Министерство образования и науки РК с нового учебного года планирует ротацию директоров школ
Пока, слава Богу и авторам очередной инновации, только в пределах одного населенного пункта. Зато через каждые три года. Эдакие директора-вахтовики. Профсоюзные активисты и представители педагогической общественности Шымкента считают, что новшество, мягко говоря, не продумано. «Ничто так не отвлекает команду от спасения тонущего корабля, как выборы нового капитана». Народное наблюдение.
Главный вопрос
«Зачем? Смысл этой инновации широкой педагогической и родительской общественности непонятен, — недоумевает председатель Шымкентской городской организации Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки Лариса Тургинбаева. — Лет десять назад очередной министр уже креативил с выборами директоров учреждений образования трудовыми коллективами. Разгул демократии предсказуемо обернулся полным хаосом. Но тогда это хотя бы делалось в формате пилотного проекта, а не сразу в масштабах всей страны! Теперь же министерство одним махом вводит ротацию всех руководителей учреждений школьного, внешкольного и профессионального образования.
Чем нового министра не устраивает действующая многоступенчатая система назначения директоров — непонятно. Необъяснима и поспешность, с которой министерство внедряет новшество.
На обсуждение и внесение предложений по проекту приказа министра было отпущено всего две недели».
Сам текст проекта, несмотря на то, что МОН более года анонсировал его разработку, носит явные следы спешки, а местами — юридической неосведомленности составителей.
Так, в качестве карательной меры для директоров, не желающих менять место работы каждые три года, предусмотрено расторжение с ними трудового договора на основании пункта 7 статьи 49 Трудового кодекса РК. Но если заглянуть в Кодекс, то эта норма предусматривает только отказ работника от продолжения трудовых отношений. Ничего более подходящего под свой очередной замысел министерские юристы в трудовом законодательстве не нашли. Что делать? Менять Кодекс в связи с новыми идеями?
«Мотивировка новшества, изложенная в проекте приказа, вынесенном на «обсуждение», выглядит как-то малоубедительно, — говорит Л. Тургинбаева. — Судите сами:
«Ротация проводится в следующих целях:
1) повышения эффективности деятельности организаций образования и качества образовательных услуг;
2) обеспечения эффективного использования профессионального потенциала и управленческого опыта первых руководителей;
3) профессионального развития и совершенствования управленческих компетенций первых руководителей;
4) предотвращения профессионального выгорания первых руководителей;
5) профилактики коррупционных правонарушений».
Цели и задачи ротации, сформулированные в общих фразах, примерно те же, что у только что завершенной в Шымкенте аттестации директоров. Так зачем нам этот стресс?
Оставим на совести безымянных авторов проекта утверждение, что общенациональный хаос в образовательных учреждениях на старте нового учебного года повысит эффективность их деятельности. Все, кто хотя бы немного знаком с азами управления, отлично понимают, что смена руководителей приведет только к неразберихе и полностью выключит директоров школ и других образовательных учреждений из учебного процесса. Им будет не до учебы. Нам мало было проблем, созданных карантином, в прошедшем учебном году? Создадим на ровном месте новые, чтобы жизнь детям и взрослым медом не казалась?
«Профессиональное развитие и совершенствование управленческих компетенций» первых руководителей обеспечивается системой подготовки и переподготовки кадров, которую можно и нужно совершенствовать. А перебрасывание директоров с места на место приведет только к системным сбоям в работе.
Что в МОН понимают под определением «профессиональное выгорание», понять сложно. Если накопленную с годами работы на одном месте усталость, то эту проблему каждый руководитель в состоянии решить сам. Ломать через колено систему управления всей сферой образования для этого совершенно излишне.
Профилактика коррупционных правонарушений?
В отраслевом министерстве действительно считают всех директоров образовательных организаций взяточниками и казнокрадами? Если так, то пора закрывать контору. А если «кто-то кое-где у нас порой», избавиться от таких кадров никто и ничто не мешает в рамках действующей системы управления. Не приходится сомневаться, что представленный проект ротации руководителей даст старт такому витку коррупции, после которого вся система образования долго не сможет прийти в себя».
На первый взгляд, рядовой административный вопрос — ротация руководителей учреждений образования — затронет настолько широкий круг людей (от самих директоров до родителей и учеников) и так отразится на образовательном процессе уже со следующего учебного года, что в одном из обращений в республиканский отраслевой профсоюз его назвали «контрольным выстрелом по системе образования страны» после прошлогодней дистанционки.
Шымкентская городская организация Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки вынуждена была обратиться в республиканскую организацию профсоюза.
По мнению наших профсоюзных активистов, шансы остановить очередную бессмысленную и беспощадную реформу системы образования невелики. Может, удастся хотя бы отложить. А там — или ишак, или падишах… Восток, знаете ли, дело не только тонкое, но еще и неторопливое.
Директорский корпус ожидаемо хранит молчание. Во всяком случае, официально на идею министерства устроить им веселую жизнь директора учреждений образования никак не отреагировали. Дело обычное: если профсоюзу удастся остановить каток реформ — хорошо. Не получится — будут решать вопросы индивидуально, в южных традициях.
Может, сначала на мышах?
МОН для экспериментов стоило бы ограничиться лабораторными мышами. Опыты над нашими детьми, продолжающиеся уже не первый год и ничего позитивного не приносящие, пора просто запретить.
Подписавшие письмо члены профсоюза уверены, что о пользе от ротации руководителей учреждений образования не может быть и речи. Вред же очевиден, и в среднесрочной перспективе приведет к хаосу в системе образования.
«Члены профсоюзного актива Шымкентской городской организации Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки, — говорит заместитель председателя Валентина Ващенко, — обратились в республиканский отраслевой профсоюз по многочисленным просьбам, заявлениям и ходатайствам руководителей организаций образования, педагогов, общественности. Они выражают серьезную озабоченность предстоящими нововведениями в системе образования.
Год бессмысленных и беспощадных экспериментов над детьми и взрослыми отечественные образовательные учреждения как-то пережили. Учителя, воспитатели, родители и ученики дружно выдохнули и замерли в ожидании, чем их удивят в новом учебном году. Министерство образования не заставило долго ждать.
Если с начала следующего учебного года планы ввести принудительную ротацию директоров государственных организаций образования будут претворены в жизнь, это нанесет огромный и трудно исправимый впоследствии урон системе образования.
Руководители в любой сфере, а в образовательных учреждениях в особенности, — штучный продукт. Директора школ и внешкольных учреждений десятилетиями накапливают опыт и совершенствуют свои профессиональные навыки, формируют сплоченные педагогические коллективы из высококвалифицированных педагогов. Так было при всех политических режимах и общественных формациях. Такая система доказала свою эффективность.
Главными принципами в этой сфере всегда были преемственность и обеспечение возможностей накопления управленческого и педагогического опыта с передачей его новым поколениям специалистов. Теперь же планируется произвольно менять местами руководителей как каких-нибудь вахтовиков!
Министр А. Аймагамбетов в недавнем интервью Казрадио ссылался на опыт ротации руководителей в казахско-турецких лицеях. Но это же образовательные учреждения совершенно иного уровня! Странно, что специалисты МОН не видят разницы. Да и масштабы совершенно несопоставимы.
Авторы этой странной идеи не понимают, что вслед за сменой руководителя вместе с ним непременно захочет уйти и большая часть коллектива? А новый неизбежно пожелает привести с собой свою команду. Мы это регулярно наблюдаем в системе госуправления, когда вслед за новым бастыком в регионе или министерстве высаживается целый десант его проверенных соратников. И это происходит, несмотря на все механизмы ротации, уже много лет вполне безуспешно применяемые в госаппарате.
Члены нашего профсоюза, руководители организаций образования, педагогическая общественность решительно возражают против предлагаемых министерством новаций в кадровой политике и считают, что они не только не обоснованы, но и противоречат как букве, так и духу отечественного законодательства, регулирующего сферу образования!»
Председателю Казахстанского
отраслевого профессионального союза
работников образования и науки
А. Мукашевой
Обращение
Шымкентской городской организации Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки
на проект приказа министра образования и науки РК «Об утверждении Правил проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования»
Члены профсоюзного актива Шымкентской городской организации Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки, рассмотрев Проект Правил, обращаются к Вам с открытым письмом.
Мы выражаем серьезную озабоченность предстоящими новаторскими нововведениями в системе образования. Проект Правил противоречит Трудовому кодексу РК, так как порядок проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования не предусмотрен Трудовым кодексом РК.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Трудового кодекса Республики Казахстан «запрещается включение в другие органы Республики Казахстан норм, регулирующих трудовые отношения… кроме случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РК».
Из чего следует, что нельзя их включать и в подзаконные акты, в том числе в Приказ МОН РК, так как Правила проведения ротации не предусмотрены Трудовым кодексом РК, в том числе и в ст. 139 Трудового кодекса РК (Гражданская служба).
В Закон РК «Об образовании» понятие «ротация» было включено недавно. Согласно ст.2 п.2 Трудового кодекса РК включение в другие законы Республики Казахстан норм, регулирующих трудовые отношения, запрещено, кроме случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РК. По иерархии нормативно-правовых актов Трудовой кодекс РК является первичным документом, нежели Закон РК «Об образовании». Из чего следует, что механизм внедрения института ротации должен быть предусмотрен Трудовым кодексом РК.
Кроме того, случаи расторжения трудового договора в связи с отказом работника от продолжения трудовых отношений строго регламентированы Трудовым кодексом РК, и в нем не предусмотрены ни ротация, ни случаи расторжения трудового договора в связи с отказом.
Считаем, что ротация невозможна без негативных последствий. Это ухудшит безопасность обучающихся, отрицательно отразится на трудоспособности коллектива педагогов в целом, так как за три года невозможно получить положительные результаты, каким бы блестящим менеджером ни был бы директор. Такая ротация может привести к массовым незаконным увольнениям директоров, в том числе тех, которые успешно справляются со своими должностными обязанностями, используют в работе многолетний опыт и налаженные деловые связи.
Обращаем внимание на тот факт, что «профессиональное развитие и совершенствование управленческих компетенций» первых руководителей обеспечивается системой повышения квалификации, а также подготовки и переподготовки кадров, которую можно и нужно совершенствовать. А перебрасывание директоров с места на место приведет только к сбоям в работе системы образования в целом.
Инициированный Министерством образования и науки РК институт менторства на сегодняшний день улучшил качественный состав первых руководителей организации образования.
«Школа молодого руководителя», программа «Лидер в системе образования», обобщение опыта лучших директоров школ – это практический инструментарий для руководителя любого уровня.
Мы считаем, что необходимо разработать четкие критерии механизма ротации первых руководителей, которые повышали бы мотивацию руководителя, но не давали возможность уходить от ответственности в выполнении задач, поставленных МОН РК по повышению качества системы образования перед руководителями слабого звена, для которых может появиться великолепная возможность пожинать плоды работы предшественника – директора более успешной школы, а ведь «человеческий капитал – основа модернизации».
Обращение принято на заседании профсоюзного актива 11.06.2021 года.
Игорь Лунин
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!
Единственным реальным министром была Ш. Беркимбаева остальные просто плохим чиновником были. Сейчас немедленно надо восстановить советскую систему образования : 76% процентов учебного материала перевести на интерактивный, 24% на СРС. И вузе надо перейти на этот принцип. Раздел «Механика » изучается всего 15 часов, а в советское время отводилось -90 час на лекцию по механике. Выпускник вуза не знает основные понятия по механике «инерция», «масса» и.т.д. Магистр ведет по 15 дисциплин и то по 1 часу в неделю каждую дисциплину. В советское время кандидат, доктор вел только свой предмет. Например, за семестр вел только один предмет «Механику», а второй семестр читал только «Молекулярную физику» но фундаментально, теоретическую физику уже не могут читать PhD, без фундаментальной науки невозможно подготовить специалиста. Вузы не могут показать живой физический опыт нет приборов на виртуальной нет результатов. Живая физика развивается реальными приборами: адронный коллайдер, телескоп Хаббла, полет в космос, всякие лаборатории где ученые экспериментируют. Ротация директоров школ , прием на работу через ЦОН, СОЧ, СОР, квалтесты, ЕНТ, введение и отмена Букваря и.т.д. это не реформы ,а «реформы». Сейчас без русской литературы невозможно написать дипломную, те более магистерскую, диссертации. А PhD просто издевательство над наукой: разве может докторант за 3 года открыть новое в науке и внедрить в производство? Нет. Поэтому мы плодим не ученых, а псевдоученых. Сейчас лекции не читаются — это же искусство сжатое в лекционный час . Надо профессионально заниматься делом а не «реформкой» .
Молодец! Правильно. Всё так и есть. Но никому нет до этого дела
Правительство 30 лет занимается ротацией Министров образования и теперь имеем то что имеем
Почему бы эксперимент с ротацией было не начать с областных управлений образования, запустив этот пилотный проект в их, более продвинутых коллективах … заодно бы поняли, что их первые руководители профессиональному выгоранию и коррупционным правонарушениям подвержены гораздо чаще, чем директора школ ими назначенные…
Образование такое какое хотят родители: на второй год никто остаётся по неуспеваемости т.к. по голове настучат за неуспеваемость и завучам и директору, переводные экзамены отменили, да и те что есть тоже иногда похожи на цирк, а если беспощадный контроль ввести, как в СССР, то полетят жалобы и акции протеста со стороны родителей учащихся, так что не надо жаловаться на то, что оценили не так, просто нужно критику принимать к сведению, а дети видят, как подрывают авторитет учителей, такие вот правдоискатели родители и другие кто вопит о плохом образовании — сделают вывод кто главнее и что оценка это статус родителей и ученика, а не его адекватная оценка знаний. Все об этом знают только молчат, как игроки в покер
Давно, ещё в советское время довелось работать в гор ОНО. Счёл постыдным там работать! Штат был раздут и, скажу прямо, больше половины просто бездельничали. Придумывали работу! Кому? Учителям! И, под соусом инноваций и пр улучшений качества работы учителей, только росло количество никому не нужной «документации», т.е. пустых бумажек, по количеству, не по содержанию (их никто никогда не читал). которых судилось «качество» работы учителей.
Исходя из своего опыта, считаю, с полным основанием, можно смело предположить, что аппарат МОН РК безобразно раздут, поэтому-то и стали возможны такие инновации! Группы бездельников имитируют свою нужность, свою активную, якобы, работу! Иного объяснения эта глупость не имеет.