В Казахстане сельские школы с прошлого года оснащают классами для робототехники. Отечественные педагоги прошли курс повышения квалификации «Основы программирования и робототехники», каждая школа обеспечена учебно-методическими материалами.
В Ордабасинском районе такие кабинеты появились сразу в нескольких образовательных учреждениях. Чему уже научились школьники, смогли узнать гости выставки, организованной в Доме культуры в селе Темирлан. Внимание посетителей сразу же привлек робот, который ловко выбивал асыки. Девятиклассник из школы села Торткуль К. Кенесбек, который его сконструировал, признался, что сам с детства любит играть в асыки. Поэтому решил популяризировать эту национальную игру с помощью робота, который двигается строго по заданной траектории и очень метко сбивает асыки.
«Асык ату — одна из древнейших игр кочевников. По мнению ученых-этнографов, она появилась на территории Казахстана еще в первом тысячелетии до нашей эры и связана с животноводством и охотой. Возрастного ценза для участия в игре нет: соревноваться на меткость могут и школьники, и пенсионеры. Два года назад национальная игра асык ату была включена в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, — рассказал Куаныш. — Чтобы играть в асыки, не нужно дорогого снаряжения, сложной экипировки и особых условий. Главное — вооружиться косточками коленного сустава животных (чаще мелкого рогатого скота: барашка или козы) и иметь свободную площадку, где можно их расставить. Нужно популяризировать эту игру в школах, чтобы дети разминались на переменах, выбивая асыки. Асык ату полезен для здоровья, ведь за одну игру каждый игрок тратит энергию как на двухкилометровой пробежке. В игре задействованы все части тела, а главное — мышцы глаз, так как приходится целиться в кость с расстояния пяти-семи метров. Дети развиваются не только физически, но и учатся терпению, считать, соревноваться, работать в команде. Это пока мой первый робот. Но я, надеюсь, что их будет немало. В будущем хочу связать свою жизнь именно с робототехникой».
С помощью 3D-принтера ученики и педагоги школы «Байтерек» села Темирлан изготовили макеты аэропорта, который, по их мнению, обязательно должен появиться когда-нибудь в Ордабасинском районе, и детской игровой площадки.
Оборудование для кабинета роботехники школа получила в январе этого года, сегодня от желающих в нем заниматься нет отбоя.
На распечатку одного изделия на 3D-принтере, по словам учителей, уходит как минимум восемь часов. Но прежде составляется специальная программа.
Больших успехов мечтает добиться в будущем и ученик седьмого класса из школы «Зерде» села Шубарсу Ж. Пердебай. Жанасылу часто дарили различные конструкторы, умение их собирать ему очень пригодилось.
Настоящий поединок устроили роботы-сумоисты, собранные учениками школы-гимназии им. Ч. Валиханова. Еще гости выставки увидели робота, который фасует мячи по цвету и размеру.
Организаторы выставки уверены: если детям дать доступ к современным технологиям, то они способны предлагать прорывные решения, двигать нашу страну вперед, стать молодыми и успешными профессионалами в сфере высоких технологий.
Робототехника — это перспективное направление будущего, а главный плюс этой дисциплины в том, что занятия не только приносят пользу в плане образования, но и сильно затягивают, увлекают детей. Конструирование роботов часто становится хобби, а затем и делом всей жизни, профессией. Создание роботов — это техническое творчество, лучший старт в развитии изобретательской и конструкторской деятельности. На занятиях ученики осваивают базовые знания механики, схемо- и электротехники, моделирования и программирования.
В процессе создания «умных» механизмов дети развивают воображение, внимательность, усердие, учатся эффективно взаимодействовать в команде. Ученик проходит увлекательный путь от азов к сложным процессам: сначала участвует в проектировании, затем в моделировании, программировании, сборке и запуске робота.
Салтанат Абдижаппарова
Фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!