Почтовые тракты

20 Сен 2023 11:42
Количество просмотров: 1090

С них начиналась связь с городами и странами, однако постепенно мир обретал новые способы передачи информации на расстояния. Но каждая история имеет свое начало. В 1865 году началось движение по почтовому тракту Ташкент — Чимкент.

На пути в 500 верст возводились почтовые станции. Об одной из них рассказал в 20-е годы прошлого столетия ученый Питирим Массагетов: «Почтовая станция Бекляр-бек (район Казыгурта — Авт.) имеет своеобразную шатровую форму, возле нее скопились лошади, арбы, повозки. Тракт между Ташкентом и Чимкентом все еще не потерял значения».

По тракту перевозили официальную почту, деньги, бывало, и частные письма. Но это была любезность,  за которую почтарям хорошо платили.

Так выглядела одна из первых почтовых станций в Туркестане.

Почтовые тракты существовали несколько десятилетий в Российской империи. В Туркестанском крае они начали приобретать организованный характер уже после завоевания Средней Азии генералом Черняевым. Между городами и крупными населенными пунктами по тракту строили почтовые станции, оборудованные для отдыха и смены почтовых лошадей. Почтовый обоз на всем пути следования охранялся, по крайней мере, десятью вооруженными людьми. Чаще для этой цели привлекались казаки.

Пользу от существования почтовых трактов, то есть путей, на завоеванной территории поняли быстро, особенно это касалось людей состоятельных. Сыр-Дарьинская область была экономически развитой в Туркестанском генерал-губернаторстве: существовала относительно развитая система ирригации, освоенные земли, появилась промышленность, что привлекало не только российских, но и европейских предпринимателей. Например, в уездном городе Туркестане 22 семейства имели водяные мельницы, 21 — кожевенный завод, 15 — кузницы. Шесть семей занимались изготовлением изделий из серебра и меди. Было 15 плотничьих мастерских, хлопкоочистительные заводы и много других производств. Что касается заграницы, то туркестанцы поставляли в Германию кишки животных для производства колбас. А хлопок расходился по текстильным предприятиям западной части Российской империи.

С водворением русских в Туркестане возникла торговля вином. Сначала этим занимались отставные солдаты, но потом пришли крупные винные торговцы Н. Иванов и Н. Пугасов.

Почтовая гоньба на дорогах Казахстана.

Николай Иванович Иванов, купец первой гильдии, как записано в отчете управляющего акцизными сборами в Туркестанском генерал-губернаторстве за 1885 год, «удостоился даже золотых медалей на всемировых выставках в 1883 и 1884 годах, так как в них не оказалось никакой фальсификации. И посему местные врачи советуют выздоравливающим их употребление, которое оказывается полезным для восстановления здоровья».

В Туркестане была образована почтово-телеграфная контора, которую возглавлял Квятковский, она обеспечивала безопасное движение не только почты, но и товаров.

В Чимкентском уезде промышленность была более развитая. Прежде всего стоит упомянуть сантонинный завод, построенный Н. Ивановым и Н. Савинковым, в том числе благодаря участию в этом немцев. Их, кстати сказать, охочих до туркестанских богатств, было в Средней Азии немало.

Начальниками на тракты ставили людей солидных и ответственных. Они отвечали за их хорошее содержание на всем пути, который был весьма оживленным. На ташкентский почтовый тракт был поставлен начальником И. Н. Рудометкин.

Жители близлежащих сел старались выйти на почтовые тракты, чтобы по ним перевозить свой товар. Стоит вспомнить, как жители села Дорофеевка, отнюдь небогатого, но большого (106 дворов), для связи с Ташкентом проложили за свой счет прямую дорогу через горы, которая выводила их на почтовый тракт Бекляр-бек. Весь путь равнялся 85 верстам. Забегая вперед, отмечу, что Чимкентская почтово-телеграфная контора станет «обремененной мелкой денежной корреспонденцией на имя крестьян окрестных селений от их родственников, зарабатывающих деньги в Ташкенте». То есть, что заработали в Ташкенте, отправляли семьям в села.

В областном государственном архиве хранится любопытный документ, подписанный 9 представителями «аргунского рода». 20 октября 1868 года они обратились к властям с предложением: «Мы беремся содержать почтовые станции в Туркестанском крае с 1869 года».

А дело это было весьма дорогим. В справке телеграфного департамента Санкт-Петербурга, датируемой 4 октября 1881 года за №2195, есть некоторый расклад: какая сумма и на что необходима была для устройства провода Ташкент — Чимкент.

«На двух надсмотрщиков на станции нужно 97 рублей 60 копеек. На один станционный ящик — 36 рублей 80 копеек, на два сейфовых шкафа — 9 рублей, каждый по 4 рубля 50 копеек. И еще надобно материалов с доставкой израсходовать 10 250 рублей».

Грузы и посылки всегда доставлялись вовремя.

Сама работа на возведение здания обойдется в 1 500 рублей, отмечалось в справке. А потом еще надо здание «правильно устроить», закупив проволоки длиной в четыре метра стоимостью 2 431 рубль, выделить деньги на приобретение кронштейна, изометра и прочего… То есть еще надо вложиться казне приличной суммой в 3 400 рублей 60 копеек. Но, как водится, возведение любого объекта редко ограничивается утвержденной сметой, так происходит и в наши дни. Российская империя не была исключением. Для протяжки провода и «постановки почтовой станции» требовались дополнительные средства, которые казна все равно выделяла — а куда уже денешься, раз затеяли нужное дело? Знали ли представители «аргуновского рода», в какое дорогое дело они включились? Но архивы умалчивают, что сделали представители «аргуновского рода» в части устройства почтовых станций.

Созданная при генерал-губернаторстве комиссия обследовала, как идет строительство почтовых станций. Результаты описаны в докладе под названием «Об устройстве в Туркестанском крае почтовой власти»: «Комиссия пришла к заключению, что существуют неудобства почтовых сношений». В чем они заключались? В недостатке лошадей на станциях Орско-Казалинского тракта, а это прямая связь Туркестана с Россией, с которой активно развивались торговые отношения. Комиссия рекомендовала «усилить станции комплектом в три пары лошадей. От Казалинска до Чимкента — шестью парами». Комиссия подсчитала, что выделенных казной денег на почтовое управление в размере 14 200 рублей недостаточно. Дополнительные расходы связаны с тем, что на содержание домов, где останавливались гонцы с охраной, в год требуется сто рублей. А вообще, если посчитать канцелярские расходы, то надо еще 3 531 рубль 81 копейку.

Комиссия отметила и другой момент: на первоначальное образование почтовых мест надо выделить 7 466 рублей 48 копеек. Они пойдут на наем помещений для двух почтовых контор и 11 почтовых отделений.

Обычно образовывали почтовые станции на оживленных трактах, чтобы оправдать расходы. В долине реки Келес, что лежит на пути к Ташкенту, в так называемой Дербисекской балке, образованы два селения: Константиновское на 97 дворов и Кауфманское — на 50. В первом живут немцы, выходцы из Самарской губернии, во втором — русские. Через Дербисекскую балку проходит почтовый тракт, соединяющий Чимкент с Ташкентом. По нему днем и ночью идут не только почтовые обозы, но и торговые, в которых участвуют и жители двух названных сел.

С упразднением движения арестантов в Сибирь через город Верный многие этапные дома стали закрываться. На пути следования арестантов через селение Антоновка (ныне Тюлькубасский район) была открыта почтовая станция. Как писал А. Добросмыслов, «за Машатом, вправо от дороги, стоят развалины почтовой станции и ожидают аукциона, подобно всем казенным зданиям, пришедшим в ветхость». Из этапных домов, построенных в свое время из жженого кирпича, обустраивали школу или хлебный магазин. Почтовая станция уже была не нужна.

Оживленным был тракт на подъезде к Чимкенту. Но когда шаловливая речка Аксу, разделяющая селения Черная речка и Белые воды, разливалась, движение по тракту замедлялось. Ночью староста почтовой станции задерживал проезжающих, утром гонцы сопровождались джигитами-проводниками, которые указывали путь почтовой тройке. Однако затруднения на оживленном почтовом тракте вызвали стремление администрации соединить берега Аксу каменным мостом. Осенью 1892 года были сделаны соответствующие изыскания. Архивы умалчивают, чем в тот год они закончились.

15 января 1885 года из канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края Розенбаха вышло указание главам областей под говорящим названием «О воспрещении бузоварения на почтовых трактах». Буза — это напиток, похожий на пиво, а некоторые бывалые люди объяснили, что это может быть самогоном, так как в напитке был алкоголь. Приготавливали его из злаков посредством брожения. Видимо, все-таки слово «бузотёр» (задира) не случайно вошло в лексикон в Российской империи, раз генералы обратились к этой теме: на почтовых трактах не должно быть пьяных драк. Розенбах поручил Военно-медицинскому управлению, имеющему химическую лабораторию, проверить: вредна буза или нет? Анализ, утверждал генерал-губернатор, не подтвердил вредность напитка. Поэтому разрешил выделку и продажу бузы «без взимания какого-либо налога в пользу казны, за исключением всех городов и прилегающих к ним окрестностях в пределах, определенных уездными начальниками».

Значит, все-таки не такой уж простой был напиток, раз на тракте его продавать разрешали, а в городах надо было платить за это налоги. Почтовые тракты — особая зона, где «закручивать гайки» было невыгодно. По ним беспрепятственно должны проходить почтовые гонцы и торговые люди.

Но все равно встречались всякие истории: буза это или верблюды, которые чешут свои спины о телеграфные столбы. И по ним надо принимать меры.

Вот письмо военного губернатора Туркестанского края начальникам уездов. В частности, в нем идет речь об обращении рабочих с телеграфной линией, производящих перестройку базара в Чимкенте. Чимкентская почтово-телеграфная контора IV класса существовала с марта 1868 года, а с 1 июня 1871 года преобразована в уездную почтовую контору.

Но продолжим цитировать письмо генерал-губернатора: «…кроме того, замечено в степи, что ходящие животные, свободные верблюды чешутся о столбы и их сильно раскачивают, что не только не производят тем временем сообщения проводов, но и даже можно ожидать более серьезного повреждения. Причины эти сильно останавливают движение телеграфной корреспонденции. Предлагаю Вам принять решительные меры к устранению порчи телеграфной линии».

В 1873 году была проложена телеграфная линия от Верного до Ташкента. В областном центре Сыр-Дарьинской области, которым являлся Ташкент, была открыта телеграфная станция, соединяющая Чимкент с европейской частью России через Западную Сибирь. Таким образом сокращалась нагрузка на почтовые тракты, по которым почта доставлялась до назначенного пункта порой целый месяц. Телеграф в несколько раз увеличивал скорость доставки корреспонденции.

Радиостанция времен Первой мировой войны.

В Ташкенте появился телефон у начальника почтово-телеграфной конторы, который мог связываться со своей службой. Телефон был системы «Сименс и Гальске».

В 1883 году из Чимкента было отправлено 2 990 платных телеграмм и 187 бесплатных. Существование телеграфной связи еще не было делом прибыльным. В год доход конторы составил 1 178 рублей 38 копеек, а расход — 3 322 рубля 91 копейку.

После строительства Среднеазиатской железной дороги по ней стали перевозить почту.

Но телеграф работал все активнее. Чимкентская почтово-телеграфная контора даже повысила свой статус с 4 до 5 класса. А в 1911 году — до 6. В конторе работал 21 служащий, из них 12 — чиновники.

Сейчас приведу много цифр, без которых невозможно было бы понять, как развивалась почтово-телеграфная связь в Чимкенте. Из отчета конторы за 1910 год выяснилось, что доход конторы уже составил 18 407 рублей, в который включено оказание телеграфных услуг на сумму 5 509 рублей. За год было отправлено 16 268 телеграмм, в том числе 12 475 тарифных и 3 576 служебных.

Через контору население отправило 1 199 015 рублей, а получило 1 715 191 рубль. А еще немало было заработано конторой за отправку ценных посылок и посылок без цены.

А вот сколько прошло через контору писем, укажу — 77 300.

Почтово-телеграфные конторы занимались так же подпиской и доставкой периодической печати. Было получено 107 484 номера газет и журналов, которые шли не только частным подписчикам, но и в библиотеки. Народ преимущественно интересовался «Биржевыми ведомостями», «Русским словом» и «Туркестанским курьером».

Современники могут с удовольствием констатировать, что ушло время почтовых трактов, по которым корреспонденцию доставляли долго. Сохранилась фельдъегерская служба, которая доставляла особую почту, а в остальном, наверное, продвинутый народ пользуется интернетом, в котором, к счастью или несчастью, ничего не скроешь, даже если очень захочешь. Но зато мир обо всем узнает в считанные секунды. Например, с каким настроением ты проснулся утром. Миру это знание крайне необходимо.

Но без почты нам до сих пор все равно не обойтись.

Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации сотрудницу областного государственного архива Х. Кичкембаеву.

 

Людмила Ковалева

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *