Постапокалиптическая сказка… Трагичная

12 Сен 2024 10:41
Количество просмотров: 1238

Шымкентский русский драматический театр открыл 95-й театральный сезон спектаклем по мотивам пьесы К. Гоцци «Принцесса Турандот».

Премьеру поставили выпускники ГИТИСа в рамках проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» при участии Фонда поддержки и развития театрального образования. Режиссер спектакля Л. Северухин сделал попытку перенести сюжет из прошлого в будущее, причем постапокалиптическое.

Премьера состоялась под аплодисменты зрителей.

Проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» стартовал в 2021 году при поддержке Министерства культуры РФ и ФГБУК РОСКОНЦЕРТ. За время его проведения творческими командами выпускников ГИТИСа, среди которых режиссеры, сценографы, художники, художники по костюмам, хореографы, драматурги, были поставлены спектакли в Абхазии, Беларуси, Кыргызстане, в нашей стране и других государствах. Сейчас проект поддерживают Фонд президентских грантов и Фонд поддержки и развития театрального образования.

В прошлом году команда выпускников ГИТИСа поставила на сцене нашего театра пушкинскую «Пиковую даму». Спектакль не только отозвался в сердцах шымкентских театралов, но и успешно прошел на фестивальной сцене в Санкт-Петербурге.

Л. Северухин — новый участник проекта. Уже в 14 лет московский школьник получил звание «Восходящей звезды» Лос-Анджелеса.

Лев исполнил роль в короткометражном фильме, который стал дипломной работой режиссера Л. Алексеевой. За свою игру москвич был удостоен престижной премии в США. На тот момент будущий режиссер «Турандот 2162» занимался в театральной студии «Филимон», победил в конкурсе актерского мастерства фестиваля «Юные таланты Московии» и играл в спектаклях Театра юных москвичей. Далее были мастерская Каменьковича-Крымова в ГИТИСе, участие в режиссерских лабораториях в «Ленкоме М. Захарова» и Театре им. Гоголя.

В центре сюжета «Турандот 2162» — древняя восточная притча, описанная еще в XII веке поэтом Н. Гянджеви в «Персидских сказках» и переделанная Гоцци для театра комедии дель арте. О своей работе режиссер Л. Северухин сказал, что «мы с командой попробовали понять, что сейчас нужно зрителю и как можно повернуть это произведение. И придумали перенести это все в постапокалиптическое будущее, где разрушились все моральные и этические установки, где люди борются за выживание. Как раз в такой мир попадает наш главный герой принц Калаф».

Любовь в условиях катастрофы.

Саму идею постановки «Турандот» подал директор Шымкентского русского драматического театра, заслуженный деятель Республики Казахстан И. Вербицкий. Причем изначально молодому режиссеру был предложен жанр комедии. Но молодость решила по-своему, и на сцене была показана трагедия.

Вместе с Северухиным над спектаклем работала команда выпускников ГИТИСа: художница Е. Эрдэни и художник по свету А. Краснодед, для которого это уже вторая постановка в Шымкентском русском драматическом театре. Кстати, благодаря художнику по свету, который несколько лет отдал работе в Государственном академическом Большом театре России, теперь в нашем театре установлен и настроен современный театральный свет. Спектакли, как новые, так и старые смотрятся уже по-другому.

Актеры Г. Петриченко и А. Землянов.

Афиша и начало спектакля, которое сопровождалось титрами на большом экране, обещали погрузить зрителя в беспощадный мир грядущего, где легенды и реальность переплетаются в безумном танце. Действие разворачивается в мрачном Пекине, затерянном среди огненных бурь и военных конфликтов. Здесь, в условиях полного разложения общественных норм, живет загадочная царевна Турандот, обладающая безжалостной красотой и магическими способностями.

«Турандот 2162» — это не просто история, это предупреждение, шепот забытого будущего, которое вновь всплывает на поверхность, призывая человечество вспомнить о своей истинной природе.

По задумке режиссера, на сцене время, когда луна ярче светит над разрушенными городами, когда, увы, образы былинных героев сливаются с тенями жизни, нашептывающими о потере и надежде.

Это не просто история о любви и борьбе, это замысел, который играет на ряде контрастов, где холодная жестокость власти сталкивается с теплом человеческих чувств.

Режиссер, художник по свету и сценограф старались, чтобы зрители оказались свидетелями, как в мрачных просторах футуристической действительности принцесса Турандот становится символом непокоренности и силы. Каждое ее решение — это не только испытание для отважного героя, но и вопрос о судьбе всего человечества. Простые мелодии трансформируются в симфонии отчаяния и мечты, вызывая в audience глубокое сопереживание.

Надежда и безысходность.

На фоне разрушенных пейзажей и оставшихся в прошлом культурных артефактов развернулся танец противоречий: любовь в условиях катастрофы, надежда в безысходности.

И, в конечном счете, каждый стал автором своей судьбы, даже когда мир, кажется, погрузился в темноту.

Актеры, принявшие участие в премьере, отважно старались в мрачном свете загущающегося горизонта, где небеса сливаются с землей в безмолвном апокалипсисе, разыграть волшебную драму. Погрузить зрителей в мир, где сказки обретают новое звучание среди руин цивилизации.

Легенда о холодной принцессе Турандот, которую сыграла актриса О. Иванова, получила неожиданный поворот: ее сердце, закованное в лед, бросает вызов не только искателям любви, но и самим условиям новой эпохи, когда каждое решение может стать последним.

«Турандот 2162» — это не просто история о любви и власти, это манифест, призывающий к пересмотру ценностей в условиях надвигающейся тьмы.

К счастью, я не театральный критик. Поэтому описал лишь свое видение премьеры. Причем общими словами. Без каких-либо подробностей собственного восприятия.

А причина лежит на поверхности. Режиссерская работа вызвала разные мнения, иногда прямо противоположные.

Так, например, заядлый театрал С. Баканов на вопрос, какое впечатление от премьеры, сказал: «Авангардизм! Но артисты старались!»

В. Куликова, отдавшая сцене нашего театра не один год, также не стала углубляться в профессиональные нюансы, лишь отметив игру Г. Петриченко.

Влюбиться в картинку — параллели прошлого и настоящего.

«Вот ей я верила, как Станиславский!» — оставила свой отзыв Валентина Куприяновна.

Кстати, нужно отметить, что многие зрители выходили из зрительного зала хоть и с недоумением, но в восторге от работы выпускников ГИТИСа.

Наиболее ярко о премьере отозвалась еще одна жительница Шымкента А. Ниязова.

«У русского драматического был непростой, событийный год: очередная премьера, участие в фестивале « Встречи в России»в Санкт-Петербурге, посвященный 225-летию А. С. Пушкина, гастроли. И везде аншлаг, успех!

Новый 95 сезон открыт премьерой спектакля «Турандот 2162» по мотивам К. Гоцци. Ассоциации со знаковым спектаклем театра Е. Вахтангова «Принцесса Турандот» закономерны и интригующи. Ремейк имеет право на жизнь при условии: или лучше, или никак.

Задача оказалась по силам творческому коллективу театра, потому как после просмотра не возникло вопросов, сомнений.

Спектаклю быть! В новом прочтении, современном взгляде, неожиданном решении.

«Нет повести печальнее на свете…». И снова о вечном, о чувствах человеческих — от низменных до возвышенных. О жестокости, о гордыне, глупом упрямстве, коварстве и о любви.

Почему действо так пронзительно, проникновенно, душераздирающе волнующе?! Это не сказка, а сама жизнь, которую не играют, а проживают артисты и зритель. Прекрасный состав в лице маститых артистов, как А. Петриченко, С. Пушкарев, А. Землянов и др. и талантливой молодежи в лице О. Ивановой, Ж. Камалова, А. Постарнак.

И красавец принц Калаф — Шухрат Юлдашев. О, как он хорош в своей искренности, честности, обаянии, недюжинном уме, верности и любви!

Спектакль — очередная заслуженная и ожидаемая удача театра, результат плодотворной совместной работы с молодым режиссером, выпускником ГИТИСа Львом Северухиным, подавшим притчу о Турандот как постапокалиптическую сказку, звучащую злободневно, как предупреждение.

Интересно, по-новому работал на сцене свет, словно живой участник событий. Примечательна работа художника в костюмах, декорациях. Сцена, видеоначало спектакля современны настолько, что словно восходят к гениальному творчеству Бэнкси, предупреждающему опасность апокалипсиса и заявившему: «Я хочу жить в мире, созданном искусством, а не украшенном им».

Браво, любимый театр! Достойное начало нового сезона», — поделилась своими впечатлениями любительница театра.

Трагедия постапокалиптического мира.

В отношении света и декораций, над которыми работали тоже выпускники ГИТИСа, большинство зрителей сошлось в одном — очень хорошо!

На премьере присутствовали коллеги из других театров города. Был замечен и заместитель акима Шымкента, курирующий сферу культуры, С. Куранбек, который не изменил своей тактике и пришел в театр без предварительного оповещения и сопровождающих лиц. Можно сказать, вбежал в зал с третьим звонком.

Выступая перед началом спектакля, заместитель акима города отметил работу всех театров города. Напомнил о том, что в тяжелые годы Великой Отечественной войны в Чимкент были эвакуированы артисты московских и ленинградских театров, которые вместе с воинами на фронте внесли немалую лепту в достижение общей Победы. Об этом надо помнить и сегодня, так как культура не имеет границ и влияет на развитие личности, несмотря на политическую конъюнктуру.

Напомнил С. Куранбек и о том, что сегодня городской акимат предпринимает все возможные шаги для поддержания театров. А их в нашем городе восемь. В том числе единственный в стране узбекский драматический театр.

Если среди старшего поколения мнения о премьере разделились, то молодежь отреагировала на спектакль «Турандот 2162» однозначно: это было круто!

Именно этот факт привел меня в театр и во второй день показа нового спектакля. Хотелось понять, что зацепило молодое поколение.

Смерть не страшна, если в беде близкий человек.

И в процессе просмотра во второй раз пришла мысль, что кроме того, что спектакль поставлен молодой командой, отличная работа художника по свету, который оживлял пусть и не эксклюзивную, но переработанную сценографию, текст актеров очень прост и понятен. Без каких-либо философских витиеватостей. Без двусмысленного наполнения.

Может быть, именно это зацепило молодежь, которая сегодня большую часть времени проводит в цифровом мире. Но будучи живыми людьми им тоже хочется живых и незамысловатых ответов на их вопросы.

В любом случае «новая режиссерская кровь» необходима сегодня как артистам, так и театральному сообществу Шымкента.

В случае с «Турандот 2162» однозначно была предпринята попытка найти новые формы драматургии. Задача, кстати, не из простых. Но интересных.

В общем, чтобы сделать самостоятельные выводы, надо просто посмотреть спектакль «Турандот 2162» самому.

Приятного вам просмотра!

 

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *