Почти по Шекспиру: платить или не платить?

27 Июн 2018 12:13
Количество просмотров: 3678

«У нас остановился газовый счетчик. Вызвали представителей газовой службы, которые очень быстро заменили его на новый и выдали соответствующий документ. Но через несколько месяцев мы получили квитанцию об оплате потребленного газа, в которой стояла шестизначная сумма! Когда стали разбираться,выяснилось, что нам посчитали за шесть месяцев по нормативам,а не по показаниям счетчика.Насколько это законно?» — подобные вопросы регулярно поступают в редакцию «ЮК» от жителей города и области.

Пролить свет на проблему мне помогло организованное ОО «Береке» совещание с участием заместителя акима Шымкента Б. Жанбосынова, представителей районных акиматов города и поставщиков коммунальных услуг.

Речь на совещании шла о том, как улучшить качество предоставляемых населению коммунальных услуг. Сотрудники ОО «Береке» в течение нескольких месяцев изучали ситуацию, проводили опрос горожан и в итоге выработали рекомендации для акимата Шымкента и компаний-монополистов.

 В первую очередь поставщикам услуг предложили ежеквартально проводить день открытых дверей.

 Директор проекта «Сравнительный анализ качества муниципальных услуг, оказываемых населению г. Шымкента» Б. Аширбаев объяснил, почему появилось такое предложение: «Зачастую жители не знают, куда обращаться, к кому идти. Чуть что сразу звонят в акимат, «Нур Отан», прокуратуру и СМИ. Но практика показывает, что обращение напрямую к поставщикам позволяет решать вопросы быстрее».

Заместитель акима Шымкента Б. Жанбосынов подчеркнул, что по закону каждый месяц руководитель организации должен проводить личный прием граждан. Так что есть смысл жителям Шымкента попробовать попасть на прием к директору областного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» Б. Муртазаеву и задать вопросы. Впрочем, от идеи открытых дверей отказываться не стали.

Я воспользовалась возможностью напрямую задать вопрос о счетчиках, оплате и законности представителю областного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» начальнику службы сбыта и реализации газа А. Шипекову.

«Неработающие счетчики сдаются в лабораторию, где их проверяют и, естественно, обнаруживают погрешность, — объяснил позицию монополиста А. Шипеков. — То есть происходил недоучет фактически потребленного газа. Вот за этот объем потребители и платят».

Отсюда следует вывод, что потребители, по сути, оплачивают погрешность в работе счетчиков. На что Б. Аширбаев задал закономерный вопрос: «За погрешность счетчиков кто отвечает? Если делают поверку, то специалисты вашей лаборатории гарантируют, что после нее счетчик будет работать правильно.

Вы поверяете счетчики, вы же даете разрешение на их эксплуатацию. Значит, потребитель не обязан платить».

 Однако представитель поставщика услуг ответил, что, к примеру, если ломается автомобиль, то его владелец предъявляет иск заводу-изготовителю. Так почему, по словам А. Шипекова, потребители предъявляют претензии газовикам, а не производителям счетчиков? И почему не хотят оплачивать по 100-150 тысяч тенге за то, что их счетчики какое-то время давали неправильные показания? Представитель поставщика услуг сослался на приказ министра энергетики от 3.11.2014 года, согласно которому потребитель сам несет ответственность за сохранность, техническое состояние и поверку приборов учета. А также на публичный договор от 4.09.2015 года.

Кстати, вот закон, к которому апеллируют газовики:

«Приказ министра энергетики Республики Казахстан от 12 ноября 2014 года № 117.

«Об утверждении типовых договоров розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также технического обслуживания газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей».

 15. При обнаружении неисправности прибора учета расчет потребленного газа производится по действующим нормам потребления газа за последние шесть месяцев с учетом произведенной бытовым потребителем оплаты».

Здесь уже не выдержал заместитель акима Енбекшинского района А. Малахов. Он обратил внимание, что в приказе речь идет об обнаружении неисправности. А у нас пример, когда потребители сами заметили, что счетчик не работает и вызвали газовиков.

«Тогда давайте обратимся к закону, — сказал А. Малахов. — Каким нормативным актом регулируется ответственность потребителя за погрешность в работе счетчика? За работу счетчика потребитель не отвечает, и неважно, на чьем балансе находятся счетчики.

 У вас есть служба, которая официально дает заключение: если обнаружено любое механическое или электронное вмешательство в работу расчетного механизма, тогда отвечает потребитель.

Если вмешательства нет, то по каким нормативным актам потребитель должен отвечать? Этого нет в законе, значит, ваше требование незаконно. Уточню: если вы присылаете потребителям счета на оплату, то это уже требование».

Кстати, отстаивать свои интересы не только нужно, но и полезно. Несколько лет назад в Костанае был прецедент, когда «КазТрансГаз Аймак» выставлял счета потребителям за необорудованные корректорами счетчики (поправочные коэффициенты). Потребители заподозрили неладное и обратились в прокуратуру. Проверка выявила незаконность такого требования, газовикам пришлось возвращать населению деньги.

Когда монополисты предъявили такие требования уже шымкентцам, редакция «ЮК» сделала официальный запрос в областной ДКРЕМ и получила ответ за подписью заместителя руководителя Б. Таштанова:

«26 февраля 2018 года Министерством юстиции РК зарегистрирован приказ № 491 министра энергетики РК «Об утверждении нормативно-технического документа в сфере газа и газоснабжения», в соответствии с которым утверждена «Методика перерасчета показаний приборов учета без корректоров». Применение температурного коэффициента для бытовых и коммунально-бытовых потребителей товарного газа со стороны филиала закономерно».

То есть сначала такое требование законом не было оговорено, и монополист быстренько свои претензии отозвал. А потом нормативный акт привели в соответствие, и теперь это законно. Не исключено, что узаконят и другие требования этой организации, которая занимается продажей населению народного достояния — газа.

Правда, в этой ситуации возможен другой ход событий. Потребитель, зная о грядущем и неминуемом финансовом наказании со стороны газовиков за то, что сам обнаружил неисправность в работе своего счетчика и сообщил об этом, впредь будет молчать. Контролеры, как мы все знаем, ходят снимать показания крайне неохотно, а даже если и придут, то все пломбы на месте, никаких видимых повреждений. Поэтому до срока поверки неисправный счетчик может себе потихоньку мотать кубы, и никто об этом не узнает. Потом поверят, скажут, что надо поменять. Если и применят штрафные санкции, то потребитель давно «отобьет» их и останется в плюсе. А если счетчик встал, то тут вообще все просто. Съем показаний прошел, человек напишет: «Прошу заменить счетчик, так как срок поверки истек». И никто не докопается до истины. Но это все домыслы, которые наглядно показывают, что вопрос необходимо урегулировать.

И еще один важный вопрос рассматривали на совещании. Объявления о том, что наступил срок поверки счетчика, обычно печатают либо на обороте, либо внизу квитанции. И делают это очень мелким шрифтом. Пожилые или слабовидящие люди не в состоянии прочесть. В итоге потребители, бывает, пропускают сроки поверки, и их опять же наказывают весьма крупными денежными штрафами. Вернее, не штрафами, а все теми же начислениями по нормам потребления. Впрочем, потребителю от этого не легче.

Вот статья из того же приказа министра энергетики Республики Казахстан от 12 ноября 2014 года № 117, согласно которой эти деньги изымаются у людей:

 «При просрочке срока поверки прибора учета бытового потребителя расчет за потребленный объем газа производится по действующим нормам потребления с даты истечения срока поверки. Перерасчет по показаниям прибора учета производится при условии положительных результатов поверки, но не свыше месячного срока».

 Поэтому на совещании было предложено урегулировать и этот вопрос. Либо печатать крупно, либо разносить уведомления отдельно. Логично, что люди смотрят в квитанции только на начисленные суммы. Для этого документ и предназначен.

Ну а пока вопросы не урегулированы, потребителям остается очень внимательно прочитывать квитанции, ежемесячно сверять показания счетчиков и начисленные суммы, следить за исправностью приборов учета газа и бегать по судам. Чтобы не платить. Или платить.

 Наталья Хайкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *