, походить, потрогать своими ручонками театральное наполнение спектакля (световые шарики, птицы или что-то другое, привлекшее внимание), что напоминает им мир живой природы. То есть наши зрители-малютки и их родители будут находиться в замкнутом игровом пространстве, в котором стены заменяют проекционные сюжетные картинки, а привычная сцена и артисты с куклами находятся за экраном. Театр живет вокруг и рядом со зрителями, что эмоционально вдохновляет детей, делает их соучастниками театральной игры с профессиональными артистами. Но это не будет просто игра или забава, театральный жанр будет сохранен.

Такие постановки имеют и психологическое значение. К примеру, мой сын очень боялся черного жука, не знаю, где он его увидел.

И через постановку «Жук, паук и бабочка» я попытался рассказать, что насекомые вовсе не страшные, что они помощники природы. Сначала показываем теневые этюды, располагая малышей к этим персонажам. А потом они появляются из-за ширмы, и дети видят объемные куклы, с которыми они идут на контакт, могут потрогать. Это и своего рода социализация. Ведь здесь будут и другие дети.

Штоковые марионетки с оригинальной системой управления.

Любовь с первого взгляда

Ну и напоследок Григорий рассказал, как выбрал делом своей жизни кукольное искусство. В детстве он ни разу не был в театре кукол. Но в 19 лет ему довелось попасть на международный фестиваль кукольного искусства Сергея Образцова.

Это был спектакль «Фасад» Белостокского театра кукол из Польши. В этом спектакле артисты и куклы дополняли друг друга, а приемы манипуляции куклами были подобраны настолько точно, что в совокупности с фантастической игрой артистов все это ярко и в то же время тонко передавало глубокий смысл, заложенный голландским режиссером Дуда Паева. К слову, в этом спектакле практически не было слов, лишь музыка и взаимодействие, вымеренное и точное, как если бы это был танец.

Григорий настолько был впечатлен постановкой, что решил стать режиссером театра кукол. Он учился в ГИТИСе, где был набран целевой курс для Московского театра кукол. У молодого специалиста было много опытных наставников, среди которых ведущие режиссеры России Б. Константинов, В. Антонов, художник А. Максимычев и многие другие.

— Два года я был главным режиссером Северо-Казахстанского областного театра кукол. Но сотрудничество с этим творческим коллективом было налажено намного раньше. Меня приглашали на разовые постановки, и я поставил два спектакля — «Серебряное копытце» и «Кошки-мышки». Затем уже поступило предложение стать главным режиссером. С директором Шымкентского театра кукол и юного зрителя Саматом Алтаевым мы познакомились полтора года назад на фестивале «Кукляндия» в Караганде. С тех пор общались, встречались на других фестивалях. Затем от него поступило приглашение поработать в Шымкенте, так как ему понравились мой подход, решения. И я принял положительное решение, так как увидел больше перспектив и возможностей. Здесь более восточный театр, это новый опыт, — подытожил беседу Григорий.

Пожелаем ему успехов в воплощении всего задуманного, запасемся терпением и будем ждать новых креативных постановок.

Салтанат Абдижаппарова

Фото автора и из архива Г. Лайко

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *