Внимательный взгляд, лаконичные фразы, элегантный классический костюм, строгая прическа. Руководитель отдела управления образования Туркестанской области Р. Асанова обладает удивительной силой притягивать людей, заставлять их прислушиваться к своим словам, не повышая голоса.
Мое знакомство с Рахией Арыновной произошло почти десять лет назад. Тогда, на одном из совещаний, она удивила своей готовностью ответить без запинки на любой вопрос журналистов. Ни на миг не задумываясь, доставала из своей памяти сравнительные цифры и факты как минимум за пять последних лет. Умело ими оперировала, поясняя, «разжевывая», раскладывая по полочкам. Такое знание темы не могло не вызывать уважения. Чувствовалось, что человек на самом деле знает, о чем говорит. За прошедшие с той первой встречи годы нам не раз еще приходилось общаться, и каждый раз Р. Асанова подтверждала первое впечатление о себе.
«Просто я очень люблю свою работу. Педагогика — особая стезя, — говорит Рахия Арыновна. — И если решил на нее ступить, должен понимать: непрофессионалов в этой сфере быть не должно. А значит, нужно ежедневно, ежечасно работать над собой, заниматься самообразованием, вникать в новшества, внедряемые в образовательную сферу в передовых странах. Да, это требует времени, сил, отвлекает от семьи, но если ты к этому не готов — выбирай другую, более щадящую профессию. Ведь дети, как малыши, так и подростки, очень чутко улавливают внутренний настрой учителя. Если они поймут, что педагог не горит, а приходит, чтобы только отработать положенные часы, то и вести себя будут соответственно».
Сама Рахия Арыновна всегда говорит о педагогике только в превосходной степени и постоянно занимается повышением квалификации. Для обмена опытом ездила в Норвегию, Турцию, Германию. Того же требует и от подчиненных, при этом старается поддержать каждого, кто делом доказал приверженность выбранной профессии.
«Я родилась в отдаленной сельской местности. Есть такой участок Мыншункур, недалеко от села Когам, возле Шаульдера, — рассказывает Р. Асанова. — Нас в семье было девять детей. Помимо меня, педагогами стали три сестры и брат. Окончила школу с золотой медалью, затем вуз. С тех пор работаю, параллельно занимаясь наукой. О своем выборе не пожалела ни разу, хотя всякое, конечно, бывало. Труднее всего приходилось в самые сложные времена, когда были перебои с зарплатой, светом, газом. Я тогда была совсем молодым методистом управления образования. В то время многие педагоги ушли на рынки. А в образование на их место пришли случайные люди. Ведь школы и колледжи должны были продолжать учить детей. Тогда же начали открываться частные школы. И нам, специалистам управления образования, тогда приходилось не только разрабатывать новую документацию, заниматься переоформлением школ и без компьютеров работать с огромным объемом различных бумаг, но и проводить обучающие семинары для педагогов. Но мы справились, ведь, как говорится, отступать было некуда».
Позже Р. Асановой была поручена разработка различных документов для профессионально-технических колледжей. На ее счету также подготовка и проведение различных республиканских семинаров и региональных чемпионатов молодых специалистов World Skills. А сейчас Р. Асанова, помимо основной работы, участвует в качестве эксперта в разработке единой рамки мониторинга инклюзивного образования в РК.
В мае Рахия Арыновна отметила 55-летие. К этой знаменательной дате она подошла со значительным багажом государственных наград, в числе которых нагрудные знаки «Почетный работник образования РК» и «Ы. Алтынсарин», а также опытом, которым щедро делится с теми, кто только начинает свой путь в педагогике.
«Первое, о чем я говорю новичкам: любите свою профессию, тогда все трудности будут по плечу, — продолжает Р. Асанова. — И осознавайте ответственность за каждый свой шаг перед людьми и государством. Только тогда будет реальный результат. А еще всегда помните, что вы в любое время должны быть эталоном поведения, стиля, этики и этикета. Ведь на вас смотрят и вас слушают и учащиеся, и родители».
Сама Рахия Арыновна всегда выглядит на пять с плюсом. Да и дома, несмот-ря на занятость, умело хранит тепло семейного очага: мужа балует любимыми блюдами, со взрослой дочерью, когда та приезжает из Астаны, делится советами, с сыном-шестиклассником заново познает мир, а в свободное время с упоением читает произведения М. Макатаева и М. Шаханова.
Ирина Притула