«В человеке все должно быть по Чехову»
Газета «Южный Казахстан» подводит итоги областного конкурса школьных сочинений, посвященных 160-летию А. П. Чехова, и публикует отрывки из лучших работ.
В этом году в связи с эпидемиологической ситуацией редакция газеты «ЮК», к огромному сожалению, вынуждена отказаться от церемонии награждения.
Рисковать здоровьем детей и педагогов мы не можем. Но дипломы и призы, а также благодарственные письма педагогам никакой коронавирус не отменит. В районы их доставят корреспонденты «ЮК», как только отправятся в командировки.
Завершился 20-ый юбилейный областной конкурс школьных сочинений, который редакция газеты «Южный Казахстан» и славянский культурный центр Туркестанской области проводили в рамках празднования Дня славянской культуры и письменности. Темой стало творчество юбиляра Антона Павловича Чехова, 160-летие которого мир отмечает в этом году.
Мы предложили участникам поделиться своими мыслями на вечные темы чеховских рассказов. Ведь у кого, как не у Чехова, учиться писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.
К сожалению, в этом году работ на конкурс было прислано гораздо меньше, чем в прежние годы. По всей видимости, на желании школьников участвовать в конкурсе сказались карантин, трудности перехода на дистанционное обучение и отсутствие рядом главного мотиватора — учителя русского языка и литературы.
Печальная особенность большинства присланных работ — старательный пересказ сюжета произведения с небольшим включением собственных суждений. Наш конкурс предполагает написание не изложений, а именно сочинений. Значит, нужно писать собственные мысли по поводу прочитанного. Ведь литература тем и хороша, что воспитывает ум и душу читателя.
Поэтому в этом году у нас всего семь победителей. И все семь написали достойные для своего возраста работы.
Улпан Мейрамбек из Сузакского района вдохновилась Чеховым настолько, что прислала сразу два сочинения — оба интересных. Анатолий Литвинов из Ордабасинского района написал о своем общении с Чеховым во сне, а Ибрагим Даулеткелді из Жетысайского района провел аналогию чеховского кодекса с рыцарским. Нестандартные работы всегда цепляют. Учитесь мыслить и писать нешаблонно!
Благодарим всех участников и их замечательных педагогов за внимание к конкурсу. Надеемся на новую встречу! Предлагаем вашему вниманию отрывки работ победителей.
Улпан МЕЙРАМБЕК, 9 класс ОСШ им. И. Кенесбаева поселка Таукент Сузакского района (учитель Н. Н. Дегтярева)
«В персонажах рассказов Чехова узнаю свои черты, хорошие и плохие, своих знакомых. Удивительно! Герои настолько актуальны, будто автор перенесся из своего времени в XXI век, чтобы хорошенько изучить нас, вернуться назад и предупредить современников: «Вот что нас ждет, если не будете беречь в себе Человека!»
Познакомившись с историей Беликова, вспомнила случай из своей жизни. Однажды у меня спросили, чем занимаюсь. Я ответила, что отказалась от употребления мяса и вышла из всех социальных сетей. Собеседница очень удивилась и назвала меня странной, не такой, как все. Отказавшись от социальных сетей, я начала жить реальной жизнью: перестала следить за историями абсолютно чужих мне людей, провожу больше времени с близкими, прочитала много хороших книг. Если честно, поначалу было очень тяжело. Так и тянуло к смартфону, хотелось полистать ленту, пройтись по ссылкам. И сопротивляться желанию первым делом утром протянуть руку к экрану нужно, я думаю, каждому из нас. Это первый признак зависимости.
Смартфон похож на футляр, в который легко попасть, но очень трудно выбраться. Только теперь я понимаю, что приняла правильное решение, сумела вовремя остановиться. «Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
Я бы не хотела провести всю свою жизнь в одном городе, как Мавра. Она ни разу не выезжала из своего родного села Мироносицкого. Я мечтаю путешествовать, встречать интересных людей, расширять свой кругозор. Жизнь в «футляре» — не для меня. Я не обращаю внимания на вечные «как бы чего не вышло» или «что скажет Марья Алексевна?» Нужно сжечь «футляр» и жить свободно, соблюдая общечеловеческий кодекс, чеховский. Автор показал ничтожность таких людей, как Беликов и Чимша-Гималайский-младший. Писатель призывает открыться окружающему миру, не бояться перемен».
Анатолий ЛИТВИНОВ, 8 класс ОСШ им. Амангелды села Темирлан Ордабасинского района (учитель Н. В. Вуйко)
«Я положил голову на руки и задумался. Вдруг дверь приоткрылась, и в дверном проеме оказался… Кто бы вы думали? Не поверите, но это был Антон Павлович собственной персоной. Он поклонился и сказал: «Разрешите войти, молодой человек?» Он прошел по комнате и спросил, может ли он сесть. Я поспешно закивал головой, лихорадочно соображая, что же происходит. Тем временем он отложил трость, снял шляпу и взглянул на меня серьезными глазами. «Дорогой друг, — обратился он ко мне, — ты задал серьезный вопрос. Как найти путь к совершенству?» Чехов опустил глаза и помолчал. «Понимаешь, — сказал он, — человек уникален по своей природе и способен на многое, однако мы не хотим признавать очевидного. Обрати внимание, что Червяковы, Очумеловы, Толстые и Тонкие ведут себя недостойно, хотя сами того не замечают». Тут он встал, заложил руку в жилет, прошелся по комнате и продолжил: «В человеке в зародыше живет лень. И мы должны всегда трудиться. Это может быть и не физический труд (хотя и он облагораживает нас), но труд над собой, над укрощением своих тараканов, как ты иногда говоришь». Тут он улыбнулся и сел за стол: «Мой юный друг, ты можешь осуждать многие вещи, но пойми: все начинается с тебя. Сейчас я не виню никого, предупреждая твои оправдания, что современный мир стал похож на сложный квест, который надо суметь пройти. Но хочу подарить тебе свои рассказы, они помогут найти те качества, которые надо развивать, и покажу теневую сторону души человеческой». Антон Павлович извлек откуда-то серую книжицу, посмотрел с улыбкой на меня и быстро удалился в окно.
…И я решил, что завтра прочту рассказы Чехова — ВСЕ, получу лучший балл на суммативке, начну меняться и докажу Наталии Викторовне, что и я могу быть человеком, у которого все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
Ибрагим ДАУЛЕТКЕЛДІ, 9 класс КГУ СОШ № 33 им. М. Маметовой села Каракай Жетысайского района (учитель У. К. Раимбекова)
«Чехов смог создать свой кодекс чести, сродни рыцарскому. В нем он собрал все положительные черты, которые должны быть, по его мнению, в каждом уважающем себя и других человеке. И этот кодекс он донес до читателя в своих рассказах, используя философское понятие «доказательство от противного». Хочешь доказать, что «воспитанные люди чистосердечны и боятся лжи как огня», пиши рассказ «Толстый и тонкий» и в нем от души коротко, но с размахом, как умеет только Чехов, опиши неприглядную сторону пошлости героя, узнавшего, что его одноклассник дослужился до высокого чина, и начавшего лебезить и пресмыкаться перед ним. Читатель обязательно поймет твой порыв и НИКОГДА не станет таким, вспоминая, как смешно выглядит «приятно ошеломленный» Порфирий.
Хочешь подчеркнуть, что «воспитанные не уничижают себя», пиши «Хамелеона» и изобрази в нем Очумелова, в котором за короткое время действия рассказа были показаны все качества подхалима. Вместо того, чтобы наказать виновного, проявить человечность, он подобострастно меняет свой «окрас» в зависимости от того, чья собака укусила Хрюкина.
Хочешь показать, что «воспитанные не суетны» и «воспитывают в себе эстетику», пиши «Крыжовник» о жизни человека, уничтожившего себя, свое достоинство, свою человеческую сущность ради созданного в его воображении поместья с кустами крыжовника. И вот он в поместье, в «розовых очках», но вокруг него только «канавы, заборы, изгороди» и «жесткий кислый крыжовник», и душа у него тоже жесткая и кислая, потому что нет у него ни семьи, ни детей, ни душевного тепла — все это выжег кислый крыжовник.
И таких рассказов у Чехова множество. Про пошлых, фальшивых, глупых, двуличных, лживых героев, которые всеми качествами характера и поступками кричат: «Не делайте так! Спасайтесь, пока еще можно!» Что нам остается? Чехов свое дело сделал — он нас предупредил!
Писатель призывает к простому правилу: взгляните на себя, начните с собственных поступков, воспитайте человечность в себе. И тогда на одного Человека в мире станет больше».
«Большие темы маленьких рассказов Чехова»
Алина МУСТАФАЕВА, 9 класс КГУ «ШЛ ИТ им. А. Пушкина» села Т. Рыскулова Тюлькубасского района (учитель Н. Н. Сириченко)
«Первым произведением А. П. Чехова, которое я прочла, стал рассказ «Лошадиная фамилия». Сразу почувствовался «чеховский стиль» письма: все коротко, сжато и понятно. Попытки приказчика вспомнить фамилию знахаря, якобы умеющего заговаривать зубную боль, меня, безусловно, рассмешили, однако… Стало как-то не по себе от того, с каким рвением пытался приказчик угодить генерал-майору и придумать все, лишь бы тот остался им доволен.
Потом я прочитала рассказ «Толстый и Тонкий». Чехову вновь удалось меня рассмешить поведением Тонкого, но спустя некоторое время после прочтения я вдруг задумалась о том, как же все-таки гениально и искусно писателю удалось изобразить лицемерие и чинопочитание. Сначала все мы смеемся, а где-то глубоко внутри остается неприятный осадок: люди забывают о собственной гордости, о своих принципах, о дружбе, только стоит им понять, что рядом кто-то «выше». Но разве это верно? Разве можно менять мнение лишь потому, что оно не нравится человеку, стоящему выше, скажем, по должности? Нет, потому что абсолютно каждый имеет право на свое мнение и выражение собственных взглядов.
И все-таки Чехов — удивительный писатель: так ярко, непринужденно и по-своему показать на паре страниц самые разные пороки отдельных людей и целого общества. Согласитесь: многим приходилось подобное наблюдать, а то и самим быть участниками таких историй. Неприятно, порой смешно и противно одновременно. Сразу вспоминается рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов меняет свое мнение и решения, как хамелеон окраску, в считанные секунды, стоит ему услышать все новые и новые предположения о том, кто хозяин собаки, укусившей Хрюкина. Он предает собственный долг, не исполняет обязанностей полицейского надзирателя, пытаясь подстроиться под ситуацию так, чтобы угодить начальству. Он даже не боится стать посмешищем, только бы извлечь выгоду. По рассказам Чехова видно, как сильно сам писатель презирал такой вот «маскарад» двуличности».
«Чехов о детях и для детей»
Ольга ЛЕОНТЬЕВА, 6 класс ОСШ им. Кенесбаева поселка Таукент Сузакского района (учитель Н. Н. Дегтярева)
«Очень часто мы судим о людях по шаблонам. Вот и дед Игнат называет Белолобого подлецом за то, что повадился спать в тепле, где овцы. В итоге-то бестолковым оказывается сам сторож, ведь он не догадался, кто разобрал крышу. Так у кого «пружина в мозгу лопнула»? Зря наказал щенка.
Возможно, щенок ничему не научит нас, но думаю, что вместе с ним мне было бы весело. Пока он щенок, то еще очень игривый. А я тоже еще ребенок. Даже в рассказе он играет с волчатами, ему абсолютно все равно, что перед ним главнейшие враги, что может быть съеден в любую секунду.
Понимаете, к чему я клоню? Я говорю о том, дорогие читатели, что с детьми проще найти общий язык.
Главное — только понять, как именно. А ведь так практически с каждым человеком!»
Арайлым САТЫБАЛДЫ, 6 класс ОСШ им. Кенесбаева поселка Таукент Сузакского района (учитель Н. Н. Дегтярева)
«История маленького щенка многому меня научила: нельзя называть животных бесчувственными, они все понимают. Животные, как и люди, взрослеют, растят потомство, переживают, заботятся друг о друге, стареют, у них свои проблемы. В дикой природе не все так гладко и просто, как нам кажется. Детеныши животных похожи на малышей, которые играют и ждут, когда придет мама и принесет что-нибудь вкусненькое.
Удивительно то, что волчица пожалела Белолобого, не разорвала его на куски. Она позволила волчатам поиграть с ним и не тронула, хотя была очень голодной и ей нужно было кормить своих малышей. Я увидела, что животное отнеслось к щенку добрее, чем человек. Дед Игнат «больно оттрепал его за уши» и потом наказал розгами. Для него Белолобый — просто собака, а для волчицы — детеныш. Но он несмышленыш, который думает только о том, чтобы было где тепло поспать, с кем порезвиться.
Он такой же, как и ее волчата. Очень много примеров в природе, когда животные умнее и добрее, чем мы, люди. И этому нужно у них учиться».
Елизавета ЗОТОВА, 8 класс ОСШ № 34 им. Гагарина Шымкента (учитель Т. В. Белякова)
«В рождественском рассказе дети остались поздним вечером дома одни и в ожидании взрослых затеяли игру. Здесь все по-настоящему. Ребята успевают поговорить о своих детских шутках, проблемах и даже подраться. Детский подход к игре раскрывает чистоту их душ, незлопамятность и всепрощение. Вот чему стоит поучиться взрослым. Получается, что книга о детях должна стать учебником и для взрослых. Хотя это произведение было «первыми шагами» молодого писателя, он мастерски обрисовал и внешность, и индивидуальность всех маленьких игроков, подчеркнув, что каждый ребенок, независимо от того, сколько ему лет, — это личность со своим нравом, характером. Видно, что автор любит своих героев, тонко чувствует и умело преподносит читателю всю комичность ситуации игры в лото. Этот рассказ я прочитала сравнительно недавно. На мой взгляд, «Детвора» наиболее ярко показывает чеховское отношение к детям. Невозможно уберечь в себе человека, не познакомившись с миром детства в произведениях А. П. Чехова, потому что этот писатель «входит» в маленькую душу, как «свой», понимая каждое движение ребенка, что доказывает искренность самого автора в отношениях с людьми и его богатый внутренний мир.
Хотя эти рассказы А. П. Чехова называются «детскими», их должны чаще читать не дети, а взрослые, чтобы не забыть о том, что они тоже когда-то были маленькими, и сохранить в себе открытое сердце».
Алиса Масалева
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!