Вряд ли найдется мальчишка, который хоть раз в жизни не пускал по ручью после дождя или по ближайшей речке кораблик. И не важно, дощечка это или загнутый листочек в форме паруса, главное, чтобы он плыл, а маленький капитан бежал за ним в надежде, что когда-нибудь его кораблик превратится в большой корабль и уплывет он на нем в далекие страны. Кто-то скажет: мечта, которой не дано сбыться. А если я назову место, где у мальчишек появляется реальная возможность построить своими руками корабль? И пусть он не такой большой, но пойдет по воде, превращая детскую мечту в реальность.
Кружок судомоделирования при Доме школьников Толебийского района пользуется у местных мальчишек большой популярностью. А суть в том, что, посещая его, юные конструкторы своими руками создают настоящие корабли, способные самостоятельно рассекать водную гладь, приводя в восторг юных конструкторов и их друзей.
А началось все с идеи директора Дома школьников Г. Алдабергеновой создать такой кружок. Идея неплохая, но для воплощения ее в реальность в первую очередь нужен был педагог, который смог бы осилить эту задачу. И не просто педагог, а человек, влюбленный в свое дело и способный передать свою страсть к моделированию детям. И такой человек у нее на примете был. Но загвоздка была в том, что у него уже была неплохая работа. Согласится ли он на менее выгодные условия, которые директор собиралась ему предложить?
Но после недолгих переговоров ее кандидат дал согласие вести кружок. И не в качестве дополнительной нагрузки, а как полноценную работу штатного педагога.
Н. Кебекбаев начинал свой путь педагога после окончания факультета «Общая техническая дисциплина» Чимкентского педагогического института в 1986 году со станции юных техников в тогдашнем областном центре. Через два года после ее закрытия продолжил педагогическую деятельность во Дворце школьников. По объективным причинам уволился и устроился мастером в строительную бригаду при нефтеразведывательной экспедиции в селе Тогуз. В тот период у Назарбека Примбекулы и произошел разговор с Г. Алдабергеновой.
Сегодня за его плечами двадцать лет педагогического стажа, и он ни разу не пожалел, что когда-то дал свое согласие вести этот кружок.
На вопрос, с чего начинается знакомство ребенка с руководимым им кружком, он ответил, что ребята приходят сюда, как говорится, заряженные мечтой построить свой корабль, а ему остается лишь научить их этому.
В момент нашей беседы к учителю за советом подошел мальчишка, держа в руках собранное им днище будущей модели корабля.
— Агай, что мне делать дальше? — спросил он.
— Вот видишь эти места. Надо их тщательно прочистить и обработать клеем, — подсказал учитель.
Пацан с серьезным лицом пошел к своему месту и приступил к выполнению указаний.
— Днище корабля — это основа будущей модели. От его правильной сборки зависит поплывет судно или нет. Сначала делаем макет из бумаги, чтобы убедиться в его устойчивости на воде: не даст ли он кормовой крен, не уткнется ли носом? Ведь без центровки не добьешься нужного балласта корпуса, а это может перевернуть модель на воде. И потому все делается через расчеты и согласно чертежам, где каждая деталь, мелкая или большая, очень важна для будущего корабля — сказал Н. Кебекбаев. — Чтобы еще больше увлечь новичка, я стараюсь провести для него показательный запуск на воде уже действующих моделей. Для этого мы выезжаем к водоемам в соседние села. И когда корабль, управляемый с берега, начинает двигаться на воде, то набирая, то сбрасывая скорость, и при этом еще маневрировать, у новичка внутри загорается огонек. И моя задача не дать этому огоньку потухнуть. Здесь ученики набираются опыта, который им пригодится в будущем. Пройдемте в соседний кабинет. Там ребята приготовили небольшую выставку своих работ».
Действительно, на столах, словно на параде, стояли модели кораблей. От небольшого макета подводной лодки до военных крейсеров и противолодочных кораблей. Да и специальное судно для пожаротушения со своей ярко-красной кормой не нарушало, а дополняло всю эту красоту. А когда сказали, что все эти модели действующие, появилось желание самому увидеть, как они ведут себя на воде.
— Чтобы появилась такая модель, в первую очередь нужно раздобыть ее чертежи, — сказал Назарбек Примбекулы. — Это непростая задача. Часто приходится задействовать свои старые связи. Вот эту модель противопожарного катера мы собирали по чертежам, полученным из Германии на немецком языке. Посодействовали коллеги из Тараза. Поймите, любая модель должна соответствовать оригиналу. Для этого нужны чертежи с подробным описанием всего оборудования плюс техническая документация, которая нередко написана на других языках, самим приходится ее переводить. И мы не должны отступать от основного образца моделируемого судна даже в мелочах. Например, швартовое устройство. Сюда относятся якорь, рулевое устройство и много других приспособлений. Все они должны соответствовать оригиналу. Даже краска и способ ее нанесения должны соответствовать прототипу. Представьте объем работ, который должны проделать ребята, чтобы их модель, спущенная на воду, вела себя как настоящее судно. И это при масштабах 1х30, 1х50, 1х200, где сами детали бывают настолько мелкими, что закрепить их довольно нелегко. После всего этого наши ребята уже становятся настоящими профессионалами. Можно сказать, готовые кадры для флота и авиации. Кстати, один из наших воспитанников Балтачев служит сегодня на флоте в городе Актау. Ведь уметь читать чертежи и работать по ним нелегкая задача. И каждое выставленное здесь судно к тому же имеет свой технический паспорт.
Пришло время рассказать о достижениях юных судомодельеров. На недавнем чемпионате Казахстана, проходившем в городе Актобе, они взяли первое место. Они представили модель американского крейсера «Аризона», который участвовал во второй мировой войне с 1939 по 1941 год. Ее автором является ученик Ескендер Хасан. Среди моделей, а это 32 судна, есть прототипы российского патрульного катера, немецкого противопожарного судна, есть даже большой парусный фрегат. На его сборку у ребят ушло около полугода.
Помимо этого, ребята занимаются авиамоделированием. На сегодня ими собрано 18 моделей летательных аппаратов, которые прошли испытания в небе.
Например, в октябре этого года на областном чемпионате модель противопожарного самолета, собранного Э. Талапбековым, взяла первое место, показав приличные летные качества. Что касается практического применения, то модель предназначена для тушения лесных и степных пожаров и способна набирать воду в специально закрепленные снизу емкости с поверхности водоемов без посадки.
Но у молодого конструктора, которого еще маленьким привела в кружок мама, со временем проявился талант изобретателя. Так, им был собран действующий макет прибора, способного резать пластик и ПВХ без особых усилий. Его изобретение заняло первое место в прошлом году на областных соревнованиях и два раза удостоилось первого места на республиканских соревнованиях в этом году.
— Два полюса. Между ними натягивается нихромовая нить, которая нагревается под воздействием этих полюсов, что делает обработку материалов из указанных компонентов делом быстрым и незатратным, — пояснил суть своего изобретения Элярбек.
— Но это не единственное изобретение, — дополнил Назарбек Примбекулы. — В этом году на республиканском чемпионате мы представили свою космическую модель поселения. Если точнее, то действующий макет марсианского городка. Этот научный модельный городок привел в восторг судей.
Элярбек, нашел способ подачи сигнала через сотовый телефон для передвижения так называемого марсохода по макету. Этот проект был удостоен первого места.
Есть у нас еще одна одна разработка, но не хотелось бы говорить о ней преждевременно.
В конце концов, руководитель кружка попросил ребят принести модель необычного автомобиля. Будет правильнее назвать его спасательным вездеходом.
Он отличается от имеющихся машин тем, что способен передвигаться не только по суше, но и по воде. Ему не страшны ни топь, ни вода, ни суша. Его практическое применение может оказать большую помощь в спасении людей в период наводнений и весенних паводков.
А в планах — заняться моделированием автомобилей, что окажет неоценимую помощь в обучении ребят автомобильному делу.
Немного рассказали нам директор Дома школьников и руководитель кружка и о проблемах, связанных с обеспечением кружка необходимыми материалами и инструментами. В основном их приходится приобретать за счет спонсорской помощи со стороны родителей, которых увлеченность их детей занятиями в кружке радует больше всего. Руководителю кружка нередко приходится вкладывать и свои средства.
Сегодня наш кружок считается одним из лучших в стране и по праву занимает первое место в республике. Чего нельзя сказать о нашей области в плане развития и поддержки таких кружков. Недавно республиканская федерация по судомоделированию обратилась с письмом в областное управление образования о проведении у нас республиканского первенства по судомоделированию среди учащихся. Ведь на сегодня наш регион намного отстает от других областей в вопросе открытия таких кружков повсеместно. Но вместо согласия авторы письма получили отказ, где основным аргументом стало отсутствие средств на проведение таких мероприятий и их внеплановость. Даже не было намека на возможность проведения таких соревнований в следующем году.
Надо напомнить, что проведение подобных мероприятий — большая помощь в популяризации и расширении кружков по моделированию, что непременно в будущем скажется на выборе ребятами технических специальностей. А ведь сегодня грамотные технические кадры стране нужны как никогда. Видимо, для областного и районного руководства образования, прямыми обязанностями которых является решение задачи занятости учащихся во вне урочное время, озвученной Президентом страны, не является одним из важнейших пунктов в вопросе трудового воспитания школьников и их профориентации. И надо помнить, что будущее наших детей в руках взрослых. А помочь нашим детям, чтобы их мечты сбылись в будущем, — наша обязанность.
Берик Монтаев
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!