10 августа этого года в Казахстане впервые отметили новый праздник — День Абая, учрежденный Правительством нашей страны и приуроченный к 175-летнему юбилею великого казахского поэта.
Абай Кунанбаев — основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе ее сближения
с европейской на основе просвещенного ислама, композитор, просветитель, мыслитель и общественный деятель. Он оказал огромное влияние на развитие литературы Казахстана и стал одним из отцов-основателей казахского письменного литературного жанра.
В его наследие входят легендарные «Слова назидания», в которых он прямо и жестко указывает на недостатки людей, рассуждает о праведной жизни и необходимости получать знания.
Изучая биографию
Удивительно, но при жизни Абай опубликовал только несколько своих стихотворений. Лишь после смерти поэта, через пять лет в 1909 году, в Санкт-Петербурге была впервые издана книга его произведений. В этом важном историческом факте отдают должное первому абаеведу, выдающемуся сыну казахского народа, лидеру «Алашорды» Алихану Букейханову.
Самое первое поэтическое творение Абая — стихотворение «Кімекендепкеліп ем түйеқуған». Ему тогда было всего 10 лет. К ранним произведениям юного поэта относятся также «Йузи–рәушән» и «Физули, Шәмси». А вот творческий (не жизненный) путь великий поэт завершил в 1903 году. Последними его творениями стали «Жалын мен оттан жаралып», «Күйісбайға».
По разным оценкам специалистов, которые незначительно отличаются друг от друга, Абай за свою жизнь создал около 170 стихов, 56 переводов, 45 слов назиданий, три поэмы. Была и четвертая: это незавершенная работа «Уадим», где Абай в поэтической форме осуществлял перевод на казахский язык в свою очередь так же незавершенного романа «Вадим» великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.
Слова назидания, или «Қарасөздер», Абая, если рассматривать с точки зрения литературного жанра, можно отнести к эссеистике. Поэт свои 45 слов назиданий не нумеровал. Это было уже сделано при редакционной обработке собрания сочинений после смерти автора.
Слова назидания Абай писал на протяжении почти девяти лет. В 1890 году он написал первые два слова, а в 1898 году — 42-45 слова назидания.
Лексическая основа творений Абая свидетельствует о богатстве его литературного языка. Академик НАН РК, крупный ученый-языковед Абдуали Кайдаров отмечал, что в лексике Абая используется около шести тысяч слов!
Абай создал и выдающиеся, ставшие поистине народными музыкальные произведения. Он как композитор создал около двух десятков песен.
Талант Абая как переводчика литературных произведений связан с именами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина, Гете, Шиллера, Байрона. В свою очередь произведения великого поэта были переведены на более 60 языков народов мира!
Абай стоит у основания казахской письменной литературы. Но он также внес и другие новшества в казахскую поэзию. Можно с уверенностью утверждать, что он привнес в нее новые строфы: восьмистишие и шестистишие.
Долгие годы жизни Абай выполнял миссию судьи и законодателя. Он трижды был волостным: в 1886 году,
1875-1877-ых и в 1893-1896 годах. В промежутках между этими сроками он много лет выполнял функции бия.
В день рождения просветителя должно было пройти более 500 мероприятий по всей стране, большинство из которых отменили из-за пандемии. Несмотря на это, люди нашли способ в условиях карантина почтить память классика: на жилых домах во многих городах страны появились муралы с портретом писателя, были созданы сайты, где собрана информация о жизни и творчестве поэта. А для систематического изучения его творчества при Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева в Нур-Султане создана Академия Абая, которая координирует все научные исследования.
Абай писал не только стихи. Он высмеивал закостенелые обычаи и боролся за равноправие женщин. Широко известен своей просветительской деятельностью, его волновали положение простого народа, плачевная ситуация с образованием, средневековые обычаи, ставившие женщину в униженное положение. Одним из примеров является его работа над сводом законов под названием «Карамолинский устав». В нем, в частности, предлагается другой взгляд на аменгерство — закон, по которому вдову берет в жены родственник ее умершего мужа. Тогда считалось, что это правильная мера, так как женщине одной с детьми непросто выжить в суровой степи. Но Абай, наоборот, предлагал дать женщине право жить отдельно в том случае, если она не желает выходить замуж за аменгера. Писатель понимал, что право выбора — это то, что дается человеку с рождения и не может быть отнято.
Одно из самых известных лирических стихотворений Абая — «Зрачок глаз моих» («Көзімніңқарасы»). Поэт описывает душевные муки из-за неразделенной любви, называет себя «рабом страсти», который получает утешение, только найдя «жемчуг слов дорогих» для описания своей любви. Не случайно эта песня получила народную любовь, ее продолжают исполнять и сейчас.
Ты зрачок глаз моих,
Пламень душ золотых.
Сердцу мук не избыть,
Столь глубок шрам от них.
И мудрец весь седой,
Покачав головой,
Скажет: «Нет, средь живых
Не встречал я такой!»
Весь в слезах я брожу
И тоской исхожу,
Жемчуг слов дорогих
Для тебя нахожу.
В его стихах мужчина готов отдать все на алтарь любви ради своей красавицы, которую «не превзойдет никто».
В тебе — краса, внимание — в нас,
Вот правда вся,
что без прикрас.
От милой прелести твоей
Не отвести никак мне глаз.
Когда сойдемся к плоти плоть,
Когда жар губ твоих проймет,
Когда огонь, что жег меня,
Вдруг опалит и мой живот.
Когда я сердцем изнемог,
Когда конца не знать не смог.
Я — сокол тот, что коготь свой
Для лучшей жертвы приберег.
При этом писатель считал, что о чувствах можно узнать и без признаний, лишних слов: о любви расскажут глаза, взгляд.
Язык любви — язык без слов,
Глазами речь ведет любовь.
Тех, кто влюблен,
не сбить с пути.
Хоть верь мне или прекословь.
Глаза горят, прекрасен лик,
На глади щек рубинов блик,
И шея блеском, как ледник,
И лук бровей, и тонкость рук.
Когда бы время нам найти,
До ложа тесного дойти,
Закрыть глаза, с ума сойти,
И, разомлев, не ведать мук…
Как и любому мужчине Абаю были ведомы муки ревности. Говоря о выборе девушками мужчин, он считает, что «суд на деле жесток».
Нас, влюбленных, не счесть.
Кто же милый твой есть?
Ты прости, я не смог
Толком речь произнесть.
Где-то ходишь, маня…
В тебе столько огня!
Неуемный твой смех
Покоряет меня!
Каждый верит в успех,
Ты желанна для всех.
Моей бедной душе
Нет покоя вовек…
Еще интереснее в контексте воспринимается стихотворение «Ах, что за жребий ждет меня?». В нем Абай указывает, что супружество еще не является гарантией любви. При этом поэтический герой уговаривает неверную супружницу вернуться, описывая, как его «верное сердце» страдает во тьме. Но, возможно, основная мысль стихотворения заложена в конце, где поэт пишет, что «твой взгляд ведь мне ни разу не подарил огня».
…Твой взгляд ведь мне ни разу
Не подарил огня.
Ты не вернулась и, меня
Ища, не кликала к себе.
Горячей крови
Нет в тебе.
Прощай!
Ты слышишь ли мой стон?
Увы, не любишь ты меня!
Твоим сияющим лицом
И телом, пышущим огнем,
Велел Аллах
Мне наслаждаться
Лишь в мечтах.
Неблагосклонностью казня.
Стрелу метнула ты в меня
Слепую — Бог судья тебе.
Но знай: никто в своей судьбе
Не волен, твой неверный шаг —
На справедливости весах.
Не будет он никем прощен
До рокового смерти дня!
Впрочем, и любовь, по мнению гениального поэта, не вечна. И даже брак, основанный на любви, не гарантирует ее сохранение.
Порой строптивая душа
К любви взовет, бедняжка!
Страстей и мук испить спеша,
Забьется сердце тяжко.
Пережитое, бремя лет
Не гасят жар сердечный.
Любовь — извечно жизни цвет,
Но и она не вечна.
А без любви твой друг — тщета,
Нет худшего на свете.
И не вздыхай, что жизнь пуста:
Есть друг, жена и дети.
Но в друге истинном найдешь
Ты то, что сердцу надо.
Корысть, тщеславие — все ложь,
Без друга нет отрады.
Кроме того, поэт в своих стихах четко разделяет низменное и высокое — страсть и любовь. За любовь стоит умирать, а страсть — это похоть.
Пути различны у любви
и страсти.
Земная страсть — у похоти
во власти.
Любимая! Прекрасней нет
на свете!
Пусть я умру, но ты живи
и здравствуй!
Моей душе блаженства ты дарила.
Сияй, мой свет, не прячь
улыбки милой!
Пусть говорят, что нет
на вкус мерила,
Ты целый мир красою покорила!
Любовь придет, собою
не владеешь,
Как в лихорадке, истощав,
худеешь.
Отчаявшись, трясешься,
как в ознобе,
Надеясь, снова — и горишь, и млеешь.
Впрочем, не осуждает поэт и поддавшихся страсти, ставших «невольными над своим сердцем».
В ночи приутихшей Луна,
В воде отражаясь, дрожит.
В логу за аулом бурна
Река, разливаясь, бежит.
Где шепот листвы под луной,
Едва ли уловит твой слух,
Где пыли не видно земной
Под зеленью буйной вокруг.
Где окриков, лая разгул
С гор эхо доносит скорей,
Ты вспомни, как шел за аул,
Чтоб встретиться
с милой своей.
Нежна, не противясь ни в чем,
На что бы ее ни обрек,
Волнуясь, дыша горячо,
В плену у напрасных тревог.
Над сердцем своим не вольна,
Дар речи теряя с тобой,
К груди твоей льнула она,
Отдавшись тебе с головой.
Возможно, один из примеров любви на всю жизнь — это стихи Абая про храброго джигита, отправившегося наказать врага. Его невеста в это время тоскует и ночи напролет готовит свадебный наряд.
Но спешкой, милая моя,
Тебе не тронуть Бога.
Сомнений горьких не тая,
Я за тебя в тревоге.
Джигит, задетый
пулей в грудь,
Погиб во имя чести.
И если он успел вздохнуть,
То только о невесте.
Беда коль косит всех подряд,
Узнавши о кончине.
Надев, как саван, свой наряд,
Она ушла в пучину.
Ушла туда, к своей мечте,
Где каждый смертный вечен.
Но как сказал ей в суете,
Что там возможна встреча.
Ушла искать свою любовь
Без страха и испуга.
Но если встретятся
там вновь,
Им не узнать друг друга.
В стихах Абая многогранно отражаются сложнейшие отношения мужчин и женщин. В то непростое время он не боялся осуждения общества и открыто говорил о своих чувствах, пытался отразить душевные переживания, показывал трагедию, которая равным образом задевает влюбленных — мужчин и женщин.
Он так говорил и думал…
Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.
Знать русский язык — значит открыть глаза на мир.
Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.
Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.
Безвреден, кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
Высокая должность – все равно что высокая скала. На нее и неторопливая змея вползет, и быстрокрылый сокол взмоет. Недоброжелатели начинают хвалить тех, кто еще не достиг вершины, а эти, легковерные, радуются их словам.
Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Кому из нас не приходилось бывать в беде? Теряет надежду только слабый. Верно, что в мире нет ничего неизменного, но ведь и зло не вечно. Разве после суровой зимы не приходит полноводная цветущая весна?
Воспитай волю — это броня, сохраняющая разум.
Страницу подготовила Юлия ПАВЛОВА
Осы