Беспокойные и неравнодушные, ищущие ответы на неудобные вопросы, ставящие общественные интересы выше личных — люди, которым больше всех надо, живут практически в каждом населенном пункте. И это здорово! Они не всегда удобны для власть имущих, их часто называют занудами, жалобщиками, выскочками. Зато у простых граждан они вызывают определенное уважение за наличие активной жизненной позиции, патриотизм и любовь к родному краю.
В Кентау к таким беспокойным натурам можно отнести А. Юлдашева. Я познакомилась с ним во время депутатского приема в общественной приемной Кентауского городского филиала партии «Nur Otan». Анатолий Убайдуллаевич пришел к депутату областного маслихата с толстой увесистой красной папкой, полной писем и документов, как говорится, правду искать. Ветеран-общественник который месяц пытается добиться от ГКП «Кентау сервис» (ТЭЦ-5) понижения тарифа на тепло. У него на руках весомый аргумент: приказом департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК (далее — департамент) с 1 ноября 2020 года до 1 ноября 2023 года действующий тариф на услуги теплоснабжающей организации должен быть снижен. В перерасчете на деньги: со 153 тенге до 53 тенге. Однако горожане получают квитанции с расчетным тарифом 103 тенге.
«Почему городская ТЭЦ не выполняет предписание антимонопольного ведомства, ведь по закону субъект монополии обязан исполнять утвержденную тарифную смету. Известно, что затраты ТЭЦ субсидируются из средств государственного бюджета, а для небогатого населения Кентау вопрос снижения оплаты за коммунальные услуги злободневный. Ведь в городе в основном живут бюджетники, пенсионеры, самозанятые. Налицо нарушение прав потребителей, и население ждет от монополиста перерасчета и возвращения незаконно начисленных сумм. Помогите разобраться с этим вопросом», — обратился А. Юлдашев.
По его словам, об этой проблеме в надежде на помощь он письменно уведомил ряд государственных ведомств. Переписка достигла внушительных оборотов. Однако тариф до окончания отопительного сезона так и не изменился.
Про местную теплоэлектроцентраль с ее многочисленными проблемами, хроническими долгами, регулярными авариями и скандалами не писали и не рассказывали в эфире разве что самые ленивые СМИ. Предприятие лихорадит уже много лет, а попытки местных властей организовать стабильную работу гиганта не приносят успеха. Немалые деньги на ее содержание из госбюджета уходят, как в прорву, однако жалобы населения именно на ее работу постоянно на слуху. Понятное дело, что на эмоциях воплотить в жизнь даже самую благородную цель, а она у А. Юлдашева именно такая, не получится. Но разобраться, почему сложилась такая ситуация, а заодно и поговорить о нынешнем состоянии ТЭЦ и ее будущем, перспективах нового отопительного сезона, как раз самое время.
Оказалось, что адресат претензий А. Юлдашева — ГКП «Кентау сервис» — не согласился с указанным временным компенсирующим тарифом и в январе этого года обжаловал его в Специализированном межрайонном экономическом суде (СМЭС) Туркестанской области. На время судебного разбирательства действие приказа департамента было приостановлено.
Затронув тему тарифов на тепло, А. Юлдашев таким образом в очередной раз привлек внимание к судьбе самой ТЭЦ-5. Директор предприятия С. Дауылбаев к депутатскому запросу подошел взвешенно и сразу же вышел на связь.
«Мы не просто так взялись оспаривать в суде компенсирующий тариф. Департамент не учел, что нашим предприятием ранее уже была возвращена потребителю разница в сумме 868 миллионов 283 тысячи тенге. Не был принят во внимание вопрос повышения стоимости угля как стратегического товара в сумме один миллиард 139 миллионов тенге, а также необходимость повышения зарплаты нашим сотрудникам. Я уже не говорю про необходимость проведения модернизации и ремонта.
В декабре 2020 года на совещании под председательством руководителя управления энергетики и коммунального хозяйства с участием руководства антимонопольного ведомства была достигнута договоренность, что пока идет судебное разбирательство, ГКП «Кентау сервис» станет начислять тариф на тепло по 103 тенге, хотя, согласно приказу № 93 ОД от 31.08.2017 года, должны были начислять по 153 тенге. По итогам совещания 4 декабря был утвержден соответствующий приказ № 307.
В настоящее время на наше предприятие наложено сразу несколько штрафов. По предписанию департамента в связи с полученным в 2011-2019 годах доходом в сумме 1 млрд. 308 млн. тенге, выделенных из бюджета для закупа угля, мы должны заплатить административный штраф в сумме 130 млн. тенге. В настоящее время вынесено решение межрайонного экономического суда по Туркестанской области за № 5165-21-00-2/107 іс от 30.03.2021 года в пользу департамента. Департамент предупредил о возможном перерасчете компенсирующего тарифа с 51,70 тенге до 0. И считаем, что ТЭЦ – банкрот!
В декабре 2020-го и в январе этого года экологи проверили выбросы вредных веществ в окружающую среду, где по итогам проверки имеется превышение нормативных показателей, и предприятие должно возместить ущерб на сумму почти в миллиард тенге. Ситуация сложилась, мягко говоря, критическая. Мы в двух шагах от банкротства.
Когда сравнивают Кентаускую ТЭЦ и шымкентскую, я не устаю повторять о некорректности подобных сравнений. Миллионный мегаполис и небольшой моногород имеют разные весовые категории по многим показателям. В первую очередь, экономическим. В Кентау теплоэлектроцентраль возвращена в государственную собственность 10 лет назад после неоднократной смены собственников. Наши тарифы одни из самых низких в Казахстане. Разница между тарифом физических и юридических лиц в Кентау — 100 тенге. Для сравнения: разница в Шымкенте в 3-4 раза. Деньги, которые выделяются из государственного бюджета и рассматриваются департаментом как доход, тратятся на покупку угля для завершения качественного отопительного периода.
И профильное министерство, и акиматы области и города держат решение текущих проблем ТЭЦ на контроле. Для недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций и предотвращения банкротства руководством предприятия представлена дорожная карта на 2021-2025 годы. В первую очередь мы говорим о необходимости расчета нового тарифа на тепло с учетом удорожания твердого топлива и частичного возврата расходов потребителю. После этого необходимо объявить мораторий на изменение тарифа на пять лет. Для проведения ремонтных работ основного оборудования, магистральных и внутриквартальных сетей, подготовки к новому отопительному сезону предприятию требуется около двух миллиардов тенге, а для бесперебойной работы с учетом всех расходов – около четырех миллиардов. Необходимо также приостановить оплату административных штрафов за ущерб экологии на пять лет, пока не будет произведен ремонт соответствующего оборудования», — сказал С. Дауылбаев.
— Сабит Арапович, это ж просто огромные деньги! Понимаю руководство нашей области, которое приняло решение об установке в жилом секторе Кентау автономных отопительных котлов.
— Со временем, быть может, мы придем к тому, что часть потребителей перейдет на новые системы отопления, то есть на природный газ. В данное время идут работы по газификации города. Первыми возможными отказниками от наших услуг, наверное, станут жители частного сектора, новостройки. А затем бюджетные организации, где установят газовые котлы. Но после планомерного решения всех вопросов 342 многоэтажных жилых дома мы обязаны обеспечить тепловой энергией, для их отопления пока альтернативы теплоэлектроцентрали нет.
Понимаю, что речь идет об огромных денежных средствах и местному бюджету не потянуть такие затраты. Именно поэтому мы обратились за помощью в профильное министерство о содействии в выделении бюджетных средств из республиканского бюджета. 23 марта 2021 года на ТЭЦ-5 побывала рабочая группа во главе с председателем Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК А. Шангитбаевым, его заместителем Д. Алиакпаровым и руководителем территориального департамента по Туркестанской области Б. Алимкуловым.
— Какой самый главный вопрос был поставлен?
— Необходимость капитального ремонта в этом году трех энергетических котлов, замена изношенных магистральных сетей и другие виды работ. На решение накопленных проблем требуется около двух миллиардов тенге.
Хочу отметить, что в целом ТЭЦ-5 провела отопительный период без технических нарушений, но из-за погодных условий 13 марта 2021 года отопление было вынужденно остановлено в связи с разрушением опоры высоковольтной линии, находящейся на балансе ТОО «Оңтүстік Жарық Транзит», на электрической линии ТЭЦ-5. В течение суток неисправность была устранена.
В данный момент все вопросы находятся на контроле руководителя территориального департамента Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК по Туркестанской области Б. Алимкулова, акимата города Кентау, акимата Туркестанской области, управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Туркестанской области.
На просьбу прокомментировать ситуацию по телефону Б. Алимкулов пояснил следующее: «Я сам неоднократно выезжал в Кентау. Ситуация на ТЭЦ действительно критическая и требует оперативного решения. В силу своих полномочий государственные ведомства своими решениями и проверками преследуют каждый свою цель, а в итоге все вместе просто убивают ТЭЦ. Думаю, что это происходит из-за отсутствия у заинтересованных сторон четких целей и договоренностей, понимания механизмов выхода из тупика, координации. Предприятию нужно котлы ремонтировать, а ему грозят штрафными санкциями, нужно зарплату персоналу повышать, а ему понижают тариф. Хорошо, что есть понимание необходимости сесть за стол переговоров, чтобы прояснить будущее Кентауской ТЭЦ. Готовится совещание с участием представителей целого ряда министерств и ведомств, областного акимата. Думаю, будут достигнуты соответствующие договоренности по решению текущих проблем».
Мною был подготовлен депутатский запрос в антимонопольное ведомство относительно возможного применения ГКП «Кентау сервис» названного выше компенсирующего тарифа для населения. Из официального ответа, подписанного руководителем ведомства К. Бейсеновым, следует, что 30.03.2021 года решением СМЭС отказано в удовлетворении искового заявления ГКП «Кентау сервис» в полном объеме. Соответственно, приказ департамента оставлен в силе без изменений. Если не будет подана апелляционная жалоба, то указанное решение СМЭС вступит в силу 30.04.2021 года, то есть после окончания отопительного сезона.
«На основании вышеизложенного в текущем отопительном сезоне ГКП «Кентау сервис» не применит временный компенсирующий тариф, утвержденный приказом департамента от 30.09.2020 года № 78-ОД.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 16) пункта 2 статьи 26 Закона РК «О естественных монополиях» к 01.05.2021 года в департамент поступит отчет ГКП «Кентау сервис» об исполнении тарифной сметы и инвестиционной программы за 2020 год, по итогам его анализа возможно изменение сумм (в сторону увеличения), подлежащих возврату потребителям.
На основании изложенного департамент полагает, что в отопительном сезоне 2021-2022 тарифы на регулируемые услуги ГКП «Кентау сервис» будут снижены в соответствии с приказом департамента от 30.09.2020 года № 78-ОД», — говорится в ответе.
Сказано и о результатах проведенной по обращению А. Юлдашева внеплановой проверке деятельности предприятия. По ее итогам возбуждено три административных производства. На сегодня их рассматривает Кентауский городской суд.
Ответ департамента дает надежду городским потребителям на то, что в следующем отопительном сезоне перерасчет тарифа на тепло в сторону уменьшения все-таки случится. Тем более что, по словам директора ГКП «Кентау сервис» С. Дауылбаева, подавать апелляционную жалобу никто не намерен.
Что касается будущего самой горемычной ТЭЦ, сегодня оно угадывается с трудом. Точнее, с беспокойством и тревогой за судьбу одного из уникальных в своем роде предприятий нашей страны.
М. Лимаренко
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!
Вот так нужно работать всем народным избранникам.