«Помоги мне сделать это самому!»

1 Июл 2023 12:45
Количество просмотров: 1437

«Помоги мне сделать это самому!»  — таков девиз системы итальянки Марии Монтессори.

О том, что в мире существуют детские сады с таким именем, слышали многие, но не все понимают, как же работает такой педагогический принцип.

Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила детям. Результатом ее работы стала методика, которая успешно практикуется больше 100 лет в разных странах мира. Это впечатляет многих родителей и вдохновляет на ее применение в домашних условиях. Женщина-педагог убеждала взрослых, что это не ребенок должен приспосабливаться к их миру, а именно взрослые должны сделать шаг навстречу маленькому существу. Задача взрослых — создавать такую домашнюю среду, в которой кроха был бы полноправным членом семьи и самостоятельной личностью. Монтессори писала: «Убежище в шторм, оазис в пустыне, место духовного отдыха должны быть созданы именно для того, чтобы гарантировать здоровое развитие ребенка».

Педагогика Монтессори строится на идеях свободного воспитания, естественном психологическом, социальном и физическом развитии ребенка. Поэтому, в первую очередь, это методика раннего развития. Занятия по системе Монтессори проводятся в помещении, разделенном на зоны: область естествознания, область практических навыков для жизни, языковая, математическая и сенсорная. Ребенок сам выбирает, что ему интересно в настоящий момент. Занятия проходят с максимальной вовлеченностью, дети учатся легко и с удовольствием. Единой обязательной для всех программы нет, как нет оценки знаний или конкуренции со сверстниками.

От 0 до 6

Самое продуктивное  время в развитии ребенка — от рождения до шести лет. Именно в эти годы малыш получает наибольшую долю навыков и знаний, которые в последующей жизни только углубляет.

На основе наблюдений Мария Монтессори выделила несколько сензитивных периодов в развитии.

0-3 года — принятие порядка. Первые три года жизни ребенка — это период, когда его нужно приучать к порядку. В это время малыш внимательно наблюдает за действиями мамы, с которой он тесно связан психологически. В этот период формируются навыки уборки, приведения в порядок своих вещей. Ребенка необходимо учить вытирать пыль, мыть посуду, убирать игрушки, класть на место свои вещи. Для этого нужно дать ему уменьшенный инвентарь — маленькие тряпочки, щетки, губки.

0-5,5 года — развитие ощущений. Ребенок изучает окружающее его пространство через ощущения — тактильные, звуковые, вкусовые. Можно заметить, что малыш часто прислушивается к звукам, нюхает предметы. В этот период закладывается понятие определений «форма», «размер», «цвет».

0-6 лет — развитие речи. Самый длинный период в раннем развитии. У каждого малыша формирование речи происходит строго индивидуально. Не нужно ориентироваться на разработки авторов, которые утверждают, что к возрасту двух лет ребенок должен говорить не менее 20 фраз, а к трем — строить сложные предложения. Этот навык каждый осваивает в своем темпе. Если ваш малыш говорит меньше и хуже, чем его сверстники в возрасте двух лет, не нужно паниковать. У него еще достаточно времени, чтобы заговорить. Ребенок должен захотеть разговаривать, понять, что без этого выразить свои мысли и желания не получится. Можно подтолкнуть его к речевой деятельности, предложив красивые книжки, карточки, дидактические игры.

1-4 года — развитие двигательных навыков. Ребенок знакомится с возможностями своего тела, осваивает координацию движений. Происходит укрепление мышц. Для правильного развития ребенка нужно оборудовать площадку с детскими тренажерами — горками, шведской стенкой, качелями.

1,5-5,5 года — развитие мелкой моторики. При работе с детьми Монтессори заметила, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, осваивать другие знания. Она сделала вывод, что мелкие движения пальчиками влияют на мозговую активность. В педагогике Монтессори предлагаются упражнения, соответствующие возрасту. Для самых маленьких — нанизывание колец на стержень, бусинок на шнурок, перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую. Детям постарше можно предложить собирать пазлы, дать конструкторы.

2,5-6 лет — социализация. Ребенок начинает жить в обществе, понимает важность вежливости, учится общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Для развития навыка нужно быть в коллективе.

В помощь маме

Некоторые игры-пособия в духе Монтессори мамы малышей могут изготовить самостоятельно и применять при домашнем обучении.

 

Волшебный поднос

Поднос, на который ставится что-то для пересыпания, переливания или перекладывания пинцетом. При пересыпании «что-то» — это две тарелочки и инструмент для перемещения. В одну из тарелочек можно насыпать любое сыпучее наполнение. Это может быть крупа, бобовые, орехи. Пересыпать можно чайной или столовой ложкой. А можно переносить щипцами или китайскими палочками.

При переливании «что-то» — это два кувшина с водой, кувшин и бутылочка или кувшин и чашечки. И обязательно губка для удаления пролитой влаги.

Многогранные прищепки

Отлично держат белье, цепляются к маминой юбке или превращаются в солнышко на желтой бумажной тарелке. Воплощать в жизнь рекомендуется так, как ближе ребенку.

Рвалки, мялки, разрезалки

Бумага еще одно волшебное пособие. Совсем малыши ее могут мять и рвать, развивая свои маленькие пальчики. А после 2,5 лет — резать ножницами. Сначала узенькие полосочки разрезать на квадратики и постепенно усложнять фигуры резания.

Крутилки и раскручивалки

Болты и гайки, различные пузырьки и баночки. Все, что можно закрутить и раскрутить. Все, где нужно подумать и подобрать крышечку. Все, где можно сосредоточиться и упорно поработать пальчиками.

Уборка в доме

Наводить уют и порядок в доме нужно вместе с малышом. Вместе мыть посуду (или каждый свою, или по очереди). Пусть у каждого будет свой инструмент для мытья и подметания пола. Дать ребенку его личную салфетку для вытирания пыли.

Осознание размера

Почти в каждой семье с ребенком рано или поздно появляются матрешки, пирамидки, вкладывающиеся друг в друга стаканчики. Это чудесные пособия для осязания размера и градации размеров. А если их нет, можно заглянуть на кухню — судочки из одной серии, разных размеров, кастрюли.

Чудесный мешочек

Обычный мешочек из ткани или льна, в который можно класть предметы в зависимости от увлечений: плоские и объемные геометрические фигуры, ткань, игрушки по теме, разные камни. Найти что-то руками — это так удивительно.

Дети Монтессори

Во всем мире количество взрослых, окончивших детьми Монтессори-школы, довольно велико. Среди них немало знаменитостей, многие из которых публично высказываются положительно о своем образовании.

Принц Гарри Уэльский

Принц Генри Чарльз Альберт Дэвид, герцог Сассекский — младший сын принца Уэльского Чарльза и принцессы Дианы, внук королевы Великобритании Елизаветы II.

Джордж Клуни

Американский актер, режиссер, продюсер, бизнесмен и активист. Широкую известность получил после выходов телесериала «Скорая помощь» и фильма «От заката до рассвета».

Джефф Безос

Джеффри Престон (Джефф Безос) — американский предприниматель, глава и основатель интернет-компании Amazon.com, основатель и владелец аэрокосмической компании Blue Origin и владелец издательского дома The Washington Post.

Джулия Чайлд

Американский шеф-повар французской кухни, соавтор книги «Осваивая искусство французской кухни», ведущая на американском телевидении.

Габриэль Гарсиа Маркес

Колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии и Нобелевской премии по литературе. Представитель литературного направления «магический реализм».

Основные принципы

√ Запрещены критика и запреты. Ребенок может допускать ошибки в обучении. На освоение навыков каждому требуется разное количество времени.

√ Обязательно придерживаться определенных правил поведения. Например, взяв какой-то предмет (книгу, игрушку и т.д.), ребенок должен положить его на место.

√ Дети сами выбирают виды деятельности и занимаются в той «зоне», где им интересно в текущий момент.

√ Все предметы в игровой комнате расположены так, чтобы дети могли до них дотянуться и взять самостоятельно. При этом каждый предмет только в одном экземпляре, с ним играет тот ребенок, который взял его первым, если малыши не договорились об ином. Детям позволяется передвигать мебель и выбирать себе удобное место, при этом важно стараться производить как можно меньше шума, чтобы не мешать другим.

√ Большинство занятий направлено на развитие мелкой моторики и чувств (обоняние, осязание, вкус, слух), так как Монтессори считала, что это способствует развитию интеллекта, речи, памяти и внимания. В некоторых детсадах Монтессори присутствует даже фарфоровая посуда, дающая навыки обращения с хрупкими предметами и понимание ценности таковых.

√ Суть работы педагога второстепенная, его задача — заинтересовать ребенка, помочь ему развиваться, не навязывая при этом своего мнения.

√ Игровая комната разделена на зоны, формирующие специально подготовленную среду. По технологии Монтессори пространство играет очень важную роль. В помещении должно быть светло, просторно, оформление выдерживается в спокойных тонах. Каждая зона содержит материалы, необходимые для развития соответствующих навыков. Даже для самых маленьких ребят все предметы располагаются на уровне глаз, приглашая к действию.

Лучшие друзья — игрушки

На просторах интернета в любом маркетплейсе можно заказать «правильную игрушку» за пару минут. Это будут деньги, потраченные с пользой и во благо ребенка.

Рамки-вкладыши

Уже годовалому малышу по силам с ними справляться. Рамки помогут ему научиться сопоставлять предметы и потренируют мелкую моторику.

Тактильное лото

Это игрушка на развитие сенсорики, которая подойдет даже для малышей до года.

Мозаики

Первые простые мозаики, построенные по схеме «вкладываем-выкладываем». Со временем можно приобретать все более сложные варианты.

Шнуровки

Прекрасная игрушка для детей от года до двух. В этом возрасте малыши любят не только проталкивать и вкладывать, но и нанизывать.

Сортеры: геометрические и цветные

Суперполезная игрушка, которая обязательно понравится малышу, если появится у него вовремя — от года до полутора лет.

Она поможет освоить геометрические формы/цвета, потренирует координацию движения рук и мелкую моторику.

Копилки

Годовалые дети очень любят что-то куда-то проталкивать. К примеру, игрушка «Волшебный комодик» — отличная вариация на эту тему.

Магнитная рыбалка

Веселая и полезная игра, которая появляется у малыша в полтора годика. Следите за тем, чтобы веревка на удочке не была слишком длинной — иначе малышу с уловом не справиться.

Лабиринты

Выбирайте лабиринты-серпантины с бусинами или планшеты-лабиринты. Перемещая бусины с одного конца лабиринта в другой, малыш активно работает над своим пространственным мышлением и мелкой моторикой.

Досочки Сегена

Цветные дощечки с выемками разной формы — идеальная развивающая игрушка для детей 1-2 лет.

Сначала выкладываем перед ребенком несколько дощечек с круглыми выемками, а затем двигаемся от простого к сложному, добавляя постепенно количество дощечек с выемками всех возможных форм.

 

 

По материалам интернет-сайтов страницу подготовила М. Кутузова

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *