Подростки, лоскутки и психология

24 Янв 2022 11:10
Количество просмотров: 734

На первый взгляд, между этими тремя словами нет никакой связи. Но только не для преподавателя педагогики и психологии Сайрамского районного учебно-производственного комбината Б. Маналовой.

Сувениры в национальном стиле, изготовленные в соавторстве Б. Маналовой, Г. Тутаевой и М. Сайрамбай.

Всю жизнь Балзия Отемисовна помогает подросткам найти свой путь, выбрать такую профессию, которую они будут любить так же, как Б. Маналова любит свою.

«В том, что буду педагогом, решила еще лет в шесть-семь, — вспоминает Б. Маналова. — В те годы, по крайней мере, в сельской местности на учителей все смотрели с почтением, а девочки еще и с восторгом. А у меня мама была преподавателем, представляете, как я этим гордилась! И, конечно, когда в начальных классах шла с ней в школу и несла ее сумку, чувствовала себя чуть ли не суперзвездой! Конечно, с годами желание работать в школе только усиливалось. Вторая «страсть» одолела меня почти в то же время.

Моей первой учительницей в начальных классах школы имени Сейфуллина была Турар апай Ермекбаева. Ее сейчас, к сожалению, уже нет в живых. Именно она увлекла меня рукоделием. После уроков занималась с нами, девочками, вышиванием. Родители с удовольствием покупали нам нитки мулине, и мы после уроков учились вышивать. Потом она и к вязанию нас приучила. Пряжа была в дефиците, но мамы находили ее для нас, и мы с упоением вязали. Позже под руководством Турар апай освоили и лоскутное мастерство. Вообще, на всех этапах моей жизни очень везло с наставниками и просто хорошими людьми. В школе я училась с удовольствием, была активисткой. Директором тогда у нас была Роза Бабашевна Бабашева, а заведующим районо — Атабек Эргешович Кувашев. Они, заметив мою тягу к педагогике, дали направление в Талдыкурганский педагогический институт имени Ильяса Джансугурова. Я выбрала факультет педагогики и психологии, потому что по мере взросления все больше увлекалась этой, тогда еще не особенно популярной в нашей стране, наукой. Училась на отлично, помимо стипендии, выплачиваемой районом, куда должна была вернуться после учебы, получала еще именную стипендию от института. Так что в студенческие годы могла ни в чем себе не отказывать. С преподавателями в вузе мне тоже очень повезло. Поскольку этот факультет только открылся, очень сильные преподаватели приехали из Ленинграда».

Окончив институт с красным дипломом, Балзия Отемисовна вернулась домой и устроилась на работу в районный УПК, где и работает по сей день.

«Тогда в УПК был профиль «дошкольное воспитание». Ребятам, выбравшим это направление, я и преподавала свой предмет, — рассказывает Б. Маналова. — А с 2011 года мы переквалифицировались на спецификацию «гувернер».

Девочки с удовольствием идут обучаться этой специализации, потому что их привлекает психология, в частности, детская, самопознание, участие в тренингах, которые помогают им познать себя.

Я благодарна всем, кто помог мне освоить профессию. Например, меня очень многому научили Шайзада Сактаевна Бигозина и Валентина Владимировна Якименко, которой, к сожалению, уже нет в живых. Коллектив встретил меня приветливо. Это была середина 90-ых, когда многие специалисты со стажем уезжали на постоянное место жительство в Россию и Германию, а на их место приходили неопытные, но полные энтузиазма молодые кадры. Так что мы все вместе учились, осваивались, набирались опыта. С тех пор вместе работаем и, конечно, за прошедшие годы стали как одна семья. Мы всегда друг другу помогаем, если у кого-то возникают какие-то проблемы в семье, жизни, то обязательно поддерживаем».

Если раньше работа гувернера интересовала девочек, то в последние годы этой специализацией, по словам Б. Маналовой, заинтересовались и мальчики.

«Молодежь, даже в сельской местности, знает, что изучать психологию нужно. Ведь психология — это сама жизнь, — говорит педагог. — У каждого бывают не только белые, но и черные полосы в жизни. Мы должны уметь переживать такие непростые периоды, преодолевать трудности. Этому я учу своих воспитанников. Кроме того, основная моя задача — помочь ребятам выбрать профессию. У нас бывают профильные недели, на которых мы с каждым индивидуально разбираем, кем он себя представляет, к чему лежит его душа, в чем он видит свое призвание. Так приятно, когда спустя годы кто-то приходит и благодарит за своевременный совет, который стал решающим при выборе профессионального пути.

Вы спросите: «А при чем тут рукоделие?» А рукоделие помогает лучше понять психологический настрой воспитанников, если нужно изменить его в позитивную сторону. Уже по тому, какого цвета ученик выбирает нитки или лоскутки, я понимаю, нужна психологическая помощь этому ребенку или нет. К тому же рукоделие положительно влияет на эмоциональное состояние: успокаивает, помогает настроиться на позитив. Особенно лоскутное рукоделие. А еще оно дает вдохновение.

В этом направлении у нас в УПК работает целая команда. Чаще всего я советуюсь с методистом Гульмирой Тутаевой, тоже большой поклонницей народного прикладного творчества. К слову, в соавторстве с ней мы изготовили немало сувениров. Привлекаем к этому и учеников.

В числе особенно талантливых могу назвать одиннадцатиклассницу Малику Сайрамбай. Мы ей рекомендуем поступить на дизайнерский факультет, потому что у нее просто удивительный природный дар создавать прекрасные вещи в национальном казахском стиле. Думаю, у нее есть все шансы со временем стать знаменитой мастерицей. Мы помогаем развить этот талант и стараемся настроить ее на успех. Я благодарна судьбе, что стала педагогом-психологом и многим приношу пользу своей работой».

 

 

Ирина Притула

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *