Проект Социального кодекса: старт модернизации

21 Окт 2022 14:32
Количество просмотров: 958

Министр труда и соцзащиты населения РК Т. Дуйсенова во время визита в Туркестанскую область на встречах с жителями и журналистами говорила о проекте Социального кодекса, который уже разработан и будет апробироваться в реальной жизни. Это принципиально новый документ, какого прежде не было в отечественной законодательной базе. Свод правовых норм и положений, направленных на защиту и качество жизни казахстанцев.

По просьбе «ЮК» о новом знаковом документе рассказала руководитель управления координации занятости и соцпрограмм Туркестанской области А. Темирбаева. Проект Социального кодекса — это фундаментальный труд, в разработке которого были заняты ведущие специалисты разных отраслей. Учитывалось мнение гражданского сообщества. В Социальном кодексе шесть глав.

Усиление навыков рабочей силы: массовое обучение и улучшение качества образования

В рамках проекта Социального кодекса предусматривается перезагрузка Национальной системы квалификаций и создание системы понятных стимулов как для работодателей, так и для работников, для непрерывного повышения квалификации казахстанских кадров в течение всей трудовой деятельности.

Предлагаются конкретные инициативы, предусмотренные в рамках проекта Закона «О профессиональных квалификациях», который внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента РК.

Цифровая карта семьи

По поручению Главы государства К. Токаева с 1 сентября 2022 года в пилотном режиме начато внедрение цифровой карты семьи.

Цифровая карта семьи – это ежедневный «электронный уведомитель» граждан об их правах на получение конкретного вида гарантированной социальной поддержки в зависимости от социального статуса. Новый инструмент проактивного формата оказания услуг государством. То есть государство через информационную систему будет предлагать гражданам получить тот или иной вид господдержки без необходимости обращения в соответствующие органы.

На первоначальном этапе была проделана огромная работа по определению уровня благосостояния семей и положенных им мер господдержки на основе данных информационных систем госорганов. Сейчас в цифровой карте содержатся данные о 6,3 млн. семей и 19,5 млн. их членов, в том числе по Туркестанской области — 542,4 тыс. семей. Данные карты обновляются по мере изменения статуса семьи и ее членов.

При установлении права на получение мер господдержки потенциальному получателю направляется SMS-уведомление для получения согласия на оказание госуслуги.

Проект будет реализован поэтапно:

* с 1 сентября 2022 года будет предоставлена возможность получения услуг в новом формате по 9 видам пособий и социальных выплат;

* с 1 января 2023 года перечень будет расширен услугами в сфере социальной защиты;

* с 2025 года будут охвачены все виды государственных гарантий.

Активизация трудовой мобильности

Дисбаланс на рынке труда, характеризующийся густонаселенными южными регионами и трудодефицитными северными областями, требует скорейшего кардинального пересмотра программы переселения. Суть обновленной программы будет заключаться в организации регулируемого перемещения граждан в северные и центральные регионы с созданием рабочих мест через трансферт и расширением действующих бизнес-проектов, уже основанных в других областях страны.

Вводится сертификат мобильности, удостоверяющий право на финансовую помощь в размере 50% от стоимости жилья на новом месте (взамен выдаваемого жилья) для переселенцев, при наличии подтвержденного работодателем факта трудоустройства. Эта сумма может быть направлена на строительство, покупку жилья или на внесение первоначального взноса в «Отбасы банк».

Предлагается расширить доступность молодежной практики, финансируемой государством, увеличив предельный возраст участников с 29 до 35 лет.

Планируется в течение ближайших трех лет обеспечить продуктивной занятостью 500 тысяч молодых людей.

В проекте Социального кодекса предусматривается трансформация действующих центров занятости. Планируется на уровне областей и мегаполисов создать 20 центров трудовой мобильности. При этом действующие центры занятости будут преобразованы в их филиалы и подлежат дальнейшей приватизации. Основной задачей новых центров станет реализация региональной политики занятости.

Новая миграционная политика

В проекте Социального кодекса заложены основные постулаты новой миграционной политики, направленной на упреждение рисков и вероятных последствий, связанных с увеличением миграционных потоков и наплывом беженцев, а также на сохранение открытости для инвестиций и позиционирование Казахстана как центра притяжения высококвалифицированных специалистов.

В рамках подготовки проекта Социального кодекса концептуально пересмотрены прежние подходы и подготовлена новая концепция «Ашык Казакстан ± 500», которая и определила основные приоритетные направления миграционной политики.

Модернизация системы специальных соцуслуг

Проектом Социального кодекса предусмотрена модернизация системы социального обслуживания с акцентом на солидарное участие государства, частного сектора, неправительственных организаций и самих граждан. Будет создан Единый социальный реестр граждан, нуждающихся в специальных соцуслугах. Запланирован переход от обслуживания в крупных интернатах на оказание услуг в малокомплектных организациях социального обслуживания. А также формирование стандартов по видам услуг вместо стандартов по типам организации. Внедряется принцип подушевого финансирования специальных соцуслуг.

 Лицам с инвалидностью проект гарантирует право размещать на портале информацию о несвоевременной доставке и качестве товаров и услуг. Будут созданы комиссии для рассмотрения таких обращений лиц с инвалидностью и поставщиков товаров и услуг.

 Лицам, нуждающимся в социальном обслуживании будет предоставлена возможность выбора социальных работников, предоставляющих им услуги. С этой целью будет сформирован Реестр социальных работников. В нем будет содержаться информация о квалификации соцработников, видах и качестве оказываемых услуг и результатах работы.

Разрабатываются профессиональные стандарты к социальным работникам. Разрабатывается и новая система оплаты их труда, учитывающая уровень квалификации.

Проект предусматривает трансформацию медико-социальной экспертизы. По поручению Президента с 2021 года в пилотном режиме начато проактивное установление инвалидности. Что означает проактивный формат? Это заочная форма установления инвалидности, когда гражданину нет необходимости ходить по инстанциям, собирать документы, а достаточно обратиться в поликлинику. После чего проведение экспертизы, назначение положенных соцвыплат и услуг осуществляются уже без участия заявителя, автоматически на основе данных, полученных из информационных систем.

Меры поддержки семей с детьми

Действующая модель поддержки семей с детьми сегодня включает шесть видов государственных пособий и выплат. В проекте Социального кодекса все они сохранены. Вводится ряд нововведений. Это увеличение срока выплаты пособия по уходу за ребенком с одного года до полутора лет. И эта норма будет распространена как на работающих, так и на неработающих родителей. Размер выплаты будет производиться на уровне размера пособия.

Кодексом вводится новое понятие – «награжденные матери». Это пожизненный статус, который будет присваиваться женщинам, награжденным подвесками «Кумис алка», «Алтын алка» или ранее получившим звание «Мать-героиня», награжденным орденом «Материнская слава» I и II степеней.

Будет дифференцирован размер пособия, выплачиваемого награжденным матерям. Сегодня матери, родившие и воспитавшие 6-7 и более детей, получают пособие в одинаковом размере. С принятием Социального кодекса размер пособия для матерей, награжденных подвеской «Алтын алка», орденами «Материнская слава» I и II степеней, имеющих звание «Мать-героиня», то есть родивших и воспитавших семь и более детей, будет повышен до 7,4 МРП. Данное изменение коснется 90 тыс. награжденных матерей.

Кодекс предусматривает монетизацию гарантированного социального пакета для детей от года до 6 лет из семей-получателей АСП. С 1 января 2023 года гарантированный соцпакет, предоставляемый детям от года до 6 лет, будет переведен с натурального на монетизированный вид помощи. Данная мера коснется порядка 200 тыс. детей.

Повышение пенсионных выплат

В Послании Президента страны народу Казахстана был представлен новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы. Первая — приостановление с 2023 года на пять лет запланированного повышения пенсионного возраста женщин на уровне 61 года. По проекту Социального кодекса женщины будут выходить на пенсию в 61 год.

Проект кодекса предусматривает поэтапное — с 1 января 2023-го до 2027 года — доведение размера минимальной базовой пенсии с 54% до 70% от величины прожиточного минимума, максимальной — со 100% до 120%. При этом ежегодный рост среднего размера базовой пенсии будет составлять порядка 13% и коснется всех 2 млн. пенсионеров.

С 1 января 2023 года предусмотрено также увеличение ставки максимального дохода для исчисления солидарной пенсии с 46 до 55 МРП для выходящих пенсионеров.

Запланировано введение дополнительных пенсионных взносов за счет работодателей, поэтапно с 1,5% в 2023-м до 5% к 2027 году. Данная мера направлена на поддержание молодого поколения (рожденных после 1976 года), размеры пенсий которых будут напрямую зависеть от пенсионных отчислений.

Планируются разработка новой инвестиционной стратегии ЕНПФ и привлечение к управлению пенсионными активами профессиональных и прозрачных компаний с большим опытом инвестирования.

Проект Социального кодекса — знаковый документ, нацеленный на защиту прав казахстанцев и улучшение их качества жизни.

Новая политика занятости

Уже начата политическая модернизация с целью расширения участия граждан в управлении государством. Запущена экономическая трансформация для благоприятного делового климата, честной конкуренции и привлечения инвестиций.

Третьим стратегическим приоритетом проводимых преобразований должно стать формирование справедливой социальной модели развития. Она будет базироваться на продуктивной занятости граждан и новом общественном договоре, который закрепит ответственную роль каждой стороны.

В проекте Социального кодекса предусмотрены задачи и инициативы для реализации новой политики занятости. Первая — либерализация рынка труда. Сегодня на рынке труда гибкий режим занятости, в том числе платформенная работа является не просто модным трендом, а динамично развивающимся направлением. По экспертным оценкам, в Казахстане на различных онлайн-платформах, таких как «Яндекс», Uber, Glovo, Wolt, заняты порядка 500 тысяч человек. Эти платформы предоставляют гражданам удобный режим работы. Кроме того, для большей части занятых эта работа является главным источником дохода. Однако главный ее недостаток – незащищенность от социальных рисков. Например, молодые мамы, работавшие в таком формате, лишаются права на получение из ГФСС четырехмесячной зарплаты в период декретного отпуска и соцвыплат по уходу за ребенком до года в размере 40% от их прежнего дохода. Вместо этих выплат они получат минимальное детское пособие из госбюджета.

В рамках проекта Социального кодекса предусмотрен ряд мер по либерализации рынка труда и созданию социально-правовых гарантий для гибкой занятости:

 введение нового понятия «независимый работник» — это физическое лицо, самостоятельно осуществляющее трудовую деятельность с целью извлечения дохода без государственной регистрации своей деятельности. К ним будут отнесены самозанятые и лица, занятые на онлайн-платформах;

 внедрение упрощенной процедуры признания занятости. То есть действующие процедуры регистрации (публичные договоры) на онлайн-платформах и наличие обязательных налоговых и социальных платежей будут основой для признания легальной занятости данных работников. Новые нормы не предусматривают дополнительных процедур регистрации для независимых работников;

 возможность введения специального объединенного платежа, ставка которого будет составлять не более 4% от дохода независимого работника. Объединенный платеж будет включать индивидуальный подоходный налог и отчисления в систему пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. При этом налоговыми агентами будут определены операторы онлайн-платформ. Это означает, что независимому работнику не требуется отдельная регистрация в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей;

 предоставление независимым работникам права на получение социальных выплат из ГФСС и страхового пакета медицинской помощи из ФСМС при условии своевременных поступлений соответствующих отчислений. При этом для повышения уровня социальной защищенности занятых граждан с 2023 года будут увеличены размеры соцвыплат из ГФСС по потере работы — до 45% от дохода занятых граждан — и сроки выплат по уходу за ребенком — с одного до полутора лет;

 защита трудовых прав независимых работников вне зависимости от характера занятости: будь то совместная работа (двое занятых на одном рабочем месте), параллельная занятость (один работник на двух рабочих местах), скользящий график или иное. Но главным условием реализации данных норм является наличие (публичного договора) и уплаты специального объединенного платежа.

Перечисленные меры уже на первом этапе позволят вывести из тени полмиллиона трудящихся казахстанцев и защитить их социальные и трудовые права.

 

Татьяна Корецкая

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *