Долгий путь
Путь к этому был долог и тернист. От принципиального решения — надо строить — до утверждения технико-экономического обоснования прошло больше года. Строительство планируют начать в 2021 и завершить в 2023 году. Пока Комитет автодорог РК официально не назвал инвестора и не озвучил стоимость всего проекта. Предполагается построить участок без привлечения государственных финансовых средств с передачей его в концессию. Правительством РК принято решение о строительстве еще одного участка южного радиуса транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай — объезда города Сарыагаша. Сроки еще не определены.
«Юго-западный объезд, — поясняет директор ТОО «Шымкент Каздорпроект» О. Бычков, — проходит по территории нескольких административных единиц. Поэтому вопросы отвода земель потребовали определенного времени. Сама процедура государственной экспертизы сейчас по стандарту занимает 45-60 суток в зависимости от сложности проекта. Гораздо больше времени требуется для полноценного технико-экономического обоснования. Необходимо изначально предусмотреть все нюансы будущего строительства. Чтобы потом не было мучительно стыдно за собственную поспешность и не пришлось бесконечно корректировать готовый проект с учетом возникающих по ходу работ проблем. Надеемся, что нам это в должной мере удалось и строители не будут поминать нас недобрым словом. На выходе получился внушительный многотомник документации. Участок, по которому пройдет автодорога, сам по себе очень сложный. Это холмистая местность, изрезанная оврагами и сезонными ручьями, трасса соединяется с главной линией транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай на развязке у Шубар су с переходом через железнодорожную магистраль. Множество технических решений требовало согласования с местными властями и землевладельцами. Огромную помощь на этапе проектирования нам оказали акиматы Шымкента, Сайрамского и Ордабасинского районов, через территорию которых пройдет автодорога».
Для людей
С первых шагов проектирования специалисты «Каздорпроекта» привлекли к работе жителей прилегающих к полосе будущей автодороги населенных пунктов, арендаторов и владельцев сельхозугодий. Мониторинговая группа «Национальный аналитический информационный ресурс» приступила к полевым работам вместе с геодезистами и обеспечила не только информирование населения о воздействии проекта на экологию и социальную сферу, но и вовлекла его в активное участие в проектировании.
«Исходя из многолетнего опыта работы в проекте Западная Европа — Западный Китай, — рассказал руководитель группы мониторинга Б. Исалиев, — мы начали разъяснительную работу с местными жителями заранее. В том, чтобы максимально учесть потребности жителей окрестных сел и землепользователей, проявили большую заинтересованность и проектировщики. Лучше сразу согласовать все спорные моменты, чем потом вносить изменения в готовый проект. В ходе проектирования и строительства транспортного коридора сформировались совершенно новые отношения между местными сообществами, властями и непосредственными производителями работ. Установка нашего Президента — дорога для людей — стала реальностью для тысяч граждан Казахстана. Совместные усилия активистов гражданского общества, государственных органов, проектировщиков, строителей и международных институтов стали системными и в высшей степени результативными. Для этого потребовалась кропотливая работа и добрая воля всех участников. Многим пришлось поступиться на благо общего дела привычным комфортом и административным апломбом. Международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай принесет очень большую пользу экономике не только Казахстана, но и всех стран, по территории которых проходит автомагистраль, тем, кто будет пользоваться ею для транспортировки грузов, и тем, кто участвует в строительстве. Одна из главных задач — сделать так, чтобы реализация проекта не только не нанесла ущерба интересам людей, непосредственно живущих в полосе строительства, но и существенно улучшила качество их жизни. Люди это понимают и активно работают с нами».
Опыт
Юго-Западный автомобильный объезд Шымкента — важная составляющая общей сети автодорог, входящих в проект Нового Шелкового пути. Он свяжет южное направление с линией восток — запад и разгрузит областной центр от потока транзитного грузового транспорта, существенно сократит время в пути и, значит, снизит издержки. Без этого участка вся система международных автодорог, проходящих через нашу область, нормально функционировать не может.
«Проектирование было начато в феврале 2016 года, — говорит О. Бычков. — Учитывая объем и сложность работ, уложились в минимальные сроки. ТЭО — это почти половина дела. Следующий этап — детальная планировка участков и разработка проектно-сметной документации. Наш институт ведет сопровождение проектов до завершения строительства.
Нам изначально ставилась задача по возможности избежать больших изъятий земель под полосу автодороги и учесть интересы жителей. Автотрасса пройдет в основном по незаселенным территориям, только частично занимая земли сельхозназначения. Это в интересах государства, которое сейчас каждую тиынку считает и лишнего платить не будет, и в интересах людей, которые только выиграют от реализации проекта. Компенсации за изъятые под строительство участки рассчитываются с учетом всех факторов по единой методике. Этим будут заниматься акиматы. Отрадно, что случаи немотивированной упертости частных собственников при выкупе земли и строений встречаются все реже. Когда мы только начинали работу по транспортному коридору, нахлебались этого досыта. На юго-западном объезде только один господин потребовал за свое скромное имущество несуразную компенсацию. Подсчитали и решили, что дешевле и проще его владения просто обойти. Кто кому сделал хуже, пусть теперь сам думает. В остальном было полное взаимопонимание и немалая помощь нашим специалистам со стороны местных жителей.
Во многом благодаря тесному сотрудничеству с акиматами и жителями поселков можем гарантировать, что если и возникнет по ходу строительства необходимость в каких-то изменениях проекта, они будут минимальны. Тем более что пойдут за наш счет, в чем мы совсем не заинтересованы, подписав соответствующие гарантии заказчику — Комитету автодорог.
Главное, что мы получили за годы реализации проектов Нового Шелкового пути, кроме собственно хороших автодорог, — это опыт, который приобрели все участники от акимов и министров до экскаваторщиков. Большое дорожное строительство позволило хотя бы отчасти преодолеть кадровый кризис отрасли. Приобрели опыт современного строительства и наши компании. Уверен, в очень близком будущем строить автодороги у нас будут отечественные предприятия. Сейчас они успешно работают на субподрядах. Но это только начало».
На выбор
Юго-Западный объезд изначально задумывался как платная автодорога. Но это не так уж печально, если вспомнить, что правительство планирует сделать платным вообще все участки международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Это только вопрос времени и технических решений, которые сейчас обкатываются на автотрассе Астана — Боровое. Судя по официальным восторгам по поводу денежных поступлений с этой дороги, ценный опыт будут распространять по всей стране.
«Для жителей Шымкента и области, — объяснил О. Бычков, — это не составит проблемы. Во-первых, по действующим нормативам оплата за проезд для автовладельцев, проживающих в прилегающих к дороге населенных пунктах, почти символическая, во-вторых, имеется возможность альтернативного проезда по старой объездной автодороге через микрорайон «Казыгурт», проектом реконструкции которой мы сейчас занимаемся. Она будет значительно расширена и оборудована светофорами. Новая объездная предназначена для транзитного транспорта».
Игорь Лунин
фото автора