В период затяжного карантина коронавирус приучил многих из нас оплачивать покупки картой.
В Национальном банке Казахстане сообщили: в стране увеличилась доля безналичных операций в общей структуре от 39 % в аналогичном периоде 2019 года до 62 % в нынешнем.
Количество и объем безналичных операций в январе-апреле 2020 года составили 615,3 млн. транзакций на 7,6 трлн. тенге.
За аналогичный период прошлого года было проведено в два раза меньше операций.
Что такое безналичный расчет?
Это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. К этому виду платежей относятся расчеты платежными поручениями, по пластиковым картам, по аккредитивам, чеками и так далее.
Для интернет-магазина безналичный расчет — один из вариантов, который может выбрать покупатель в качестве оплаты. Чтобы при расчетах можно было использовать банковские карты, интернет-магазину необходимо зарегистрироваться в системе электронных платежей.
Для осуществления денежного оборота между интернет-магазином и банком необходимо подписание договора на интернет-эквайринг, в рамках которого банк открывает расчетный счет. На него в дальнейшем будут зачисляться денежные средства от покупателей, оплативших покупку при помощи банковской карты.
К безналичным расчетам относятся также расчеты электронными деньгами (Webmoney, Яндекс-Деньги, PayCash, CyberPlat и т. д.). Этот способ предусматривает первоначальную регистрацию продавца и покупателя в системе электронных платежей.
ВОЗ рекомендует пользоваться безналичным расчетом, поскольку банкноты могут стать переносчиками COVID-19.
Ученые считают, что деньги — это один из наиболее загрязненных предметов повседневного использования, а коронавирус может сохраняться на поверхности купюры до десяти дней. По этой причине бумажные деньги в Польше, Венгрии, Китае, Южной Корее и некоторых других странах из-за коронавируса помещают на карантин.
Отказаться от расчетов посредством бумажных денег невозможно, поэтому в некоторых странах предпринимают попытки их обеззараживания. Первым такую практику начал Центральный банк Китая. Местные коммерческие банки дезинфицируют купюры при помощи ультрафиолета или высокой температуры, после чего помещают их на карантин на 7-14 дней. В Венгрии ежедневно из оборота изымались банкноты на несколько миллиардов форинтов. Они в течение 14 дней хранились в закрытых контейнерах, а затем проходили через «тоннель», в котором поддерживали температуру 160-170 градусов. На тот же срок запирались в сейфах банкноты в Южной Корее.
«Толем» избавит от монет
Транспортную карту стоимостью 500 тенге внедряют в Шымкенте.
По информации местных властей, проект реализуется за счет инвестиций ТОО «QazSmartTrans». Ввод системы в эксплуатацию планируется в сентябре. Предлагаются четыре вида карточек: общедоступная, студенческая, школьная и бесплатная проездная. Компания пообещала бесплатно предоставить карты участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, награжденным медалью за доблестный труд, матерям-героиням, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», и инвалидам I группы по зрению.
Пассажирам предоставляется возможность оплатить проезд с помощью транспортной карты, SMS, QR-кода, смартфона (NFC). Кроме того, для учащихся предусматривается возможность оплаты в школьных столовых транспортной картой. Таким образом, в городе появляется еще одна возможность сократить способы наличной оплаты в пользу безналичной.
Топ-8 приложений РК
Через мобильные приложения сейчас можно многое: совершать онлайн-покупки, пополнять баланс телефона, проверять движение средств за любой период, оплачивать налоги и услуги ЖКХ, проверять штрафы ПДД, оформлять кредит на покупки, а потом частично или полностью досрочно его погашать и многое другое. Нужен лишь гаджет.
1 С помощью «Мой Beeline» легко проверить баланс и детализацию, пополнить счет, перейти на выгодный тариф, управлять несколькими номерами и т. д. Среднемесячное количество сессий — 54 032 407, уникальных — 462 623.
2 Aviata.kz — один из крупнейших сервисов онлайн-покупки ж/д и авиабилетов в Казахстане, позволяющий забронировать дешевые билеты. Среднемесячное количество сессий — 2 898 460, уникальных — 56 747.
3 Smartbank — приложение для клиентов Евразийского банка: управление счетами, проведение платежей и переводов, погашение кредитов и пр. Среднемесячное количество сессий — 3 958 441, уникальных — 24 908.
4 Мобильное приложение клиентов Home Credit Bank Kazakhstan. Среднемесячное количество сессий — 1 250 000, уникальных — 125 000.
5 Мобильное приложение от сервиса коллективных покупок Chocolife.me. Поиск акций на карте, приобретение купонов с помощью мобильного телефона. Среднемесячное количество сессий — 1 424 002, уникальных — 56 811.
6 Почтовые, финансовые и банковские услуги от АО «Казпочта». Среднемесячное количество сессий — 1 063 370, уникальных — 32 075.
7 Оплачивая приложением «Рахмет», вы экономите часть средств, потраченных на ежедневные расходы. Среднемесячное количество сессий — 246 320, уникальных — 25 395.
8 SENIM. Приложение, с помощью которого можно оплачивать товары и услуги, парковку, проезд, покупать билеты в кино и заправляться, не выходя из машины. Среднемесячное количество сессий — 301 585, уникальных — 9354.
Выгодный кэшбэк
Cashback («возврат наличных») — это термин, обозначающий возврат части стоимости покупки на счет карты. С помощью этой опции можно вернуть от 1 % до 10 % от суммы. В случае с банковскими сервисами этот термин используется для обозначения услуги, представляющей собой бонусную программу, которая возвращает покупателю часть потраченных денег на карту в конце отчетного периода. Чаще всего таким отчетным периодом выступает месяц.
Кэшбэк встречается не только в банковской сфере. Эту опцию используют также в интернет-торговле, гостиничном и игорном бизнесе. В онлайн-торговле в роли агрегаторов бонусных программ выступают кэшбэк-сервисы и кэшбэк-порталы, которые предоставляют пользователям доступ к магазинам, работающим по этой схеме, и сотрудничают с ретейлерами в качестве агентов, самостоятельно возвращая покупателям процент от покупок.
Следует отметить, что кэшбэк — это не разовая скидочная акция, а отложенный возврат денег, который начисляется после определенного периода и накладывается поверх разовых или сезонных скидок, установленных в торговой точке.
Кэшбэк в банковской сфере может иметь разные формы и начисляется как деньгами, так и бонусами. Кроме этого, банки могут возвращать наличные, пополняя счет мобильного телефона.
Банк может выпустить как кредитную, так и дебетовую карту с функцией кэшбэка. При этом чем выше будет статус банковской карты, тем больший возврат по ней можно ожидать пользователям.
Уровень ставки и лимиты дохода по кэшбэку могут различаться в зависимости от категории покупки. Категории определяются по коду торговой точки, который должен соответствовать ее основному виду деятельности.
Наконец, карты с кэшбэком могут отличаться в зависимости от принципа работы с партнерами. Так, возврат денег может распространяться либо на все покупки пользователей, либо на товары или услуги, приобретенные в сети партнеров банка.
Кэшбэк-сервисы позволяют банкам привлекать новых клиентов и переманивать пользователей других банков, которые раньше не думали о смене обслуживания.
Бонусная программа повышает лояльность среди существующих клиентов, стимулируя развитие повторных продаж.
Одна из основных целей внедрения кэшбэка в банках — стимулирование использования пластиковых карт как альтернативы наличному расчету.
Ограничивая действие кэшбэк-сервисов сетью торговых партнеров, банки стимулируют покупательский спрос на товары и услуги, продающиеся в конкретных магазинах и заведениях.
Фобии никто не отменял
Страх или неприязнь к передовым технологиям и сложным электронным устройствам в медицине называют технофобией.
Сегодня боязнь техники проявляется, например, в том, что человек не пользуется пластиковой картой, испытывая страх перед перспективой управления банкоматом, всегда носит с собой только наличные. Или боится миксеров, блендеров, пылесосов, электрической плиты и т. п. Если же возникает необходимость воспользоваться банкоматом или смартфоном вместо кнопочного телефона, к которому уже привык, страдающий технофобией вдруг ощущает усталость, у него начинает болеть голова, нарушается сердечный ритм — таковы черты приступа технофобии.
Известны и другие крайности: номофобия. Страх остаться без мобильного телефона или вне зоны доступа мобильной связи. Термин произошел от слов «no-mobile-phone phobia» и впервые был озвучен шесть лет назад.
Номофобия — одна из популярнейших, если не главная фобия, связанная с научно-техническим прогрессом. Ее черты: тревожность, плохое настроение, иногда агрессивное поведение, депрессия. Ученые из американского Университета штата Айова, разработав специальную анкету номофобии, проведя опрос и обработав результаты, выделили мягкую, умеренную и тяжелую формы. Самые отъявленные номофобы держат мобильник при себе, находясь за рулем, в туалете или зайдя в ванную почистить зубы, чтобы не пропустить нечто важное.
Но фобии, конечно, прогресс не остановят. Это вопрос социализации. Или ты социализируешься и идешь в ногу с прогрессом, стараешься преодолеть свои проблемы, повышаешь уровень интеллекта, образования, идешь работать со своими неврозами. Или тебя отбрасывает на обочину, оттуда ты наблюдаешь, как прогресс движется вперед с твоими сверстниками, но не с тобой.
По материалам интернет-сайтов страницу подготовила Юлия Павлова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!