С авто на велик!

9 Окт 2020 12:12
Количество просмотров: 1614

Тяжелая поступь велосипедизации юга

Похоже, что нас всерьез и надолго решили подсадить на велосипеды.

Одна из многочисленных инициатив прежнего акима Шымкента Г. Абдрахимова обрела второе дыхание. Первый подход был сделан с его благословения еще в 2016 году. Креативный аким даже попозировал для фото и видео верхом на самруковском велосипеде — подал пример горожанам и подчиненным.

В городе были установлены стоянки проката двухколесного транспорта, благополучно опустевшие с уходом Габидуллы Рахматуллаевича. Проблему дорожного движения с массовым участием новых для города транспортных средств решили по-шымкентски просто и гениально: превратили в велодорожки тротуары, нарисовали, где в голову пришло, соответствующую разметку и готово!

История вопроса

Пешеходов, как мы неоднократно отмечали, в нашем городе не любят, и как они должны были уживаться с велосипедистами — никого не интересовало. Главное — команду очередного акима выполнили в рекордно короткие сроки.

Дело шло весело. Была даже предпринята попытка пересадить на велосипеды часть патрульных полицейских. Помню, как мы неделю ловили и уговаривали попозировать для фоторепортажа пострадавших от полета мысли городских властей ребят в форме. Чувствовали полицейские на великах себя, как бы помягче выразиться, по-дурацки. В общем, с велополицией дело как-то не заладилось. С велодорожками тоже. Не знаю, сколько пешеходов стало на этом этапе заиками, но острых ощущений носящиеся по пешеходным дорожкам велосипедисты горожанам добавили щедро. В неменьшем замешательстве были водители. К пробкам, перманентному ремонту с перекрытием движения и прочим особенностям шымкентского быта все уже привыкли. А тут им добавили проблем с выплеснувшимися на улицы сотнями любителей здоровой и полезной езды, не очень разбирающимися в правилах дорожного движения, но зато очень маневренными и автомобилей не боящимися. Автомобилисты отвечали обструкцией и полным игнорированием новых участников движения.

фото с сайта yvision.kz

C исчезновением акима-поклонника велосипедов исчезли со стоянок двухколесные машины на педальной тяге. Об их судьбе история и новые городские власти умалчивают: деньги освоены — забудьте. К велосипедной теме власти Шымкента активно вернулись в 2019 году. Новый областной центр Туркестан тоже не смог остаться в стороне от этого прибыльного и общественно-полезного дела. По планам градостроителей там будет проложено более 12 км велодорожек. Равняемся на столицу. В Нур-Султане к 2023 году построят двести велодорожек. На сегодня их протяженность в столице 26 километров.

Параллельно участились случаи ДТП с участием велосипедистов. Неожиданно, правда?

По данным ДВД области, с начала года за нарушения правил дорожного движения, связанные с велосипедами, оштрафовано более 120 человек. С целью снижения числа ДТП и выявления нарушений правил дорожного движения сотрудники местной полицейской службы регулярно проводят профилактические и рейдовые мероприятия.

К сожалению всех честных велосипедистов, административные протоколы на них составляются по статье 615 КоАП РК «Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения». Они проходят по обезличенной категории «иные участники».
Ну и, как всегда в Шымкенте, дело строительства велодорожек поставлено сразу на широкую ногу. В начале сентября вспыхнул скандал вокруг прокладки специальных трасс для велосипедистов в дендропарке. В соцсетях быстро распространилась информация о том, что на это благое дело выделено аж полмиллиарда тенге. Руководитель городского управления строительства Е. Ахметов даже вынужден был дать подробные разъяснения прессе. Как чаще всего бывает с информацией «из сетей», на самом деле все оказалось не совсем так и вовсе иначе, чем на самом деле.

«458 миллионов тенге, — сообщил Е. Ахметов, — это общая стоимость проекта благоустройства дендропарка, и включает она в себя не только обустройство вело- и беговых дорожек, но и проведение освещения, установку беседок, скамеек, урн, разбивку цветников, посадку деревьев. Деньги выделены из республиканского бюджета. Проект разработан в 2018 году, подрядчик — ТОО «ПМК-7» — определен в начале 2019-го. Протяженность велодорожки — 6457, ширина — три метра. Технология такая же, как при строительстве автодороги. Ее полная стоимость — 134 миллиона тенге, включая многослойную насыпь, асфальтобетонное и резиновое покрытие. Велодорожка будет кольцевой.

500 метров приходится на детскую железную дорогу. Рельсы оставлены, в любой момент ими можно будет вновь пользоваться. Протяженность двухполосной беговой дорожки — 1,2 км, стоимость — 94 млн. тенге. Освещение обойдется почти в 100 миллионов тенге, запланирована установка 670 шестиметровых LED-столбов. Завершится реконструкция дендропарка в декабре с пятилетним гарантийным сроком. Основание — 15 сантиметров гравийно-песчаной смеси, затем — щебень, потом — асфальтовое покрытие. Сверху — покрытие цветной резиновой смесью. Сам километр стоит больших денег, поэтому для 6,5 километра 134 миллиона, считаю, хорошая цена».

Пресса и общественность подробными объяснениями удовлетворились.

В Алматы с прошлого года начали серьезно сокращать количество велодорожек на центральных улицах. От их изобилия и связанных с этим сложностей движения автотранспорта пострадал бизнес: по проспекту Кунаева закрылось 11 объектов малого и среднего бизнеса. В одном из торговых домов было 99 бутиков, из них закрылись 49. По Байтурсынова закрылись два объекта. В одном из зданий до введения велодорожек было 20 арендаторов, осталось 11.

Не беремся судить, много или мало 20 615 384 тенге (а не 76 млн. тенге, как сообщали бдительные завсегдатаи соцсетей) за один км велодорожки. На фоне стоимости километра наших автомобильных дорог или ежегодных расходов городского бюджета на перекладку тротуарной плитки и прочие украшательства центра города это выглядит вполне скромно.

О более насущных потребностях миллионного города говорят его жители.

«Если они хотят обустроить город, — советует городским властям А. Калыбек, инициировавший обсуждение «золотых велодорожек», — хотят обеспечить работой людей во время карантина, пусть приезжают к нам в микрорайон «Достык». У нас тут с вывозом мусора проблемы — раз в две недели. Антисанитария. С питьевой водой тоже проблема. Пусть приезжают сюда и работают. Перекапывать и переделывать все, что недавно было сделано, на это тратить бюджетные деньги как минимум глупо. Мы в этот дом переехали год назад, но никакого асфальта здесь не было. Камень, который разложили по улице, это наши соседи собрались вместе и засыпали. Акимата тут не было».

И таких примеров годами не решаемых первоочередных проблем мегаполиса можно приводить бесконечно.

Сколько стоит прокладка километра дорог для велосипедистов в Алматы, Нур-Султане, Туркестане и Шымкенте, где их строительство идет наиболее активно, выяснить пока не удалось. Как патриот своего города и области уверен — мы, как всегда, впереди. И впереди у нас, судя по серьезному замаху властей, еще многие километры велодорожек. Дорогих и не очень, хороших и разных.

Как велосипедисту выжить, а автомобилисту не сесть

Со временем настоящие велосипедисты, те, кто всерьез относится к этому виду транспорта, ПДД знает и чтит, выработали свод правил выживания в нашем «умном» городе для товарищей по движению и мирного сосуществования с автолюбителями.

Велосипедист с приличным стажем и активный пропагандист здорового образа жизни Г. Щербина советует:

«За время карантина на дорогах города появилось много двухколесного транспорта: велосипедов, скутеров, электросамокатов. Ими активно пользуются курьеры и спешащие на работу и по своим делам горожане.

В условиях мегаполиса на велосипедах передвигаться быстрее, чем на застревающих в пробках автомобилях. К тому же это экологически чистый транспорт, практически бесплатный и полезный для здоровья. Кто вынужденно пересел на два колеса, уже не вернется в авто. Люди вошли во вкус и продолжают покупать велосипеды. Это очень хорошо для города — снижается загазованность и загруженность улиц.

Если бы еще и автомобилисты это понимали! Но их массовое сознание не так легко перестроить. Для них мы на своих великах, скорее, досадное исключение, чем правило. Они нас рядом с собой не ждут, у них еще нет наработанных годами соответствующих навыков поведения. Они не ожидают, что по ровной дороге велосипед легко идет 30-40 км/ч, а на спуске разгоняется до 60. Тормозной путь велосипеда на скорости 40 км достигает 7-8 м. Зачастую водители нас просто не видят, несмотря на нашу яркую экипировку, катафоты и включенные фары. Многие не знают элементарных правил ПДД. Например, что при повороте направо они должны нас пропустить, что нельзя открывать двери, не посмотрев назад, что минимальный боковой интервал с велосипедом — 1 метр и прочие полезные положения, прописанные в ПДД.

Построить велодорожки по всему городу нереально, но нарисовать на асфальте белую полосу в метре от бордюров вполне возможно, благо все главные дороги расширили и места для этого хватит. Велополосы — самый дешевый вариант создания и расширения сети велосипедного сообщения. Они психологически дисциплинируют водителей. Заезжая на выделенку или паркуясь на ней, они уже будут осознавать, что нарушают ПДД под всевидящим оком видеокамер.

Правила мирного сосуществования водителей и велосипедистов не особо сложны. Необходимо, во-первых, соблюдать боковой интервал в 1,5 метра при обгоне велосипеда. Если такой возможности нет — сбавьте скорость и дождитесь расширения дороги. Да и нормальный велосипедист при возможности обязательно примет вправо. Поверьте, очень страшно, когда у тебя на колесе висит пара тонн железа. В общем, старайтесь держаться как можно дальше от велосипедистов. Они объезжают всевозможные колодцы и выбоины, а чайники могут просто не замечать, как они виляют на дороге с амплитудой в метр.

Во-вторых, смотрите в зеркало, поворачивая направо. В правое зеркало. На дорогах хватает неадекватных велосипедистов, которые пытаются пролететь справа от машины, поворачивающей направо. При столкновении пострадает и ваша машина, и велосипедист, но виноват будет водитель авто.

В-третьих, помните, что, съезжая на обочину или заезжая на парковку, вы должны уступить дорогу велосипедистам, двигающимся в попутном с вами направлении по краю проезжей части или обочине (пункт 4 раздела 8 ПДД РК).

В-четвертых, высаживая пассажиров, не забудьте, что кругом велосипедисты, а пассажир не приучен смотреть в зеркало, прежде чем открыть дверь. Скажите пассажирам, когда дверь можно открыть.

В-пятых, помните, что велосипеды бывают очень дорогие. Китайские велосипеды стоят 30-40 тысяч, но за порчу большинства MTB-байков, колесящих по дорогам, придется выложить не меньше 500 долларов. А если вам под колеса попадет шоссейный велосипед, то это минимум тысяча вечнозеленых. После столкновения с машиной велосипед обычно приходится выбрасывать. Оно вам надо?!

А пока… Каждый раз выезжая на велотренировку, стараюсь навести дома порядок — ну мало ли что…

К примеру, шуршу я недавно по главной дороге, в районе «Бекжана». Скорость — 35 км/ч. Со второстепенной, поймав окно между машинами и не заметив такую мелочь, как я, выскакивает автомобиль. Секунды — и мы с моим двухколесным другом уже раскиданы по всей проезжей части. В дорожной полиции меня успокоили: не я одна, в день в городе сбивают по 4-5 велосипедистов. И это только зарегистрированные случаи!»

1. Будьте заметны на дороге. Яркая одежда, фонари спереди и сзади. Самые доступные стоят около 3 000 тенге (передний и задний). Сама я езжу в ярком жилете с кучей светоотражающих элементов, но подойдет и просто сигнальный жилет (700 тенге в магазине «Светофор»).

2. Надевайте шлемы, в наших веломагазинах они от 6000 тенге, на «Алиэкспрессе» — от 4000, выбирайте с регулируемым размером, чтобы зимой надеть под него шапочку.

3. Внезапно открывающиеся двери авто — бич велосипедистов. Делайте крюк, спешивайтесь — только сохраняйте безопасную боковую дистанцию между автомобилем и вами. И если видите, что столкновение неизбежно — рулите не в сторону от авто. Угол двери наиболее опасен — вы попадете под колеса машины. Прижмитесь к машине — влететь в салон авто будет несколько комфортнее.

4. Не жмитесь к бордюрам, это не увеличит расстояние между вами и обгоняющими вас машинами, но лишит вас возможности маневра.

5. Ездите не по встречке, а по правой стороне дороги.

 

Игорь Лунин

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 комментария в “С авто на велик!

  1. Да, информация нужная, ее надо шире осветить, пришла уже пора.
    И вообще, было бы замечательно, если бы на улицах нашего города вместо коптящих груд железа сновали маленькие скутеры, как в странах Юго-Восточной Азии )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *