Шымкентский русский драматический театр открыл 95-й театральный сезон спектаклем по мотивам пьесы К. Гоцци «Принцесса Турандот».
Премьеру поставили выпускники ГИТИСа в рамках проекта «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» при участии Фонда поддержки и развития театрального образования. Режиссер спектакля Л. Северухин сделал попытку перенести сюжет из прошлого в будущее, причем постапокалиптическое.
Проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа и ведущих творческих вузов в русских театрах за рубежом» стартовал в 2021 году при поддержке Министерства культуры РФ и ФГБУК РОСКОНЦЕРТ. За время его проведения творческими командами выпускников ГИТИСа, среди которых режиссеры, сценографы, художники, художники по костюмам, хореографы, драматурги, были поставлены спектакли в Абхазии, Беларуси, Кыргызстане, в нашей стране и других государствах. Сейчас проект поддерживают Фонд президентских грантов и Фонд поддержки и развития театрального образования.
В прошлом году команда выпускников ГИТИСа поставила на сцене нашего театра пушкинскую «Пиковую даму». Спектакль не только отозвался в сердцах шымкентских театралов, но и успешно прошел на фестивальной сцене в Санкт-Петербурге.
Л. Северухин — новый участник проекта. Уже в 14 лет московский школьник получил звание «Восходящей звезды» Лос-Анджелеса.
Лев исполнил роль в короткометражном фильме, который стал дипломной работой режиссера Л. Алексеевой. За свою игру москвич был удостоен престижной премии в США. На тот момент будущий режиссер «Турандот 2162» занимался в театральной студии «Филимон», победил в конкурсе актерского мастерства фестиваля «Юные таланты Московии» и играл в спектаклях Театра юных москвичей. Далее были мастерская Каменьковича-Крымова в ГИТИСе, участие в режиссерских лабораториях в «Ленкоме М. Захарова» и Театре им. Гоголя.
В центре сюжета «Турандот 2162» — древняя восточная притча, описанная еще в XII веке поэтом Н. Гянджеви в «Персидских сказках» и переделанная Гоцци для театра комедии дель арте. О своей работе режиссер Л. Северухин сказал, что «мы с командой попробовали понять, что сейчас нужно зрителю и как можно повернуть это произведение. И придумали перенести это все в постапокалиптическое будущее, где разрушились все моральные и этические установки, где люди борются за выживание. Как раз в такой мир попадает наш главный герой принц Калаф».
Саму идею постановки «Турандот» подал директор Шымкентского русского драматического театра, заслуженный деятель Республики Казахстан И. Вербицкий. Причем изначально молодому режиссеру был предложен жанр комедии. Но молодость решила по-своему, и на сцене была показана трагедия.
Вместе с Северухиным над спектаклем работала команда выпускников ГИТИСа: художница Е. Эрдэни и художник по свету А. Краснодед, для которого это уже вторая постановка в Шымкентском русском драматическом театре. Кстати, благодаря художнику по свету, который несколько лет отдал работе в Государственном академическом Большом театре России, теперь в нашем театре установлен и настроен современный театральный свет. Спектакли, как новые, так и старые смотрятся уже по-другому.
Афиша и начало спектакля, которое сопровождалось титрами на большом экране, обещали погрузить зрителя в беспощадный мир грядущего, где легенды и реальность переплетаются в безумном танце. Действие разворачивается в мрачном Пекине, затерянном среди огненных бурь и военных конфликтов. Здесь, в условиях полного разложения общественных норм, живет загадочная царевна Турандот, обладающая безжалостной красотой и магическими способностями.
«Турандот 2162» — это не просто история, это предупреждение, шепот забытого будущего, которое вновь всплывает на поверхность, призывая человечество вспомнить о своей истинной природе.
По задумке режиссера, на сцене время, когда луна ярче светит над разрушенными городами, когда, увы, образы былинных героев сливаются с тенями жизни, нашептывающими о потере и надежде.
Это не просто история о любви и борьбе, это замысел, который играет на ряде контрастов, где холодная жестокость власти сталкивается с теплом человеческих чувств.
Режиссер, художник по свету и сценограф старались, чтобы зрители оказались свидетелями, как в мрачных просторах футуристической действительности принцесса Турандот становится символом непокоренности и силы. Каждое ее решение — это не только испытание для отважного героя, но и вопрос о судьбе всего человечества. Простые мелодии трансформируются в симфонии отчаяния и мечты, вызывая в audience глубокое сопереживание.
На фоне разрушенных пейзажей и оставшихся в прошлом культурных артефактов развернулся танец противоречий: любовь в условиях катастрофы, надежда в безысходности.
И, в конечном счете, каждый стал автором своей судьбы, даже когда мир, кажется, погрузился в темноту.
Актеры, принявшие участие в премьере, отважно старались в мрачном свете загущающегося горизонта, где небеса сливаются с землей в безмолвном апокалипсисе, разыграть волшебную драму. Погрузить зрителей в мир, где сказки обретают новое звучание среди руин цивилизации.
Легенда о холодной принцессе Турандот, которую сыграла актриса О. Иванова, получила неожиданный поворот: ее сердце, закованное в лед, бросает вызов не только искателям любви, но и самим условиям новой эпохи, когда каждое решение может стать последним.
«Турандот 2162» — это не просто история о любви и власти, это манифест, призывающий к пересмотру ценностей в условиях надвигающейся тьмы.
К счастью, я не театральный критик. Поэтому описал лишь свое видение премьеры. Причем общими словами. Без каких-либо подробностей собственного восприятия.
А причина лежит на поверхности. Режиссерская работа вызвала разные мнения, иногда прямо противоположные.
Так, например, заядлый театрал С. Баканов на вопрос, какое впечатление от премьеры, сказал: «Авангардизм! Но артисты старались!»
В. Куликова, отдавшая сцене нашего театра не один год, также не стала углубляться в профессиональные нюансы, лишь отметив игру Г. Петриченко.
«Вот ей я верила, как Станиславский!» — оставила свой отзыв Валентина Куприяновна.
Кстати, нужно отметить, что многие зрители выходили из зрительного зала хоть и с недоумением, но в восторге от работы выпускников ГИТИСа.
Наиболее ярко о премьере отозвалась еще одна жительница Шымкента А. Ниязова.
«У русского драматического был непростой, событийный год: очередная премьера, участие в фестивале « Встречи в России»в Санкт-Петербурге, посвященный 225-летию А. С. Пушкина, гастроли. И везде аншлаг, успех!
Новый 95 сезон открыт премьерой спектакля «Турандот 2162» по мотивам К. Гоцци. Ассоциации со знаковым спектаклем театра Е. Вахтангова «Принцесса Турандот» закономерны и интригующи. Ремейк имеет право на жизнь при условии: или лучше, или никак.
Задача оказалась по силам творческому коллективу театра, потому как после просмотра не возникло вопросов, сомнений.
Спектаклю быть! В новом прочтении, современном взгляде, неожиданном решении.
«Нет повести печальнее на свете…». И снова о вечном, о чувствах человеческих — от низменных до возвышенных. О жестокости, о гордыне, глупом упрямстве, коварстве и о любви.
Почему действо так пронзительно, проникновенно, душераздирающе волнующе?! Это не сказка, а сама жизнь, которую не играют, а проживают артисты и зритель. Прекрасный состав в лице маститых артистов, как А. Петриченко, С. Пушкарев, А. Землянов и др. и талантливой молодежи в лице О. Ивановой, Ж. Камалова, А. Постарнак.
И красавец принц Калаф — Шухрат Юлдашев. О, как он хорош в своей искренности, честности, обаянии, недюжинном уме, верности и любви!
Спектакль — очередная заслуженная и ожидаемая удача театра, результат плодотворной совместной работы с молодым режиссером, выпускником ГИТИСа Львом Северухиным, подавшим притчу о Турандот как постапокалиптическую сказку, звучащую злободневно, как предупреждение.
Интересно, по-новому работал на сцене свет, словно живой участник событий. Примечательна работа художника в костюмах, декорациях. Сцена, видеоначало спектакля современны настолько, что словно восходят к гениальному творчеству Бэнкси, предупреждающему опасность апокалипсиса и заявившему: «Я хочу жить в мире, созданном искусством, а не украшенном им».
Браво, любимый театр! Достойное начало нового сезона», — поделилась своими впечатлениями любительница театра.
В отношении света и декораций, над которыми работали тоже выпускники ГИТИСа, большинство зрителей сошлось в одном — очень хорошо!
На премьере присутствовали коллеги из других театров города. Был замечен и заместитель акима Шымкента, курирующий сферу культуры, С. Куранбек, который не изменил своей тактике и пришел в театр без предварительного оповещения и сопровождающих лиц. Можно сказать, вбежал в зал с третьим звонком.
Выступая перед началом спектакля, заместитель акима города отметил работу всех театров города. Напомнил о том, что в тяжелые годы Великой Отечественной войны в Чимкент были эвакуированы артисты московских и ленинградских театров, которые вместе с воинами на фронте внесли немалую лепту в достижение общей Победы. Об этом надо помнить и сегодня, так как культура не имеет границ и влияет на развитие личности, несмотря на политическую конъюнктуру.
Напомнил С. Куранбек и о том, что сегодня городской акимат предпринимает все возможные шаги для поддержания театров. А их в нашем городе восемь. В том числе единственный в стране узбекский драматический театр.
Если среди старшего поколения мнения о премьере разделились, то молодежь отреагировала на спектакль «Турандот 2162» однозначно: это было круто!
Именно этот факт привел меня в театр и во второй день показа нового спектакля. Хотелось понять, что зацепило молодое поколение.
И в процессе просмотра во второй раз пришла мысль, что кроме того, что спектакль поставлен молодой командой, отличная работа художника по свету, который оживлял пусть и не эксклюзивную, но переработанную сценографию, текст актеров очень прост и понятен. Без каких-либо философских витиеватостей. Без двусмысленного наполнения.
Может быть, именно это зацепило молодежь, которая сегодня большую часть времени проводит в цифровом мире. Но будучи живыми людьми им тоже хочется живых и незамысловатых ответов на их вопросы.
В любом случае «новая режиссерская кровь» необходима сегодня как артистам, так и театральному сообществу Шымкента.
В случае с «Турандот 2162» однозначно была предпринята попытка найти новые формы драматургии. Задача, кстати, не из простых. Но интересных.
В общем, чтобы сделать самостоятельные выводы, надо просто посмотреть спектакль «Турандот 2162» самому.
Приятного вам просмотра!
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!