Платные дороги. Своим путем

25 Ноя 2019 13:29
Количество просмотров: 4779

Последовательное стремление партии и Правительства сделать автодороги страны платными вызвало наконец ответную реакцию. Фракция коммунистов Мажилиса направила запрос в Правительство. Борцов за права трудящихся
взволновали странности тарифов на новых участках.

География платных автомагистралей смещается к югу. В этом году к первой в стране платной автодороге Нур-Султан — Щучинск добавились еще три: Нур-Султан — Темиртау, Алматы — Капшагай и Алматы — Хоргос. Плату за проезд по ним взимает АО «QazAvtoJol».

Изначально декларировалось, что полученные средства пойдут исключительно на содержание этих же дорог. Ну за исключением административных расходов на неотложные нужды самого АО, о чем скромно умалчивалось.

До Туркестанской области эти нововведения пока, хвала Аллаху и Правительству, еще не дошли. Но тенденция не оставляет места для оптимизма. Если магистральная линия Минтранса не изменится, скоро и мы будем раскошеливаться за счастье ездить по автодорогам области. Обещания, что это будет не больно и совсем не напряжно для семейного бюджета, опровергаются практикой на уже действующих платных участках. А кто бы сомневался? Аппетиты монополистов нам давно известны, и симптомов их ухудшения нет. Совсем наоборот. Благо новым хозяевам отечественных автодорог дали зеленую улицу.

Теперь к неуклонно стремящимся ввысь тарифам на коммунальные услуги, ценам на горячее и продукты добавилась еще одна радость — оплата за проезд по автодорогам, размер которой вызывает множество вопросов. Республиканское общественное объединение «Общество содействия автомобилистам» (ОСА) провело мониторинг цен проезда по платным участкам. Общественники пришли к выводу, что тарифы, мягко говоря, не слишком обоснованны. Во-первых, оплата оказалась существенно выше, чем обещали в ходе мощной PR-компании по подготовке умов к необходимости раскошелиться. Во-вторых, оплата наличными на терминалах в два раза превышает безналичную предоплату. Хозяева объясняют, что это делается не из жадности, а исключительно в воспитательных целях. Водителей приучают к культуре безналичных расчетов и стимулируют предоплату. Воспитательный эффект оказался так себе: по данным оператора «QazAvtoJol», предоплату используют менее половины водителей.

Когда официальные лица ссылаются на «мировой опыт», сразу возникает подозрение, что речь идет о наших кошельках. Таков у нас опыт отечественный. Что же касается «передовых стран», то не все так запущено там с платными дорогами.

«В Великобритании единственная платная автомагистраль М6 к северу от Бирмингема, — рассказывает руководитель группы общественного мониторинга по Туркестанской области Б. Исалиев. — В Канаде, несмотря на сопоставимую с казахстанской территорию и несопоставимо высокий уровень развития экономики, 20 платных участков. Дорог из них всего три. Остальные — мосты и тоннели. В Бельгии, Германии, Дании, Финляндии, Швеции платных дорог нет вообще. Но здесь Европа нам не пример. Здесь мы проявляем завидную самобытность.

Деньги на строительство, обслуживание и ремонт дорог в странах, где они бесплатные поступают из разных источников. В основном это топливные акцизы, налог на транспортные средства, экологические сборы, НДС от продажи топлива, шин и т. д. Денег от этого хватает не только на ремонт существующих, но и на строительство новых дорог. Все эти налоги действуют и в нашей стране. Вопрос, с какого перепуга еще и оплату за проезд по автодорогам, построенным, между прочим, на деньги налогоплательщиков, с этих же налогоплательщиков тащат?! Столь любимый нашими чиновниками «мировой опыт» говорит, что это явно лишнее. Хотя деньги лишними не бывают. А автодороги — такой лакомый кусок! Странно не то, что начали вводить оплату, а то, что так долго собирались. Это же как в анекдоте из начала «святых 90-ых»: «Дайте мне метр границы, и я сам себе на жизнь заработаю». А тут о тысячах километров речь идет».

По факту, автодороги у нас бесплатными не были никогда. Дорожная полиция и всяческие инспекции свою долю малую имели на постоянной основе.

Принцип «можешь ездить — плати» не изменился. Теперь он приобрел законный статус. Едешь, значит, должен. Какая разница — кому? Вчера — ДПСнику и бандиту, сегодня — владельцу дороги. Хотя говорить о монополии новых хозяев не приходится. Всяческих проверялок, в погонах и без, из списка тех, кому мы должны, исключать рано.

Наверное, хорошие платные дороги без пересечений и ограничений скорости нужны. Но за разумные деньги и с наличием альтернативы. Платить за скорость и повышенный комфорт согласен. Повышать благосостояние и без того не бедных владельцев платных участков — как-то душа не лежит.

«На сегодня плата взимается не за повышенный комфорт, а за отсутствие повышенного дискомфорта, — поясняет Б. Исалиев. — Заплатил, едешь по платной трассе с ограничением почему-то 110 км в час, и вдруг — пешеходный переход и знаки ограничения скорости «50-40-20». Всем знакомо? Ну и камера-ловушка или полицейский патруль с радаром тут как тут.

Какая же это платная магистраль – и вообще какая магистраль, если через нее мостик или тоннель для пешеходов нельзя провести? Добавим к этому наше традиционное выгуливание безнадзорного скота по проезжей части, на которое дорполиция традиционно не обращает никакого внимания, и получим странную картину: оплата есть — комфорта нет».

Альтернативные бесплатные автодороги в Казахстане были предусмотрены. Но несколько лет назад Минтранс продавил изменения и дополнения в Закон «Об автомобильном транспорте», и альтернатива исчезла из законодательства. Добавим к этому неубедительность доводов о том, что необходима дополнительная плата с большегрузов, разрушающих наши автодороги. Они и так оплачивают транзитные сборы, перегруз. Все без исключения автовладельцы платят налог на автотранспорт, акцизы и НДС на бензин и дизельное топливо.

В плане освоения бюджетных средств мы уверенно лидируем, посрамив самые развитые страны, с давними традициями «распилов» на почти официальном уровне (как США с их законодательством о лоббировании). По качеству строительства автодорог тоже не последние в этом мире.

Несколько отзывов водителей за прошлую зиму с портала NUR.KZ. Для эмоциональной полноты картины:

«На днях ехал из Кокшетау в Астану по знаменитому платному автобану, и вот какая картина: дороги не чищены, одна колея начиная от Макинска и чуть ли не до Астаны — вот такая трасса».

«Это просто ужас. Уступать дорогу на бешеной скорости очень рискованно. Учитывая, что гололед, едут колоннами, порой задерживая других. Трассу не чистят, хотя взимают плату с каждой машины».

«Недавно побывал в Туркестане и в святых местах Южного Казахстана. Пришлось поездить по новому автобану. По всей трассе множество недостатков. Возникает вопрос: почему комиссия принимает такие работы? Ведь это стратегические объекты нашей страны, которые в будущем принесут огромные доходы».

Доходы эти стратегические объекты, настойчиво передаваемые в частные руки, уже приносят. Кому — другой вопрос.

Игорь Лунин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5 комментариев в “Платные дороги. Своим путем

  1. Платные дороги-это хорошо, только вот именно за хорошие дороги, но почему то никто не говорит про не платные дороги. Я обращаюсь к водителям кто ездит по дороге от Мерке и до Балхаша, там дороги не делали наверное со времен распада СССР, а ведь там ходят пассажирские автобусы, дальнобойщики с овощами и фруктами для Нурсултана. Когда у нас будет все как там. Господа чиновники оглянитесь на нас простых людей, почему у вас есть все, а нам ….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *