Открыть в Шымкенте центр казахского народного ремесла мечтает известный художник, ремесленник Б. Бейсбеков.
У него даже есть проект будущего комплекса. Это высокое здание в виде юрты, в котором будут выставочные галереи, мастерские, гостиница для туристов, зимний сад с фонтаном, рестораны национальной кухни. Болатбек ищет инвесторов для реализации проекта.
— Уже через четыре месяца Шымкент станет культурной столицей СНГ, — говорит Болатбек Бектасович. — Уверен, что гости с большим удовольствием посетили бы такой комплекс. Здесь опытные ремесленники делились бы мастерством с начинающими, проводили мастер-классы. А туристы знакомились с традициями и обычаями казахского народа.
Семья Бейсбековых известна, пожалуй, во всей стране. Семь ее членов состоят в Союзе художников Казахстана, пятеро — в Союзе ремесленников РК. Это настоящая династия мастеров. Прадед Болатбека Бектасовича был уважаемым ремесленником, работал с кожей и войлоком. В спутницы жизни Б. Бейсбеков выбрал художницу. Любовь к прикладному искусству передалась их с Куляш апай детям. Из шестерых детей четверо стали профессиональными художниками. Сын Берик занимается обработкой кожи, дочь Венера — мастер по художественному ткачеству. Не осталась в стороне от семейного дела и невестка Мадина: она создает гобелены и панно, а с недавнего времени — головные уборы в национальном стиле из цветного войлока. Интерес к прикладному искусству проявляют и внуки.
— Мы не забывали о творчестве даже в самые сложные времена, — вспоминает Б. Бейсбеков. — Не ленились ездить в отдаленные села и перенимать опыт ремесленников из глубинки. Сегодня многих из них уже нет в живых, но они успели поделиться секретами мастерства. Переехав тридцать лет назад в Шымкент, первым делом мы построили не дом, а мастерскую. Со временем смогли открыть галерею. Строители удивлялись и спрашивали, зачем тратить столько денег на ее возведение, если на эти деньги можно было построить тойхану? Но мы решили, что для нас это лучший способ инвестирования в будущее. Ведь в галерее работаем не только мы, но и наши дети, внуки. Для нас главное не прибыль, а сохранение национальной культуры. Наша цель не только наглядно показывать, какую красоту можно изготавливать из кожи, кости, шерсти, но и обучать этому всех желающих. Не хочу обидеть мастеров, которые работают с готовой китайской фурнитурой, но их продукция не сравнима с изделиями, каждая деталь которых выточена, соткана, сплетена вручную, — говорит Б. Бейсбеков, пригласивший совершить экскурсию по галерее. — Разница в том, что ты вкладываешь всю свою душу. Это штучный, эксклюзивный товар. Нужно сохранять технологию, которая передается из поколения в поколение, понимать язык орнамента.
Молодым художникам Бейсбековы разрешают организовывать в своей галерее выставки бесплатно. А в благодарность те оставляют одну картину. Частые гости здесь — студенты художественного колледжа им. А. Кастеева. Многому они учатся у Болатбека и Куляш, работающих в творческом тандеме. Это большая редкость, когда два художника пишут вместе. Ведь у каждого творческого человека свое видение мира. Но супруги понимают друг друга с полуслова.
Некоторые художники просто так дарят галерее свои картины. Например, мастера кисти из Африки, Ирана, правнук В. Сурикова.
— Потенциал имеется огромный. Мы можем обучать еще большее количество людей, — говорит Б. Бейсбеков. — Поэтому сейчас поднимаем вопрос строительства центра казахского прикладного ремесла. Обращались в банки, организацию Kazakh Invest. Надеемся, что среди местных предпринимателей найдутся неравнодушные, которые изъявят желание вложить средства в поддержку национальной культуры, сохранение наследия предков. Это выгодно бизнесменам, которые смогут открыть рестораны, гостиницы.
Мы же, в свою очередь, сможем организовывать выставки, мастер-классы, наладить работу мастерских. В первую очередь нужно решить вопрос с выделением земельного участка.
Салтанат Абдижаппарова
Фото автора