«Пусть сначала партийцы своих жен откроют!»

2 Мар 2022 17:28
Количество просмотров: 1284

Женщины к своему равноправию с мужчинами шли сотни лет. Начало положили американские труженицы Нью-Йорка, вышедшие на демонстрацию с требованием сокращения рабочего дня, увеличения заработной платы, предоставления права голоса. 

А в августе 1910 года германские социал-демократки Клара Цеткин и Роза Люксембург, участники конференции в Копенгагене, предложили учредить международный день борьбы за женское равноправие и эмансипацию. Около ста участниц из 17 стран мира единогласно поддержали идею, которую отдают все- таки Кларе Цеткин.

В Российской империи поддержали предложение немецких товарищей.

23 февраля, а по новому стилю 8 марта 1917 года, начались забастовки работниц ткацких фабрик Выборга. Женщины шли на демонстрации с требованием: «Хлеба и мира!» Движение переросло в революцию.

В документах Государственного архива общественно-политической истории Туркестанской области хранятся документы, повествующие о том, что движение за равноправие женщин началось в наших краях с 20-ых годов прошлого столетия.

Специфика Средней Азии усложняла процесс равноправия. В рассекреченной спецсводке №1 ОГПУ по КССР сообщается, что в Сыр-Дарьинском округе создана специальная комиссия по борьбе с паранджой (волосяная сетка на лице, без которой мусульманки не появлялись среди посторонних – авт.) для проведения в течение трех месяцев мероприятий «по открытию лица». Намеченная работа должна была вестись среди узбечек Туркестана, Сузака, Манкента, Сайрама, Аулие-Аты, Келеса, Мерке, старого Чимкента и других населенных пунктов.

В перечне мероприятий значилась «демонстрация трудящихся с требованием закона, запрещающего носить паранджу».

Мужчины-мусульмане были против этого движения.

Вот что свидетельствует один из архивных документов: «В чайхане Чимкента собрались муллы. И мулла Дада Мухамедов сказал: «Власть установила отобрать у меня три мечети, а у русских одну церковь. Я был в Ташкенте, и неделю не видел открытой узбечки. Остается вывод: всех дочерей от 10 лет отдать замуж, чтобы их не испортили».

20 января 1929 года в кишлаке Сайрам на собрании партячейки произошло снятие паранджи с жен партийцев. Снятие проходило под лозунгом: «Пусть уничтожится эта проклятая темнота – паранджа, угнетавшая женщин Востока веками!» Сняла паранджу Абдуллаходжаева. Ее примеру последовали еще семь жен партийцев и две батрачки.

Снять паранджу, разумеется, было серьезным поступком в связи с тем, что мужья этому сопротивлялись, требуя, чтобы сначала лицо открыли жены партийцев. И это происходило прилюдно.

Но не менее серьезным было и обучение мусульманок грамоте. 1 августа 1926 года была проведена губернская беспартийная женская конференция, где ставился вопрос о создании женских клубов, открытии красных юрт, школ- ликбезов.

В Чимкенте было организовано пять таких школ с охватом 210 учащихся. В них учились 82 казашки, 36 узбечек, остальные — ученики немусульманской национальности.

Власть на ликвидацию безграмотности в красных юртах выделила 2500 рублей: по 500 рублей на каждый уезд. Открывались для женщин клубы агрономов, ветеринаров, садоводства, бахчеводства.

Губженотдел создавал артели, чтобы «раскрепостить» женщин. В старой части Чимкента открыли женскую артель по изготовлению тюбетеек. Одна тюбетейка обходилась в три рубля, продавали по рублю, что обанкротило артель. Как отмечалось женотделом, «подорвали наш авторитет, к нам перестали ходить на собрания». Пусть это не вызывает улыбку. Участие в собраниях — это тоже было способом раскрепощения женщин, которые могли иногда высказывать свои предложения или же слушать, что говорят другие.Проводились конференции бессоюзных женщин, не охваченных комсомолом, партией и профсоюзом.

Активистка женского движения Чимкента Фатима Абдрашитова старалась привлечь как можно больше женщин в советы, руководящие органы: «Почему казашек нет в завах (то есть в начальниках – авт.). Потому что женщины быстро выходили замуж. Пока у нас есть только три девушки-казашки-инструкторы, которые могут быть завами». Мнение Ф. Абдрашитовой, что мешает вовлечению женщин в общественную жизнь: «Мало детского движения, отсутствует пионерский актив».

Обращали женотделы на работу здравоохранения и здоровье женщин. Была создана абортная комиссия, работа которой заключалась в разрешении абортов и «разъяснении таковых». Врач Быков читал лекции на эту тему и опубликовал в газете «Смычка» (прародительница газеты «Южный Казахстан»), как предохраняться…

8 марта женотдел Чимкента организовал для женщин пропагандистское мероприятие, на которое пришло население в 1300 человек. Показали инсценировку про аборт под названием «Суд над акушеркой».

Клара Цеткин и Роза Люксембург.

Были расклеены лозунги в честь 8 Марта. Но произошло еще одно важное событие в 1926 году – открыта врачебно-детская консультация в Чимкенте.

В этот же год 1 января объявили днем борьбы с калымом. Процветало также многоженство. За первый квартал 1935 года за получение калыма осудили 30 человек, за многоженство – 26, за вступление в брак с несовершеннолетними – 30. Один из документов архива свидетельствует, что в Кызыл-Кумском районе один гражданин продал свою сестру замуж за четыре тысячи рублей, а в Сайрамском мужчина имеет двух жен. Так что у женщин-активисток еще было много работы по искоренению бытовых пережитков.

Борьба с пережитками прошлого велась беспощадная. Раскрепощенная женщина Востока уже не боялась высказывать по этому поводу свое мнение с высоких трибун, но и говорить на производственные темы. Звеньевая Усманова из колхоза «Коммуна» Туркестанского района стала орденоносцем. В Москве с ней беседовал сам товарищ Сталин. Она пожаловалась ему, что воды для полива хлопчатника не хватает, а так она смогла бы получать с гектара по 40 центнеров.

8 марта 1936 года в Чимкенте прошло торжественное заседание в честь Международного женского дня. На нем выступила колхозница колхоза «III Интернационал» Головкина, которая сказала, что с подругами берет на себя обязательство работать лучше, чем в 1935 году. «Будем драться за перевыполнение плана хлопка, — сказала она. — Дадим не менее 15 центнеров с гектара. Умножим ряды стахановцев».

Но поскольку к этому времени в стране, как будто построившей социализм, до сих пор не все были грамотными, колхозница от имени своих подруг обещала ликвидировать неграмотность к концу 1936 года. И еще принародно вызвала на соревнование женщин колхоза им. Ленина Кататского аулсовета. Арбитром в соревновании обещал стать шефствующий над ними горкомхоз Чимкента. Правлению колхоза Головкина дала задание: построить детсад не позднее 1 апреля 1936 года. Председатель правления Ежов поддержал колхозницу, поставив свою подпись под протоколом.

Женщины почувствовали свободу и стали диктовать мужчинам свои условия. А мужчины радовались, что как много и ответственно трудится на производстве «прекрасная половина человечества». «Я была отсталая, угнетенная женщина, — сказала товарищ Каракулова на собрании в честь 8 Марта. — А теперь я председатель сельсовета Чаяновского района. Пока у нас 125 человек неграмотных, но это поправимо».

Во время Великой Отечественной войны женщины заменили мужчин, ушедших на фронт бороться с захватчиками. И честно ковали Победу в тылу.

Нынешняя женщина – просвещенная и независимая. Представить в далекие 20-ые годы, что это произойдет, было невозможно. Однако даже в предпраздничные дни, когда весна и все вокруг расцветает, ты ждешь на 8 Марта нежные слова от любимых мужчин, стоит признать: борьбу с пережитками прошлого, насилием над женщиной надо продолжать. И это подтвердила бы Фатима Абдрашитова, много лет занимающаяся женскими вопросами. Еще не все мужчины перевоспитаны.

Ну а пока с праздником, дорогие подруги! Хотели мужики или нет, но назвали нас прекрасной половиной человечества. Тут они были правы!

 

 

Людмила Ковалева

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *