Заголовок статьи вовсе не кража у любимой мною современной писательницы Наринэ Абгарян — ее роман так назван и еще будет упомянут.
Этой фразой заканчиваются армянские сказки: «С неба упали три яблока: одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто все это слушал». Сродни присказке из русского фольклора:«Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец». Яблочная тема в названии продиктована тем, что она сама по себе разлита в армянской культуре, обычаях и традициях армянского народа и столетиями сопутствует ему.
Казалось бы, этот фрукт не из приоритетных и тем более не из официальных: в гербе бывшей Армянской ССР сияла то красным, то янтарным цветом тяжелая виноградная гроздь. Нынешняя геральдика и вовсе свободна от флоры — там живут львы и птицы. Сельское хозяйство в Армении крепко стояло и стоит на лозе, национальный алкогольный бренд не сидр, а коньяк. Тем не менее яблок много.
Их немало уже в топонимике. По всей стране разбросаны населенные пункты с названиями Хндзорут, Хндзореск, Хндзорк, Хндзори, Хндзорек и другие. Все они от слова «хндзор» — яблоко, яблочный. Если учесть, что местности, как правило, давали название по ее характерной особенности, то логично предположить, что яблок всегда было в изобилии, а разведение яблоневых садов соперничало с виноградарством.
Вообще понятие сада имеет большое значение в формировании национальной идентичности армян. Они первыми официально приняли христианство, а цари как наместники Бога на земле разбивали свои сады по аналогии с райским, созданным творцом. Более того, древние армяне считали сад земным раем. Потому неудивительно, что Армянское нагорье является древнейшим очагом возникновения садоводства с самобытными стародавними сортами плодовых, в том числе яблони.
В армянской средневековой поэзии, да и в фольклоре тоже, яблоко выступает символом любви. И по сей день в ходу фразы: «Любовь должна быть с яблоком», «Возьми яблоко, иди ко мне». Чистейший love apple! Да и в качестве приворота оно охотно использовалось барышнями. В яблочное углубление сыпали порошок из цветов любви (есть и такие) и посылали начиненный фрукт избраннику. А уж яблочных заговоров и наставлений в старых умных рукописях просто не счесть. Даже эпические состязания женихов выстраивались на этом фрукте: с девушкой на выданье мог быть помолвлен тот, кто ловко завладевал золотым яблоком, прикрепленным к столбу.
Про золотое яблоко — отдельная тема. Сначала оно фигурирует в сказке с одноименным названием. В ней царь однажды пообещал подарить этот плод из драгметалла тому, кто лучше всех солжет. Мудрецы, советники и визири врали батюшке напропалую. Тот цитировал Станиславского. Пришел бедняк и потребовал у государя отдать ему долг — кувшин золота. Тот возмутился, стал отнекиваться. Словом, проиграл бедняку и отдал ему золотое яблоко. Кстати, в армянском фольклоре есть еще сказка про дерево с бессмертными яблоками. Так что народ выбирал для творчества не персик и не гранат, а именно хндзор.
Но золотое яблоко было и другого свойства. Оно являлось одной из регалий армянских царей: золотое, с выведенным на нем крестом, оно служило символом Вселенной и власти. Собственно, этот атрибут затем приживется в российской монархии и будет назван «держава». Это произойдет столетиями позже. А вот у армян державный атрибут навечно останется яблоком. Как и небольшой подкрестный шар, венчающий купол церкви. Эта заимствованная деталь в храмовой православной архитектуре сохранит исходное название — яблоко.
Издревле, по представлениям армян, шарообразные плоды символизируют целостность, сплоченность и совершенство. Так что яблоко у них получилось с характеристикой «три в одном».
Николай Тихонов весьма удачно про-длил золотояблочную тему в двадцатом столетии, написав:
В ладонях гор, расколотых
Стозвучным ломом времени,
Как яблоко из золота,
Красуется Армения.
У армян яблоко было напрямую связано с именем богини любви и красоты Астхик: считалось ее плодом и символизировало божественную силу. По легенде, она была возлюбленной бога грозы и молнии Ваагна, и после их встреч на землю проливался благодатный дождь, питая поля и сады, принося обильный урожай. Память о богине сохранилась в любимом всеми армянами празднике — Вардавар. В этот день вся страна поливает друг друга водой. Вряд ли кому на улице удастся остаться сухим – тебя непременно окатят, не взирая на лица. В этом празднике смешалось язычество и христианство. В нем и отголоски Астхик, и тема Преображения Господня, и параллель с Яблочным Спасом. Ко времени проведения Вардавара созревает скороспелый сорт, который в Армении называют «сахарным яблоком», — маленькие и очень сладкие плоды. Их нельзя было есть до праздника: это служило своего рода яблочным постом. Этот яблочный пост — совершенно аутентичное явление.
Активно присутствует яблоко и в свадебных обрядах, так как символизирует крепкий и плодородный брачный союз. С помощью яблок влюбленные признавались в чувствах: девушки дарили суженому яблоко, украшенное разноцветными шелковыми нитками, а те в ответ преподносили яблоко с насаженной на него серебряной монетой. С яблоками шли свататься. Традиционное дерево новобрачных также было унизано этими плодами, яблоко с его верхушки резали пополам и давали молодым, отправляя их на брачное ложе. А поутру женщины со стороны жениха, убедившись, что невеста была невинна, приносили ее родителям корзину красных яблок.
Яблоки украшали. Девушки и молодые женщины, пока плоды были еще невелики, крепили к ним листья петрушки, которые впоследствии придавали им причудливый светлый узор. Такие яблоки становились украшением стола, ими приглашали в гости на торжество и поздравляли по поводу.
У армян есть поговорка «катать яблоко», то есть затеять склоку, спор. Возможно, в ней отразился древнегреческий миф о золотом яблоке, которое с надписью «прекраснейшей» подбросила богиня раздора Эрида Гере, Афине и Афродите. А может, в поговорке отразились собственные образы. Ведь яблоко в армянских представлениях далеко не однозначно. В нем глубинная философия о сфере как гармонии неба и земли, оно соединило в себе Вселенную и человека, стало символом плодородия как продолжения жизни, знаком чистоты и непорочности.
Вот и в волшебном романе Наринэ Абгарян свой яблочный смысл: «В пятницу, сразу после полудня, когда солнце, перевалившись через высокий зенит, чинно покатилось к западному краю долины, Севоянц Анатолия легла помирать, не ведая того, как много прекрасного у нее впереди, и вот оно пришло, это прекрасное, и дышит легким и ласковым, и пусть так будет долго, и пусть так будет всегда, а ночь будет колдовать, оберегая ее счастье, и перекатывать на своих прохладных ладонях три яблока, которые потом, как испокон веку было заведено в маранских сказаниях, уронит с неба на землю: одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро».
И верил в добро…
З. Савина