Автобусы новой компании-перевозчика вышли на маршруты Туркестана в марте этого года. За несколько месяцев горожане получили возможность увидеть, как должен работать общественный транспорт. Алматинская компания «Техпрофавто» по итогам тендера получила три маршрута.
30 автобусов самаркандской сборки приятно удивили туркестанцев уровнем комфорта и четким соблюдением графиков движения.
«Вообще-то до сих пор мы нашим общественным транспортом были довольны, — говорит жительница Туркестана Буниса М. — По сравнению с Шымкентом у нас был просто образцовый порядок. Так все думали, пока не с чем было сравнить. Теперь на маршрутах в новом городе можем оценить совершенно другой уровень работы автобусов. От кондиционеров в салонах до удобной оплаты проезда. Наконец, главное — автобусы в районе новостроек ходят, строго выдерживая указанные в графиках интервалы движения. Стало намного удобнее перемещаться».
Недостижимый для Шымкента порядок на линиях и работа до 21 часа оказались вполне осуществимы в Туркестане. Правда, силами приезжих специалистов. Алматинцам удалось отучить наших водителей от привычных гонок на маршрутах и прочих вредных привычек. Некоторыми секретами организации труда они поделились.
«Все не так уж сложно, — говорит начальник службы эксплуатации ТОО «Техпрофавто» Р. Жолаев. — Наши водители получают фиксированную зарплату, а не процент с выручки за день. В езде наперегонки и охоте за пассажирами у них нет необходимости. Для удобства пассажиров предусмотрено 18 видов оплаты проезда, в том числе банковскими картами. Есть возможность подзарядки мобильных телефонов и смартфонов, работают системы видеонаблюдения. Первая партия — из 30 машин с дизельными двигателями. Это вынужденный выбор. Мы бы предпочли автобусы, работающие на газе, но в Туркестане нет возможности их заправлять. Пока. Дальше будем смотреть на развитие инфраструктуры АЗС.
Особых проблем с вхождением на рынок пассажирских перевозок Туркестана у нас не было. С властями города полное взаимопонимание и конструктивное сотрудничество. Текущие вопросы отдел транспорта акимата решает оперативно, в рабочем порядке. Пассажиры, судя по отзывам, за которыми мы внимательно следим, нашей работой довольны. Хотя некоторые привычки туркестанцев пришлось преодолевать. Здесь было принято оплачивать проезд не по посадке в автобус, как в других городах, а по факту проезда — на выходе. Как нам объяснили старожилы, такой порядок был вынужденно оправдан: ходили старые машины, не всякая дотянет до конца маршрута. Довольно быстро удалось убедить пассажиров в том, что с нашими автобусами таких проблем не возникнет.
Сейчас мы арендуем производственную базу. Машины находятся на гарантийном обслуживании, так что в их техническом состоянии и безопасности пассажиров мы уверены. Решаем с акиматом города вопрос о выделении земельного участка, где будем строить собственный автопарк со всеми техническими службами.
Пришли сюда мы всерьез и, надеемся, надолго. Скромные объемы перевозок на первом этапе нас не смущают. Внимательно изучили концепцию развития города до 2050 года, планируем расти вместе с ним».
В отделе транспорта туркестанского акимата первый опыт работы с новой пассажирской компанией оценивают положительно. Благодаря ее приходу организация пассажирских перевозок в городе выходит на качественно новый уровень. Продолжение сотрудничества будет зависеть от решения вопроса субсидирования маршрутов. Пока, по оценкам специалистов, перевозчики работают в убыток.
«Сегодня в Туркестане работают две пассажирские компании, — говорит начальник отдела транспорта акимата г. Туркестана А. Оспан. — Наш старый, проверенный временем перевозчик «Туркестан жолаушы» — на 21 маршруте, а с весны этого года — «Техпрофавто» на трех. Конкуренции между ними пока нет. Новая компания выиграла тендер на новые маршруты. С ростом города и объемов перевозок пассажиров соперничество наверняка возникнет. Но городу здоровая конкуренция только на пользу. Уже сегодня приход новой компании с новым для Туркестана сервисом и иной организацией работы заставляет остальных подтягиваться под высокие стандарты.
Общественный транспорт убыточен по определению. Где-то больше, где-то меньше, но зарабатывать только на оплате проезда пассажирами компании-перевозчики не могут. В Казахстане нет самоокупаемых маршрутов городского транспорта. Даже в таких крупных городах, как Нур-Султан, Алматы, Караганда и Шымкент, внутренние пассажироперевозки дотируются из городских бюджетов. Чтобы хотя бы окупать расходы, нужно в разы поднимать стоимость проезда, а это сделает городской общественный транспорт недоступным для горожан.
Вопрос размеров субсидий непростой, и решается он не волевым решением акима. Заявка на субсидирование трех маршрутов, обслуживаемых «Техпрофавто», проходит установленные процедуры. Все необходимые документы компания предоставила. Так что вопрос начала выплат только вопрос времени. Это не бюрократия, а требования закона.
«Туркестан жолаушы» внедряет электронное билетирование. Это необходимое условие для расчета субсидий. На основании данных электронного учета доходов компаний-перевозчиков и их документально подтвержденных доходов рассчитываются размеры субсидий по маршрутам. Средства на это в бюджете города заложены».
Игорь Лунин
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!