Ковроткачество – одно из древних ремесел казахского народа, уходящее корнями глубоко в историю.
Ковроткачество – одно из самых древних ремесел казахского народа, уходящее корнями глубоко в историю.
Ковры во все времена считались главным украшением жилища.
Их обязательно включали в приданое невесты, дарили самым уважаемым гостям. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение. У казахов это искусство всегда было не просто промыслом, а являлось воплощением духа народа. Узоры старинных ковров открывают нам сокровенные помыслы и тайны мастеров, а также указывают на время и место их изготовления.
В них скрыто много информации, которую нам, потомкам, предстоит расшифровать. Это своего рода флешки, на которых хранятся рассказы об эпохе наших предков. В этом уверена ценительница и почитательница народного искусства из Шымкента Д. Бектаева. Дана Ериковна больше десяти лет собирает казахские национальные ковры ручной работы. Их в ее частной коллекции насчитывается уже более 500: ворсовые и безворсовые, дорожки, сотканные в XIX и XX веках. Есть также древние сундуки, баскур — узорчатая тканая тесьма для оформления юрты, а также для наружного стягивания мест стыка с кереге. Хранится все это богатство в квартире самой Даны, а также на арендованных складах.
Дана Бектаева признается, что поначалу планировала начать на этом бизнес. Ездила по самым отдаленным аулам Кызылординской, Атырауской, Алматинской областей, Южного Казахстана в поисках настоящих шедевров ковроткачества, встречалась с мастерицами, которых сегодня осталось мало. Вложила огромные средства, в том числе и заемные. Пришлось даже квартиру продать. Но в какой-то момент она поняла, что это достояние необходимо сохранить. Ведь покупатели в основном иностранцы, желающие пополнить свои коллекции. 400 редчайших ковров Д. Бектаева отдала на экспертизу специалистам музея имени Кастеева. И теперь эти тканые шедевры нельзя вывозить из Казахстана.
О своем увлечении, которое стало делом жизни, Дана может рассказывать часами. Родственники, приходя в гости, часто просят ее хотя бы за столом ненадолго забыть о коврах. Любовь к ним у нее началась в детстве. Она часто гостила в ауле у бабушки. И самое яркое воспоминание — как сельские женщины красили шерсть, пряли пряжу, коллективно ткали ковер. Повзрослев, она, увидев где-нибудь ковер ручной работы, старалась его купить.
— Помню, у меня даже квартиры не было, зато был ковер, который хранила у сестры дома, — вспоминает Дана Ериковна. — Дарила ковровые изделия родственникам, просила, чтобы они обязательно сохранили. Я даже в своих сказках, которые пишу для детей, говорю, что всегда нужно следовать зову сердца. Много лет я училась в медицинской академии, хотя меня всегда влекло к искусству, народному ремеслу. И спустя годы все же занялась делом, которое действительно мне по душе. Удивительно, на казахских коврах много орнаментов, но они не напрягают, а, наоборот, дарят чувство гармонии. Через них можно понять, о чем думали наши предки, что их интересовало, каким был их мир.
В Инстаграме Д. Бектаева ведет свою страницу, на которую подписано около пяти тысяч человек из разных стран, большая часть — молодежь. Здесь Дана делится с подписчиками этнолингвистическими исследованиями, рассказывает о смысле узоров, старинных техниках ковроткачества.
В выставочном центре «Көрме» прошла онлайн-выставка ковров Д. Бектаевой «Бабадан қалған боз кілем». В течение двух дней все желающие могли стать ее участниками. Мне посчастливилось посетить ее оффлайн и своими глазами увидеть все великолепие древнего ремесла. Лично я почерпнула для себя много новой информации. Оказывается, раньше молодые келин не могли гостить в отчем доме до рождения ребенка. Поэтому они отправляли родителям весточку с помощью коврового изделия. Если узоры на нем красивые, а цвета яркие и сочные, то все у нее в порядке, а если наоборот, то живется ей туго.
Это сегодня ковры из натуральных материалов можно обрабатывать специальными средствами против моли. А наши бабушки, когда мыли и красили шерсть, добавляли очень много соли, чтобы насекомым неповадно было портить ковер.
Внимание привлек ковер, одна часть которого была светлой, а другая темной. Дана объясняет, что, возможно, так мастерицы хотели показать, что наша жизнь состоит из белых и черных полос, что ночь всегда сменяется днем. А old school (старая школа) объясняет это тем, что, если в доме, где ткали ковер, происходило горестное событие — умирал один из родственников, то работу откладывали на сорок дней, а когда продолжали, выбирали темные цвета.
Если мастерицы были обижены на человека, заказавшего ковер, они могли один из узоров намеренно выткать неправильно. Кстати, такой пример в коллекции Даны имеется. Ткали ковры всегда асаром. И сплетничать, ругаться, говорить плохие слова за этим делом строго запрещалось, потому что изделие должно впитывать только добрую энергетику.
Хозяйка коллекции предложила посмотреть на ковер, сотканный казахами из Монголии, подаренный ей дядей. Рядом для сравнения представлены ковры казахских мастериц из Узбекистана и Западного Казахстана. Эти три работы изготовлены в разных местах, но в них прослеживается один мотив. Орнаменты практически одинаковые. Это значит, что даже на огромных расстояниях сохранялась одна и та же культура.
Большую ценность представляет так называемый ковер Абылайхана, изобилующий знаками силы. Подобных работ в Казахстане всего 7-8. И каждый из них стоит целое состояние.
На одном из ковров, который называется араб кілемі, сотканном в 1956 году, есть рисунок верблюда. Тогда как казахи никогда не изображали это животное. Еще один похожий экземпляр находится в фонде музея имени Кастеева.
Казахские ковры делят на две категории: ворсовые и безворсовые. Ковровые изделия с ворсом изготавливали в южных районах страны, для них характерно наличие бордюра и центральной части, узор обычно был растительным или геометрическим. Старинные ворсовые ковры мастериц Южного Казахстана поражают хитросплетением розеток, ромбов, звезд и всевозможных ступенчатых фигур.
Безворсовые ковровые изделия были распространены в восточных и западных районах страны, в их орнаменте преобладали зооморфные орнаменты, символы предметов быта, геометрические фигуры. Растительные узоры на безворсовых коврах встречаются достаточно редко. В качестве материала для ковров казахские мастерицы использовали овечью, козью и верблюжью шерсть, а также шелк, хлопок, лен, пеньку в различных комбинациях.
— Родиной ковров считаются Иран, Туркменистан, Азербайджан, но ведь и казахи тоже прекрасно владели этим ремеслом, — говорит Д. Бектаева. — Ковровые изделия позволяют в полной мере передать мироощущение наших предков, которые жили в гармонии с природой. Казахские ковры мало изучены и таят в себе еще много тайн.
Дана Ериковна ратует за то, чтобы открыть в Казахстане музей ковров, как это сделали в Азербайджане. Это настоящая сокровищница. В его фонде хранится десять тысяч раритетных творений. Площадь пятиэтажного здания — пять тысяч квадратных метров.
Ковры — бесценное достояние, которое мы должны сохранить для потомков. Их нужно популяризировать. Музей, посвященный им, мог бы служить не только научным, исследовательским целям, но и стал бы популярным объектом туризма.
Салтанат Абдижаппарова
Фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!