Правильный диагноз — уже полдела

23 Июн 2020 12:01
Количество просмотров: 1535

Одной из самых важных социальных проблем в акимате Шымкента назвали функционирование общественного транспорта в крупных мегаполисах.

«…Проблема стала особенно острой после обретения статуса города республиканского значения», — отметил в одном из интервью заместитель акима М. Исахов.

Осознав масштаб проблемы, власти Шымкента бросили на ее решение немалые силы и средства. Про историческую сделку, проведенную через СПК «Шымкент», но на деньги городского акимата, по закупке почти тысячи автобусов, почти отечественного производства, все уже знают. Руководители города, а за это время их сменилось уже трое, проявили редкую для нашего времени преемственность и настойчивость. Несмотря на…

«Количество автобусов на маршрутах уже избыточно, — говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Д. Каюпов. — В 2017 году компаниями-перевозчиками было приобретено 256 машин, в 2018-ом — еще 500, в 2019-ом — 300. Сегодня в парке свыше 1700 автобусов. Ждем еще 600. Куда все это? По подсчетам ассоциации, при оптимизации маршрутов Шымкенту достаточно тысячи машин».

Акция неслыханной щедрости в пользу отечественного автопрома, оплаченная налогоплательщиками, привела к предсказуемому результату: автобусов стало больше, порядка — меньше.

«На сегодня наложение маршрутов в городе зашкаливает за 60 процентов, при том, что мы просили не более 30 %, а управление транспорта обещало не более 50 %, — продолжает Д. Каюпов. — Ну и как им после этого верить? Такого могло не произойти, если бы регулированием пассажирских перевозок занимались профессионалы, если бы решающее слово принадлежало не чиновникам, а объединениям перевозчиков. Время для этого давно наступило, ждать, что ситуация улучшится сама по себе, или придет умный начальник и всех рассудит, бессмысленно. Мы же не просим у власти каких-то преференций или лишних денег. Просим нам не мешать».

Реализацию сделки не остановил даже интерес, проявленный к ее подробностям Счетным комитетом.

«Вместо системного решения проблемы субсидирования перевозок, — отметил Президент Казахстана К. Токаев, — акиматы создают новые предприятия с государственным участием и вливают в них бюджетные средства».

Шымкент был отмечен Главой государства в качестве примера. Увы, гордиться нам нечем.

«На всю страну прогремел скандал с банкротством автобусных компаний в Шымкенте и Алматы, — привел пример К. Токаев. — Подобного рода скандалов и инцидентов ни в коем случае допускать нельзя. Я обращаю внимание акимов. Банкротятся одни компании, тут же создаются другие, в том числе за счет государственных средств. Это абсолютно недопустимо. Правительство должно навести порядок в сфере городских пассажирских перевозок. Это важный социальный вопрос. Срок исполнения — два месяца».

Сделка по приобретению очень задорого новых автобусов будет завершена, заверили в городском акимате. Потому что так надо. Или просто «патамушта». К тому, что уже ездит по городу, осталось прикупить еще 590 штук.

Еще меньше интереса проявили высокие должностные лица к мнению экспертов и представителей транспортных компаний, работающих в Шымкенте.

Объединение автоперевозчиков и регулирующие их работу структуры акимата движутся по закону непересекающихся прямых: строго параллельно и каждый своим путем.

Четверть века фантастического бардака в сфере пассажироперевозок и периодические усилия отдельных чиновников и акимов сблизить их позиции, неизменно заканчивались провалом. Город между тем все глубже увязает в пробках, созданных как общественным, так и многочисленным личным транспортом.

«У людей, едущих с окраин в центр на работу, нет возможности оставить машины и пересесть на общественный транспорт. — говорит Д. Каюпов, — Нет парковок, нет нормальных и удобных для всех графиков движения автобусов. Не говорю уже о том, что, кроме автобусов, город-миллионник ничего до сих пор не может предложить.

В чем заключается роль управления городского транспорта акимата, вообще сложно сказать. Единственная функция, с которой оно успешно справляется, — это распределение маршрутов на тендерах. Ни нормального регулирования текущей работы, ни разработки и продвижения перспективных планов развития городского транспорта не было и нет.

Может, пора уже как-то включить в процесс перевозчиков, перевести их из статуса объектов в субъекты управления процессом? У нас достаточно специалистов с профильным образованием и огромным опытом работы.

Сколько говорилось о нечеловеческих условиях труда водителей? Сколько мы вносили предложений по организации их отдыха, обеспечении элементарных бытовых условий? Что сделано? Ничего.

Перевозчики готовы за свой счет построить типовые здания на конечных пунктах маршрутов, содержать их. От города требуется выделить землю, подвести инженерные сети и утвердить единый проект.

Не менее важно поднять престиж профессии водителя общественного транспорта.

Сегодня они крутят баранку по пятнадцать часов, без отдыха и горячей пищи, в жару и холод.

Немудрено, что у нас такая текучка кадров. Немного найдется профессионалов, готовых работать в таких условиях в самом низу «пищевой» цепочки из полутора десятков проверяющих, регулирующих, контролирующих — от механика автопарка до заместителя акима.

Напомню, что водителей категорий D и D1 у нас в области не готовят. Автохозяйства вынуждены набирать иногородних или тех, кто есть».

У накопившихся в сфере общественного транспорта Шымкента и области проблем вряд ли есть быстрое и однозначное решение. Для начала стоило бы установить реальный пассажиропоток и уровень рентабельности городских маршрутов.

Акиматом Шымкента выделено 50 млн. тенге на разработку комплексного плана развития пассажирского транспорта. Разработкой новой схемы маршрутов общественного транспорта города занимается компания «City Transportation Systems Transport» («Астана LRT»).

Это не первое и наверняка не последнее освоение бюджетных средств в особо крупных размерах. В 2016 году на те же цели были успешно освоены 30 млн. тенге. Можно припомнить и еще несколько попыток упорядочить работу общественного транспорта Шымкента. В разное время разными акимами. Ставки растут, ситуация не меняется.

Судя по высказываниям представителей акимата города, о тех исследованиях и рекомендациях они даже не знают.

«Действующая до этого времени система автобусных маршрутов была создана еще в советское время, долгие годы у нас не проводили исследования по этому вопросу», — утверждает М. Исахов.

Людям на таких должностях приходится верить. Больше, чем собственной памяти. Иначе никак.

Справка «ЮК»

АО «СПК «Shymkent» в рамках проекта «Обновление автобусного парка города Шымкента» в июне-июле 2019 года приобрело у АО «Сарыарка Автопром» в Костанае по лизингу 300 автобусов марки ANKAI.

14 мая 2019 года было создано ТОО «Управляющая компания «Shymkent Bus». Его учредители — АО «СПК «Shymkent» с долей уставного капитала 42,36 % и частные предприниматели — 57,64 %.

Игорь Лунин
фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *