Есть в Туркестанском областном историко-краеведческом музее экспонат, мимо которого просто так не пройдешь.
Старинный казахский национальный костюм, сшитый из кожи, сразу же привлекает внимание. Ему больше века, но отчетливо виден каждый узор. Как рассказала научный сотрудник научно-методического отдела Б. Тойшыбекова, это жарғақ бешпент и жарғақ шалбар. Приобретены они сотрудниками музея в комиссионном магазине 2 сентября 1938 года.
«Большое и важное место в жизни казахов занимали разнообразные предметы из кожи и шкур крупного рогатого скота и верблюдов. Из шкур шили одежду, из кожи – обувь, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, создавали настенные панно, сундуки. Кожевенное искусство было очень популярно, — говорит Бибигуль. — Обработкой шкур и кожи занималась почти каждая семья, в основном мужчины, но помогали и женщины. У любого народа традиционный костюм отражал его стиль и образ жизни. Материальная культура казахского народа, его представление о прекрасном особенно яркое отражение нашли в одежде. В национальном костюме, который создавался на протяжении веков в условиях суровой кочевой жизни, как в зеркале отразились эстетические идеалы народа, его образ жизни, род занятий. Он вобрал все лучшее, что могли создать народные умельцы. Древние мастера приспосабливали одежду к жизни и быту кочевников: она была удобной для верховой езды, согревала в суровые зимние холода, летом защищала от зноя, была практичной.
Жарғақ шалбар – мужские кожаные штаны из обработанной шкуры, крашенной хной или корой тальника, расшитые разноцветными шелковыми нитями. Их надевали в особо торжественных случаях знатные люди: батыры, бии, акыны, сал-сери. Жарғақ бешпен – верхняя одежда, ее тоже шили из кожи. Имеющийся в нашем музее мужской костюм, состоящий из кафтана и штанов, сшит из замши. Бешпент короткий, воротник-стойка, рукава длинные, подол слегка расклешен. Передняя часть и рукава украшены вышивкой. Использованы растительные и геометрические мотивы. Орнамент выполнен шелковыми нитями. Длина кафтана – 80 сантиметров, ширина – 136 сантиметров».
По словам Бибигуль, казахи издревле выделывали кожу и окрашивали в разные цвета, владели техникой тиснения, узорного шитья по коже. Красители получали из растений и различных минералов, которые добывали на месте. Выделка кож и шкур производилась с помощью кисломолочных продуктов. На предметы декоративно-прикладного искусства шла кожа крупных домашних животных (лошадей, коров и верблюдов), очищенная от шерстяного покрова. Свежеснятую шкуру обычно просушивали в развернутом виде, затем смазывали ащы айраном — перебродившим кислым молоком, смешанным с мукой, сворачивали мездрой внутрь на 2-3 дня, после чего промывали и клали в соленую воду.
«Национальная одежда сегодня пользуется популярностью, — говорит Б. Тойшыбекова. — Она прочно входит в нашу жизнь. Современные модельеры охотно используют народные мотивы в своих коллекциях. И это радует. Ведь это духовное наследие, которое нужно сохранять и приумножать».
Салтанат Абдижаппарова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!