В 2019 году в Туркестанской области произошло несколько знаковых культурных событий. В том числе практически одновременно отметили два дня рождения — 620-летие тайказана и 88-летие видного государственного деятеля У. Жанибекова.
Быть может, молодому поколению имя Узбекали Жанибековича мало о чем говорит.
Однако, несмотря на более чем пятисотлетнюю разницу в возрасте, история шедевра древнего искусства и имя человека, внесшего огромный вклад в сохранение и развитие культуры Казахстана, тесно переплетены.
Казан, не имеющий равных
В истории народов, издревле населяющих Казахстан и Среднюю Азию, самые большие казаны были предназначены для варки значительного количества мяса. Они назывались тайказанами. Название происходит от двух тюркских слов: казан — традиционный азиатский литой металлический котел с полукруглым дном для приготовления различных блюд, тай — жеребенок или бычок старше года. Огромные, богато украшенные котлы были обычным атрибутом суфийских ханак, общины которых сохраняли традиции древних доисламских культов.
Наиболее известный тайказан находится в мавзолее Х. А. Ясави. Огромная чаша установлена в самом центре архитектурного комплекса.
Более века наука занималась изучением туркестанского тайказана. Интерес исследователей к нему нашел отражение в богатой библиографии. Определено место этого шедевра в истории искусства Востока.
Местное предание связывает отливку казана с селением Карнак, расположенным в 23 км к северо-западу от Туркестана. В его окрестностях, по сведениям советского ученого-археолога М. Массона, имеются остатки «завода», где был сделан котел.
Как гласит легенда, отлит казан из сплава семи металлов: железа, цинка, свинца, олова, красной меди, серебра, золота. В литературных источниках — из бронзового сплава. Изготовление такого единственного в своем роде казана требовало невероятного мастерства. Мастеру-металлургу Абдул-газизу-Шарафутдин-улы аль-Тебрези удалось решить сложнейшую проблему отливки столь большого казана не только технически, но и эстетически. Казан украшен тремя поясами с растительным орнаментом и арабской вязью. Отвесным ручкам мастер придал изящную форму лепестков лотоса.
Для тюрков казан всегда был и остается символом единения и гостеприимства. Поэтому особое значение придавалось его размерам и оформлению. Туркестанский казан уникален прежде всего величиной и не имеет себе равных. Он так же величественен, как и сама тимуровская постройка, центральный зал которой перекрыт самым большим куполом в Центральной Азии. Диаметр тайказана почти два с половиной метра, вес — две тонны. Огромная чаша может вместить до 3000 литров воды.
Поверхность котла украшена затейливым эпиграфическим орнаментом, размещенным на трех горизонтальных поясах, охватывающих верхнюю половину чаши.
Народные предания сохранили сведения о том, как использовался тайказан. Некоторые из них можно отнести к мистическим, которые, видимо, поддерживались местными шейхами. Одно из них приводит М. Массон: «Туша жертвенной овцы, помещенной в огромный котел, чудесным образом наполняла его мясом в случае, если жертва оказывалась богоугодной». На самом деле тайказан предназначался для воды. Это следует из надписи на верхнем орнаментальном поясе. Подслащенная вода из котла раздавалась правоверным после пятничной молитвы, когда происходила общественная поминальная трапеза, во время которой бедные и паломники угощались особым образом приготовленной кашей из пшеницы — халимом.
Нижняя лента эпиграфического декора содержит повторяющуюся 22 раза арабскую надпись почерком куфи. Она состоит из трех частей: коранической, объясняющей присутствие котла на этом месте; авторской, закрепляющей авторство идеи за эмиром Тимуром, и датирующей. В связи с размещением в общей системе декора исследователям пришлось долго решать, датировать по ней приказ эмира Тимура или же день отливки самого казана.
Ученые пришли к общему мнению, что будет более предпочтительным отнести эту дату к дню отливки. Но как бы там ни было, нужно признать дату 20 шавваля 801-го года хиджры, что соответствует 25 июня 1399 года нашего календаря, днем рождения туркестанского тайказана.
Сегодня изображение тайказана украшает монеты достоинством в 50 и 500 тенге. Копии сосуда стоят на мосту через реку Бадам в Шымкенте, украшают скверы и парки городов Казахстана и столицы Татарстана Казани.
Человек, который знал и любил историю своего народа
Этот человек совершил культурную революцию в истории Казахстана. Десятки отреставрированных и взятых под охрану государства памятников культуры, созданные при нем музеи и театры — все это работа видного государственного и общественного деятеля У. Жанибекова.
Благодаря ему сегодня мавзолей Х. А. Ясави функционирует как музей и принимает тысячи туристов.
Отношение Узбекали Жанибековича к Туркестану и туркестанской сокровищнице мировой архитектуры было очень трепетным. Он не разрешал что-либо строить перед мавзолеем. Говорил, что этого нельзя делать, так как в этом месте много древних захоронений. Будучи министром культуры Казахской ССР, часть жизни истинный патриот своего народа У. Жанибеков посвятил возвращению тайказана из Эрмитажа.
Его заместитель, которого отправили в Ленинград за драгоценным грузом, потом расскажет коллегам настоящую эпопею. Дело в том, что в 1935 году тайказан и два светильника из мавзолея Х. А. Ясави увезли в Ленинград на III Международный конгресс иранского искусства, где и остались они на долгие годы. Переговоры о возвращении реликвии велись долгое время, однако сделать это удалось лишь через 54 года и только с приходом во власть У. Жанибекова. В 80-ые годы он переписывался по этому вопросу с Министерством культуры Советского Союза, сам ездил на переговоры в Москву и Ленинград. Но самое важное — достал через знакомых в московских органах расписку, в которой говорилось, что тайказан на самом деле был отдан в Эрмитаж во временное пользование. Когда же самый главный вопрос был решен, возникла еще одна проблема. Из-за огромных размеров тайказан не смог бы пройти ни в одну дверь и ни в одно окно Эрмитажа. В народе рассказывают, что замминистра пришлось до утра пить казахстанский коньяк с директором музея и во время задушевной беседы получить разрешение разобрать одну из стен Зимнего дворца. В ту же ночь был разобран проем в стене, и краном тайказан вытащили. А потом до утра вновь собирали стену. Специально для этого в Ленинград были приглашены казахстанские реставраторы.
Как свидетельствует документальная съемка, история с разбором стены — это красочная и впечатляющая байка. На самом деле тайказан вытащили через оконный проем с помощью автокрана-манипулятора.
В ночь, когда из Эрмитажа вывозили тайказан, министр культуры КазССР сидел в министерстве до утра в ожидании информации из Ленинграда. Успокоился только тогда, когда ему сообщили, что экспонат благополучно вывезен.
18 сентября 1989 года тайказан обрел свое законное место в центре казандыка мавзолея. Кстати, именно при Жанибекове в этой усыпальнице начались большие реставрационные работы, которые находились под личным контролем министра культуры.
У. Жанибеков умер полным энергии и мудрости, ему было 66 лет. Похоронен истинный сын казахского народа на родине, в Отрарском районе, на кладбище рядом с мавзолеем Арыстан баб.
Слева от тайказана, в одной из комнат мавзолея Х. А. Ясави, размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и труде человека, стоявшего у истоков возрождения национальной культуры Казахстана.
Владимир Привалов
ПРИ НАПИСАНИИ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ И ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ