Более 20 лет работает учителем начальных классов в школе №47 им. Суранши батыра в селе Аксукент Т. Абдуллаева. И все эти годы Тамара Арапповна остается в уверенности, что профессия выбрала ее сама и стала настоящим подарком судьбы.
Свое будущее еще в школьные годы, которые прошли в Кокшетау, Тамара Арапповна связывала со швейным производством. Мастерица и рукодельница, она в подростковом возрасте с удовольствием брала в руки иголки и нитки и мечтала, как мама, стать востребованным специалистом на фабрике.
«Я хотела быть инженером-технологом швейного производства, — вспоминает Т. Абдуллаева. — И первая запись в моей трудовой книжке: швея-мотористка девятого разряда. Мама работала на швейной фабрике и пригласила меня к себе. Там тогда, как и на других предприятиях, были семейные подряды, комсомольские бригады, соревнования — такой патриотизм, такой настрой, что просто дух захватывало! И мы, представляете, после окончания школы всем классом пришли на швейную фабрику. Проработали три месяца, нам дали направления в институт, так как производства тогда нуждались в молодых специалистах. Окончила я Жамбылский технологический институт швейного производства и получила специальность «инженер-технолог швейного производства».
Что же касается профессии учителя, то, можно сказать, не я выбрала эту профессию, а профессия выбрала меня. А случилось это так. Когда вышла замуж и переехала в Аксукент, мест на швейной фабрике не было, и я устроилась в учебный межшкольный производственный комбинат. Работала с девочками, учила их технологии и конструированию швейных изделий. Проработала шесть лет, а затем в моей жизни произошла трагедия — скончался муж, я осталась одна с двумя детьми на руках.
В то время по соседству жила директор школы Жансулу Жиимбекова (сейчас она преподает русский язык и литературу). Именно она предложила мне пойти работать в школу. Я засомневалась, что смогу, но она, видя мое состояние, убедила, что справлюсь. И решилась я стать учителем труда. После депрессии именно эта работа позволила мне вернуться к жизни, увлечься новым делом. Я в буквальном смысле перенесла в класс весь свой дом: газовую плиту, кастрюли, чудо-печку. Дети с удовольствием бежали ко мне на уроки, и не только девочки. А все потому, что из моего кабинета постоянно разносились по школьному коридору вкусные запахи.
Мы постоянно что-то готовили, пекли, шили, вязали. С мальчиками склеивали и выжигали. Я до сих пор очень благодарна Жансулу Жиимбековой, что она в меня поверила и изменила мою жизнь. Новое дело увлекало, отвлекало от мыслей о потери супруга.
Этот коллектив стал для меня родным и таковым остается по сей день. Очень много в нем было педагогов, которых можно назвать Учителями с большой буквы.
Одна из них — Разия Жусеева, которая тогда была завучем. Как-то она вызвала меня и сказала: «Тамара, давай-ка, возьми начальные классы». Понимала, что это очень сложно и ответственно, но учителей тогда не хватало, и я вынуждена была решиться. Поступила экстерном, два года отучилась в пединституте и взяла нулевой класс. Это был уже второй случай, когда профессия вновь выбрала меня сама.
Свой первый день в новом статусе помню так ярко, как будто это было вчера: захожу в класс, а там огромными глазами смотрят на меня 30 малышей. Все разные, все красивые, интересные, непоседливые, несмышленые. И со всеми нужно найти общий язык, чтобы все меня слышали, понимали, слушались. Не знаю, кто в тот день переживал больше: я или они. Конечно, старалась полностью выложиться. Понятно, что с ними уже было не до душевных переживаний. Так что, можно сказать, они спасли меня от депрессии.
Шла на работу, они бежали навстречу, а я уже ломала голову: какое бы интересное им предложить задание? Чтобы увлечь, убедить думать, работать головой и ручками. А главными судьями, конечно же, были родители, которые тогда приходили на занятия вместе с детьми. Это сейчас папы и мамы остаются ждать малышей за пределами школы, а тогда они стояли за дверями класса и внимательно слушали каждое слово. Чтобы набраться опыта, ходила по разным школам, искала лучших педагогов, сидела у них на уроках. И все, что казалось самым интересным и полезным, давала потом своим деткам. С нулевичками по распоряжению завуча начальных классов, прекрасного профессионала Сауле Умбетбаевой, которой, к сожалению, уже нет в этом мире, я проработала два года. Как она позже сказала: не зря два года подряд давала тебе нулевые классы. Ведь начальная школа — это база знаний, и дополнительная практика пойдет только на пользу. Позже меня перевели в начальные классы, где я до сих пор преподаю. Сейчас, проработав более 20 лет, даже не заметила, как пролетели годы, и четко осознаю, что нашла свое призвание! Очень люблю своих коллег, горжусь, что стала членом этого педагогического коллектива. А первыми своими наставниками считаю Назиру Канагатовну Абдуллаеву, Разию апай Жусееву, Улдану Оразбаеву. Это люди, которые поверили в меня, протянули руку помощи. А фраза, которую когда-то сказала Разия апай: «Если ты поставила ученику двойку, то всегда помни, что это не его, а твоя двойка. Значит, ты где-то не смогла донести до него знания, это твой недочет, твой пробел, а не его», — стала для меня основополагающей. Теперь, уже сама став наставником начинающих педагогов, я говорю им это».
Самое важно для учителя начальных классов, по мнению Т. Абдуллаевой, научить детей быть не только хорошими учениками, но и хорошими людьми.
«Именно в школе малыши адаптируются, общаются, спорят и учатся отстаивать свою правоту, понимать, где добро, а где зло, — говорит Тамара Арапповна. — Отрадно видеть, как рождается дружба, появляются чувство сплоченности и справедливости, основы патриотизма, любовь к своей многонациональной Родине, понимание толерантности. Дети раскрываются, проявляют все свои способности. И за это я тоже очень люблю свою профессию. Да и я здесь раскрылась как личность. Настолько люблю каждого в своем классе, что даже боюсь уходить на больничный, чтобы их не передали другому учителю, к которому им сложно будет привыкнуть. Их улыбки меня исцеляют. С ними смеюсь, пою, шучу, играю. Это мое второе детство, разве это не превосходно? Разве это не подарок жизни, на который я даже не рассчитывала! Очень горжусь, что мои наставники говорят, что не ошиблись во мне, и такие, как я, нужны школе».
Учить новых учителей сейчас тоже не просто, признается Тамара Арапповна, молодое поколение разительно отличается от тех, кто посвятил педагогике более 20 лет. Молодые специалисты лучше разбираются в новых технологиях, более уверены в себе, но зато среди них сразу выделяются те, кто действительно выбрал дело по душе и кому нужно помочь вникнуть в тонкости преподавательского искусства. Отличаются от своих сверстников прошлых лет и сегодняшние ученики.
«Я это прочувствовала лично, — говорит Т. Абдуллаева. — Они другие. Прошлые выпуски были более дисциплинированные. А сейчас более раскованные, уверенные в себе. Плохо ли это? Думаю, нет. Просто нам, педагогам, нужно принять их такими, какие они есть, любить такими, а не пытаться переделать, тогда и они ответят тем же».
Ирина Притула
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!