Поликлиники сегодняшнего дня

2 Авг 2019 18:15
Количество просмотров: 1959

В сентябре стартует очередная кампания по свободному прикреплению к поликлиникам

В Минздраве настоятельно рекомендуют не игнорировать акцию и воспользоваться правом выбора. Иначе, может статься, выбор сделают за вас и без вашего ведома. Такие казусы не обходят даже министров: глава Минздрава РК Е. Биртанов недавно признался, что сам оказался «жертвой»: «Выяснилось, что я в другой области прикреплен. После этого пошел и прикрепился в Нур-Султане. Каждый человек должен быть ответственен за свое здоровье».

Вопросов о работе поликлиник и праве выбора читатели «ЮК» задают немало. С ними мы и отправились к заместителю руководителя управления общественного здравоохранения Шымкента Г. Абишеву.

— Галымжан Мотаевич, хватает ли миллионному Шымкенту поликлиник?

— На сегодняшний день в 14-ти государственных поликлиниках и 21-ой частной медицинской организации, которые обслуживают прикрепленное население в рамках размещенного госзаказа, зарегистрирован 1 миллион 21 тысяча человек. Но поликлиник все равно не хватает. Перед нами стоит задача обеспечить жителям города так называемую шаговую доступность организаций первичной медико-санитарной помощи — поликлиник, медпунктов, центров семейного здоровья.

Есть поликлиники, которые нуждаются не просто в ремонте, а в новом здании. К примеру, №№9, 10, 11. Поликлинику №10 уже строят в рамках государственно-частного партнерства. Надеюсь, в этом году закончат. Выделен земельный участок для строительства нового здания поликлиники №9, ищем инвестора. Поликлиника №4 тоже находится в старом здании, для нее мы тоже ищем инвестора.

— Каким требованиям должны соответствовать частные медорганизации, чтобы получить госзаказ на обслуживание населения?

— В первую очередь они должны числиться в госреестре организаций, оказывающих медицинскую помощь, фонда социального медицинского страхования. Медучреждение должно самостоятельно прикрепить население во время кампании с 15 сентября по 15 ноября. Его услуги должны быть привлекательны жителям настолько, чтобы они хотели обслуживаться именно там. «Деньги идут за пациентом, а не наоборот» — это главный принцип.

— У граждан есть возможность сменить поликлинику в течение года?

— В случае объективных причин. Допустим, смены адреса проживания. Это можно через ЦОН, можно подойти непосредственно в выбранную поликлинику и написать там заявление.

— Насколько сегодня отработана процедура прикрепления к поликлиникам в Шымкенте? То, как поступили с Елжаном Биртановым, нашим горожанам не грозит?

— Случаи, когда поликлиники «воровали» пациентов у других медучреждений, занимались приписками, в принципе, уже в прошлом. Правда, сейчас идет расследование в отношении одной из частных медорганизаций, но в интересах следствия пока нельзя разглашать детали. В основном же прикрепление проходит в рамках закона. Тем более что выясняются приписки довольно просто: при первом обращении пациента в поликлинику. Рекомендую жителям не пускать на самотек этот процесс и непременно прикрепляться самим.

— Выбор поликлиники — исключительно выбор пациента? Коль уж деньги идут за ним?

— Да, но лучше соблюдать принцип территориальности. То есть поликлиника должна находиться близко к дому. Если нет, то тогда вызвать врача на дом будет невозможно: не пойдет врач к больному в другой район города. Это надо учитывать. Вся остальная помощь будет оказываться в полном объеме.

— Кстати, о помощи. С 2020 года казахстанцев ждет еще одно новшество — разделение помощи на два пакета: первый гарантированно предоставляется всем гражданам РК (ГОМБП) и второй, который предназначен для участников программы ОСМС. Расскажите об этом подробнее.

— ГОМБП — это неотложная скорая медицинская помощь, лечение социально значимых заболеваний и скрининги. Пакет ОСМС гораздо шире. Он включает в себя не только гарантированную бесплатную медицинскую помощь, но и лекарственное обеспечение согласно утвержденному перечню, консультативно-диагностические услуги, в том числе и дорогостоящие (КТ и МРТ и так далее), а также высокоспециализированную медицинскую помощь — различные виды операций. 14 категорий населения — дети, школьники, студенты, беременные и находящиеся в декрете, многодетные матери, имеющие подвески «Алтын алка» и «Кумис алка», инвалиды, пенсионеры и другие социальные группы — будут застрахованы государством, а значит, смогут претендовать на пакет ОСМС. Вносить взносы их не обязывают.

— Появление платных видов услуг в поликлиниках объясняется их переходом на право хозяйственного ведения?

— Да, поликлиники полностью перешли на ПХВ, у них есть возможность зарабатывать самостоятельно. Сейчас они целиком находятся в конкурентной среде. И стоимость платных видов услуг также должны формировать с учетом конкуренции. При каждой созданы наблюдательные советы с достаточно широким кругом полномочий по регулированию финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Контролировать будут и доходы, и расходы. Прейскуранты платных услуг должны утверждаться непосредственно с участием совета.

— Не все пациенты довольны объединением детских поликлиник со взрослыми. В одной очереди к врачу и стар и млад, что довольно рискованно в сезон простуд и гриппа. Как сегодня обслуживаются дети, беременные?

— Принцип работы поликлиник только один — семейный врач. В одной поликлинике на одном участке наблюдается вся семья, включая пожилых, беременных женщин и детей. Во многих зарубежных странах сегодня это практикуется. В той же Англии, где бюджетная система здравоохранения, как раз принцип семейственности. Врач общей практики (ВОП) наблюдает всю семью. Своего рода врач-универсал. Специалистов этого направления сегодня готовят в отечественных медвузах. Согласно нормативам, прикрепленного населения у ВОПа должно быть не больше 1700 человек. В начале года нагрузка у наших медиков была 1900 пациентов, с открытием дополнительных участков снизилась до 1720. Есть цель довести до 1650 человек. Что касается общей очереди перед кабинетом врача в период ОРВИ, то в каждой поликлинике есть кабинеты-фильтры. Когда начинается эпидсезон, пациентов на входе сортируют. Если есть симптомы ОРВИ, то его задержат в этом фильтре. Врач придет к нему туда.

— Запись к врачу в поликлинику по-прежнему только через мобильное приложение Damumed? А если человек пожилой или попросту смартфона нет? Осталась альтернатива записи через регистратуру?

— Безусловно, такая альтернатива есть. Процентов 60 взрослого населения записывается через приложение. Это действительно удобно. Оставшиеся — по старинке через регистратуру.

— Если у жителей Шымкента возникли вопросы, касающиеся работы медучреждений города, то как они могут получить на них оперативные ответы?

— Для этого у нас работает call-центр, операторы которого принимают любые вопросы по здравоохранению в городе. Его номер — 39-33-47, обращаться можно в рабочие часы по будням.

А. Масалева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *