Еще не конец
Начнем с конца участка для нас или с начала для всех, кто въезжает в Казахстан по автотрассе Ташкент-Шымкент. Последние работы по укладке дорожного полотна завершаются на развязке Жибек жолы-Сарыагаш. В самом пограничном поселке у КПП совместными усилиями дорожных строителей и акимата района наведен образцовый порядок.
Автомобильное столпотворение строго ограничено рамками специальных стоянок, проезд и проход к пункту погранконтроля освобожден от загромождавших его лотков и киосков. Мрачные сараи, в которых здесь размещаются точки обмена валют и даже пункты медицинских услуг, не то чтобы окончательно ликвидированы, но под организованным натиском властей отодвинуты от проезжей части и
изящно задрапированы антишумовыми экранами и жизнерадостными зелеными заборчиками. В общем, если не выходить из машины, въезд в нашу страну со стороны Ташкента производит вполне цивилизованное впечатление. Сеть автопарковок была построена в Жибек жолы и оборудована всем необходимым вплоть до туалетов компанией-подрядчиком по настоянию наших властей. Все это хозяйство после сдачи дороги в эксплуатацию планируется передать акимату района.
Компания EVRASCON после полного завершения работ на своем участке переместит основные силы и технику на строительство тоннеля на Шакпак -бабе в Тюлькубасском районе.
«Мы выиграли тендер на завершение прокладки тоннеля, — говорит руководитель проекта Э. Аскеров. — Сейчас завершаются процедуры согласования документов о передаче нам нового участка в Тюлькубасском районе, техники и материалов. Одновременно ведем строительство вахтового городка. Свою часть автодороги Шымкент-Жибек жолы в ноябре передадим в техническую эксплуатацию. Здесь у нас останется необходимая техника и специалисты для устранения дефектов, которые могут быть выявлены. Сейчас на двух участках заделываем микротрещины, возникшие из-за перепада температур. Наши сотрудники будут следить за состоянием дороги в соответствии с контрактом два года. Только после этого, когда и дорожное полотно, и все оборудование выдержат испытание временем под полной нагрузкой, участок будет проходить госприемку, и на смену нам придут казахстанские службы эксплуатации».
Такие же заботы у строителей соседнего участка. Специалисты компании «Синохайдро» готовятся к испытаниям трассы под полной нагрузкой.
Под дружное ворчание
Больше всего добрых слов о новой дороге пришлось услышать, как ни странно, от водителей-дальнобойщиков. Насмотревшись за долгие годы работы на отечественных и зарубежных дорогах всякого, они к затянувшемуся строительству относятся с пониманием. Реально подходят к сложностям местные власти. Правда, торопят. На то они и власти. Аким области проверяет ход работ чуть ли не ежемесячно и очень придирчиво.
«Главное внимание уделяется качеству, — говорит директор РГУ «Онтустик жол лаборатория» М. Ахметов. — Жансеит Кансеитович требует неукоснительного соблюдения всех технических нормативов. С самого первого посещения он подчеркнул, что автодорога, рассчитанная на четверть века эксплуатации без капремонта, должна строиться с упором на надежность и долговечность. На участке Шымкент-Жибек жолы сейчас устраняются дефекты, выявленные в процессе эксплуатации. В нескольких местах обнаружились просадки грунта. Здесь пришлось вскрыть дорожную насыпь до основания и укладывать все слои подкладки заново. Это не результат недобросовестности строителей, а неизбежные капризы природы. Под бетонное полотно просочилась вода. Есть места, где под действием ветра при высыхании бетона образовались поверхностные трещины. Они не угрожают целостности плит и устраняются без вскрытия полотна.
На сегодня все три участка автотрассы Шымкент-Жибек жолы состыкованы. Осталось всего несколько временных объездов по второй полосе. Если вспомнить, с чего и как все начиналось, то кажется, еще немного — и конец всем работам с оркестром и перерезанием символических ленточек. К сожалению, в дорожном строительстве все гораздо сложнее и дольше. Первое, что выявила эксплуатация новой автодороги, это проблема обледенения. Даже в легкий мороз пленка льда на бетоне не тает. В дождь идеально гладкое дорожное покрытие тоже ведет себя не лучшим образом. Чтобы обеспечить надежное сцепление дороги с колесами, испытываем специальное покрытие. Уложили его на нескольких участках шымкентской объездной дороги. Посмотрим, как оно покажет себя зимой.
И таких проблем в ходе эксплуатации возникают десятки. Изначально все, кто был причастен к проектированию участка Западная Европа-Западный Китай по ЮКО, настаивали на бетоне, как на самом надежном и долговечном материале. Асфальт наших летних температур и таких нагрузок по грузопотоку не выдерживает. Время показало, что выбор сделан правильный. Остается только доработать детали».
Под частое мычание
Есть серьезные проблемы эксплуатации новой автотрассы, никак не зависящие от строителей и лежащие в плоскости того, что мы вежливо называем местным менталитетом. Этот коровий променад мы специально засняли на полностью завершенном участке. Полезные и милые домашние животные ведут себя на проезжей части вполне непринужденно.
Хотя изначально для прогона скота было запроектировано достаточное количество тоннелей под дорожным полотном. Потом, в процессе согласования с жителями близлежащих сел, их число было увеличено. Казалось бы, проектировщики и строители учли все пожелания. Что между прочим стоило немалых дополнительных расходов. Результат налицо. Пока тяжелых ДТП с участием рогатых не было. Но это всего лишь вопрос времени. Как ни странно, полицейские автопатрули, во множестве и с похвальной бдительностью следящие за соблюдением скоростного режима на новой дороге, к шалостям буренок относятся равнодушно. Хотя автотрасса скоростная, международная, и на ней не место не только беспризорному скоту, но и даже организованным стадам и отарам в сопровождении дипломированных пастухов.
Второй фактор, задерживающий строительство и серьезно отвлекающий силы и средства от основной задачи, тоже производный от нашего менталитета — просьбы жителей расположенных вдоль магистрали сел, чаще похожие по форме на безоговорочные требования. Опять же перед началом строительства все разумные пожелания строители, заказчики и местные власти постарались максимально учесть. Это было закреплено протоколами встреч и изменениями в проектах. Но уже на финальной стадии работ кому-то захотелось персонального выезда на трассу, кому-то — отдельного подъезда к поселку, которого год назад и в помине здесь не было. Такое понятие, как полоса отчуждения автодороги, у нас есть только в теории. Поэтому выяснять отношения с настоящими и будущими застройщиками приходится каждый раз индивидуально. А удобно расположить свой дом или бизнес рядом с международной автомагистралью хочется и можется многим. Так что веселые истории с выкупом земель и строений, оказавшихся в опасной близости с дорогой, во множестве возникавшие в самом начале стройки, будут иметь продолжение.
И. Лунин